https://www.traditionrolex.com/8
<p>Город, в котором уживаются и исторические традиции, и современный ритм жизни. Кусочек Европы в Азии, не теряющий при этом своего колорита, привлекающий многочисленными историческими памятниками, ласковым морем, традиционной кухней и яркой природой. Сегодня речь пойдет о турецком курорте Кушадасы.</p>

Продолжение. Начало в N 21

Янина СЕДЕЛЬНИК

Город, в котором уживаются и исторические традиции, и современный ритм жизни. Кусочек Европы в Азии, не теряющий при этом своего колорита, привлекающий многочисленными историческими памятниками, ласковым морем, традиционной кухней и яркой природой. Сегодня речь пойдет о турецком курорте Кушадасы.

Kusadasi

«Птичий остров»

Эгейское побережье в целом – это родина таких исторических личностей, как Гомер, Геродот и царь Мидас, превращавший в золото все, к чему прикасался. В этом же регионе находится город Пергам, где впервые был изобретен пергамент.

Кушадасы в переводе с турецкого языка означает «птичий остров». Название произошло от островка, на котором обитало очень большое количество голубей. Туристы могут увидеть Голубиный остров (Гюверджин) и сегодня, а также посетить расположенную на острове старинную крепость, построенную еще в XVI столетии. Именно с этого времени и начинается история Кушадас. Город был основан мореплавателями из Венеции, со временем построившими крепость на Голубином острове, в которой обосновался знаменитый пират Барбаросса, державший в страхе христианские города и поселки Средиземноморья.  

Курорт Кушадасы протянулся на 50 км вдоль побережья и обладает всей необходимой туристической инфраструктурой. Он находится в 100 км от Измира, второго по величине и треть­его по значимости (после Стамбула и Анкары) города Турции, и в 70 км от аэропорта Измир.

Город с каждым годом все больше разрастается. Основное население Кушадас невелико – около 60 000 человек, однако увеличивается на каждые выходные за счет жителей Измира и Айдына, которые приезжают сюда на уик-энд, ну и, конечно, за счет туристов – в сезон на курорте может находиться до 500 000 человек. Это комфортабельное место для владельцев яхт. Некоторые приезжают сюда специально, для того чтобы отремонтировать свои яхты, так как ремонт здесь дешевле, чем в Европе или США.

На подъезде к курорту, если остановиться в одном из пунктов придорожного сервиса, можно увидеть, как выпекают турецкие лепешки гёзлеме. Это тончайшие блины с начинкой из шпината, сыра или мяса, которые будут раскатывать и выкладывать на специальную печку прямо на глазах туристов. К блинчикам можно попросить соус, как правило, это цацики, паста хумус, острая томатная аджика или мягкий соус из грецких орехов. И для полноценной картины запить все это можно турецким айраном.

Говоря о национальных традициях Турции, нельзя не рассказать и о хамаме. Пойти в турецкую баню желательно в первые несколько дней приезда, потому что после ее посещения загар ложится ровнее и держится дольше. Вообще хамам представляет собой банное помещение круглой формы с одним или несколькими камнями в центре. Посетителей, как правило, моют мужчины, однако делать это могут и женщины. Сначала туристам делают пилинг специальной мочалкой, затем обильный пенный массаж, после чего следует обливание чистой водой, отдых, и, в некоторых банных домах, предложение выпить турецкого чая.

На территории курорта находится свыше 300 гостиниц. От таких курортов, как Бодрум и Мармарис, Кушадасы отличает то, что практически все отели региона имеют хорошие песчаные входы в море. А отдельные отели, как например, Aqua Fantasy 5*, обладают собственным аквапарком.

Однако, пожалуй, самой значительной особенностью Кушадас, притягивающей сюда толпы туристов со всех стран мира, является расположенный поблизости (40 минут езды на автобусе) древний город-музей Эфес – превосходный памятник античной архитектуры. До «хлопкового замка» Памуккале – не менее известной достопримечательности Турции – также всего 3 часа езды.

Античные истории древнего Эфеса и домик Девы Марии

Основанный ионийскими греками в II в. до н.э. античный город Эфес в первую очередь знаменит огромным вкладом в распространение христианства в древности. Здесь располагается отреставрированная библиотека, хорошо сохранившая свой внешний вид. Великолепно сохранился и древний амфитеатр, в котором до сих пор проходят фестивали и концерты мировых знаменитостей.

По легенде, город был основан сыном афинского правителя Андроклом, получившим соответствующий приказ от Дельфийского оракула. Место для нового города, по предсказанию, ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря, и когда один из дней путешествия подходил к концу, высадился на берегу прекрасной бухты на ночлег. Его команда решила передохнуть и разожгла костер, чтобы пожарить рыбу. Неожиданно от искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. На этом месте и был заложен город. Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию, он влюбился. В честь нее город и был назван.

Эфес очень хорошо сохранился, потому что не был уничтожен: его просто покинули жители. А произошло это по двум причинам. Во-первых, из-за такого явления, как заиливание моря. Местным жителям было гораздо проще переехать и построить новый город, чем чистить море от ила и бороться с этой напастью. Когда море уходит, оно оставляет после себя болото. А болото – это комары и малярия, лекарства от которой в то время также не знали. И вот как раз когда местные жители погибали от малярии, верноподданный генерал Лисимах после смерти своего правителя Александра Македонского получает власть над городами Бергам и Эфес.

Лисимах переносит город из заболоченной местности на гору и строит новую гавань. Однако местные жители, даже несмотря на бушующую эпидемию, не хотели переселяться в новый город, так как Лисимах построил его на месте захоронения их предков и назвал в честь своей жены Арсинои II. Тогда генерал приказал перекрыть канализационные каналы в старом городе, и горожанам не оставалось ничего иного, как перейти на новое место. Правда, они поставили условие, по которому город должен быть переименован. Но это удалось сделать только через 12 лет, после смерти Лисимаха. А канализационные системы генерала, построенные еще до нашей эры, великолепно работают до сих пор. Их работу могут наблюдать и туристы, так как дождевая вода после прошедших над городом осадков исчезает буквально за несколько часов.

Водная система в целом была очень важна для греческих и римских городов. В Эфес вода шла с трех направлений: со стороны Измира, Кушадас и Айдына. Вся вода собиралась в круглом сооружении – цистерне, там она отстаивалась и по трубам проходила по всем зданиям Эфеса, которые нуждались в водоснабжении. Место, где находилась цистерна, являлось строго охраняемым, так как реши кто-нибудь отравить весь город – ему достаточно было бы отравить воду в цистерне.

Экскурсия по Эфесу начинается с малого театра, известного также как Одеон. Здесь обычно проходили небольшие концерты, а в свободное от них время заседал сенат. Театр был рассчитан на 800 человек.  Для города, где проживало 250 000 жителей, это очень небольшая цифра.

Вместе с туристами по древнему городу ходят профессиональные фотографы, которые обычно прибиваются к той или иной группе и фотографируют их. Фотограф уйдет немножко раньше, а в конце экскурсии группа обнаружит возле своего автобуса в обилии распечатанные снимки стоимостью пять лир за штуку. 

Еще одной достопримечательностью древнего города является мэрия. В Эфесе она состояла из двух зданий. В первом заседали монахи, отвечавшие за все религиозные обряды, связанные с культом богини Артемиды Эфесской. Во второй части здания горел вечный огонь, хранительницами которого являлись жрицы-весталки. Они подписывали обет безбрачия и 30–35 лет служили поддержке этого огня. Права женщин в античный период были практически никакими, они не могли даже посещать без мужчины театр. Но для весталок делались исключения. Так, они могли спокойно посещать гладиаторские бои (чтобы хоть как-то скрасить недостатки обета безбрачия), для них всегда предназначались вакантные места рядом с сенатом. После окончания их службы при храме женщины могли выходить замуж. Но поскольку средняя продолжительность жизни в античный период составляла около 45 лет, то весталки уже практически никому не были нужны.

Была в городе и большая улица бутиков, завсегдатаями которой слыли состоятельные люди. В таких магазинах продавалось все, что как-то связано с богиней Артемидой Эфесской: золотые, серебряные, мраморные статуэтки и другие вещицы. И именно один из ювелиров улицы бутиков по имени Димитрий поднял бунт против апостола Павла, проповедовавшего в городе христианство. Когда апостол Павел собрал в большом театре 24 000 человек, все слушали его как завороженные. Казалось, он закончит свою проповедь, и все примут эту религию. Но вдруг Димитрий поднялся и стал кричать: «Артемида, Артемида, да здравствует Артемида!». В Деяниях апостолов записано, что два часа толпа, как сумасшедшая, выкрикивала имя богини. Павла схватили, оттащили к храму, хотели четвертовать, но его друзья смогли перекричать разбушевавшуюся толпу и напомнить, что Павел является гражданином Рима, а значит, они не имеют права устраивать самосуд.

А почему бунт устроили именно торговцы? Потому что им было совершенно наплевать на религию, они просто боялись потерять свой бизнес.

Еще одно здание в Эфесе, достойное посещения туристов, – это местная баня. Баня являлась точной копией современных турецких банных комнат, и мыться уже тогда было принято вместе с банщиками. Так как в то время было распространено воровство, в баню приходили с двумя слугами. Первый оставался в раздевалке сторожить одежду, а второй шел внутрь, чтобы помыть хозяина.

В античные времена не было радио, телевидения, не было интернета. Хлеба требовали на площадях, зрелища получали в театрах. А самые хитроумные заговоры и интриги обсуждались в банях и… туалетах. В Эфесе туристы могут посетить мужские vip-туалеты. Конечно, в домах горожан туалеты также были, но в общественных можно было собраться вместе по 5–8 человек и пообщаться. Так как современных кафе и ресторанов в те времена не было, туалеты выполняли функцию места встречи. И уже тогда эти заведения были платными. Когда императору принесли первые деньги, заработанные на туалетах, поначалу он смутился и сказал: «Ну как же можно зарабатывать на человеческих нуждах!». Тогда слуги ответили ему: «Император, а разве деньги пахнут?». Это известное выражение популярно до сих пор. 

Яркой достопримечательностью Эфеса является местная библиотека. Первой была построена александрийская, второй – бергамская и третьей – эфесская. И всех постигла одна и та же судьба – они сгорели. Сейчас, после реставрации, в Эфесе можно увидеть восстановленную фронтальную часть. А рядом с библиотекой находился бордель. И когда античные мужчины говорили своим женам, что идут в библиотеку, а затем долго не возвращались, жены знали, где их искать. Некоторые гиды рассказывают, что между библиотекой и борделем существовал черный ход, но это неверная информация, так как в то время никто из мужчин не делал секрета из посещения подобных заведений.

И наконец, самой старой постройкой древнего Эфеса является большой театр. Это один из самых больших в мире и самый большой в Турции из сохранившихся амфитеатров. В античные времена театр зачастую использовался для проведения гладиаторских боев. А в современности здесь выступали такие мировые звезды, как Стинг, Дайана Росс, Хулио Иглесиас и Элтон Джон.

Туристы, отправляющиеся на экскурсию в Эфес, обязательно посещают и одно из семи чудес света античного мира – храм богини Артемиды. Интересна сама история строительства храма. В округе был объявлен большой конкурс, на который приехало много великих архитекторов. Но конкурс выиграл совершенно сумасшедший проект архитектора Херсифрона, предлагавшего построить храм на болоте. По словам архитектора, именно такой способ строительства сбережет храм от землетрясений. И «подуш­ка» Херсифрона действительно была выходом, ведь хотя в той области земле­трясения были довольно частым явлением, храм только покачивался, но не падал. Однако постоять ему удалось недолго. В 356 г. до н. э. храм сжег сапожник Герострат. Он мечтал как-нибудь войти в историю, хотел, чтобы его имя помнили потомки, но не знал, как это сделать. И тогда алчные товарищи Герострата предложили ему сжечь храм богини, ведь они мечтали о несметных сокровищах, хранившихся в этом храме. И Герострат послушал их совета. Власти города применили к честолюбивому сапожнику смертную казнь и высшую меру наказания – полное забвение. Жителям города было приказано забыть имя Герострата. Но об этом напоминалось и говорилось настолько часто, что имя этого честолюбца помнят до сих пор. Сейчас на месте седьмого чуда света виднеется небольшое болотце, может быть, то самое, на котором архитектор Херсифрон и строил храм.

Окончание в следующем номере

Автор благодарит туристическую компанию «Топ-Тур» за возможность познакомиться с Турцией и турецкими курортами.

https://www.traditionrolex.com/8