https://www.traditionrolex.com/8
<p>Туристические маршруты - одна из составных частей общей больной темы "Въездной туризм в Беларуси". О том, с какими проблемами сегодня сталкиваются фирмы, разрабатывая и продвигая различные маршруты, рассчитанные на иностранцев, мы беседуем с директорами трех компаний, специализирующихся на инкаминге, - <strong>Мариной Кондрашовой ("Вокруг света"), Владимиром Маковским ("Внешинтурист") </strong>и<strong> Геннадием Левшиным ("Беларустурсервис")</strong>.</p>

Ирина Шпаковская

Туристические маршруты - одна из составных частей общей больной темы "Въездной туризм в Беларуси". О том, с какими проблемами сегодня сталкиваются фирмы, разрабатывая и продвигая различные маршруты, рассчитанные на иностранцев, мы беседуем с директорами трех компаний, специализирующихся на инкаминге, - Мариной Кондрашовой ("Вокруг света"), Владимиром Маковским ("Внешинтурист") и Геннадием Левшиным ("Беларустурсервис").

9-7

Разработка маршрутов и спрос на них: вчера и сегодня

Геннадий Левшин:

- В прежние годы у иностранных туристов действительно был интерес к многодневным маршрутам по Беларуси. Еще лет 5 лет назад японские туристы приезжали в нашу страну в среднем на 4-5 дней. А, скажем, 6-7 лет назад среди наших предложений был и 11-дневный тур. Ведь в начале 2000-х годов иностранные туроператоры проявляли живой интерес к белорусским туристическим маршрутам. Наша страна представлялась им неизведанной и дешевой. Правда, довольно быстро они поняли, что белорусская "дешевизна" - это миф.

И тогда они начали, образно говоря, бороться с ценами. Как? Естественно - уменьшая количество дней в туре. 8-9 дней превратились в 5, потом в 3, потом в полтора. В итоге туристов, едущих с познавательными целями, в Беларуси практически не стало, как и интереса к нашей стране у иностранных туроператоров. Последние 2-3 года они даже вопросов не задают, есть ли у нас какие-то новые маршруты. И если первоначально иностранных партнеров отпугивали только цены, то остатки интереса напрочь отбили усложнившийся документооборот в туризме и порядок оформления туристических виз. Благодаря всемирному экономическому буму, который, увы, уже в прошлом, познавательных туристов у нас частично заменили бизнес-путешественники и болельщики, приезжающие на спортивные события.

Владимир Маковский
:

- Однажды бельгийская фирма попросила нас разработать семидневный тур. Мы добросовестно подошли к своей работе, посчитали тур с минимальной наценкой - только чтобы кто-то приехал. И не только никто не приехал, не поступило даже ни одного запроса. На бумаге можно сочинить сколько угодно маршрутов, но нам потом это еще нужно как-то продать. Пока въездной турист приезжает в Беларусь почти исключительно с транзитными целями. Он задерживается в столице на день-два и дальше едет в Россию или куда-нибудь еще.

Марина Кондрашова:

- На мой взгляд, сейчас на рынке въездного туризма происходят положительные изменения. В том числе появляется спрос и на многодневные программы, в маршруты включаются не только Минск и его окрестности, но и другие регионы Беларуси. После столицы самый популярный город - Витебск, особенно среди европейцев. По дороге из Минска в Витебск заезжают в том числе в Березинский заповедник. Мы видим причины положительной динамики спроса на наши маршруты, прежде всего, в наших прочных и многолетних связях с зарубежными партнерами и, во-вторых, в том, что в последнее время о Беларуси стало появляться больше информации. Хочу заметить также, что постепенно потребительские рынки меняются - в Беларусь все больше едут представители неевропейской культуры.

9-8

Недостатки белорусских туристических маршрутов: старые проблемы в новых условиях

Владимир Маковский:

- По сути, у нас нет такого количества привлекательных туристических объектов, чтобы задержать туриста даже на 2-3 дня, не говоря уже о недельном туре. В Минске мы возим туристов на обзорную экскурсию, в Дудутки, на линию Сталина плюс Хатынь - к сожалению, больше показывать нечего.

Вечером ведем туристов на балет или в оперу. Мир и Несвиж еще не отреставрированы должным образом. Если везти туриста в областные центры, то обязательно появляется болезненный вопрос о придорожной инфраструктуре.

Оборудованных стоянок нет. В любой европейской стране на стоянке обязательно будет и туалет на несколько кабинок, и горячая вода, и кафе, и магазин сувениров. У нас ничего подобного нет ни на одной трассе, даже международной, не считая лукойловской заправки возле Бреста, которая более-менее соответствует требованиям. Еще один непростой вопрос - гостиницы. Сегодня мы строим только четырех- и пятизвездочные отели. А массовый турист все-таки выбирает экономичные варианты размещения, иногда даже мотельного типа. Нигде заведения, берущие 15 долларов за ночь, не пустуют, поверьте мне. У нас был один мотель под Минском, но он превратился в непонятно что, никто там туристов даже не думает размещать. А гостиницы в районных центрах? Это же ужас - горячей воды нет, удобства на улице, а цена для иностранца может достигать ста долларов только потому, что у нас до сих пор нет четкой ценовой политики в области въездного туризма.

Марина Кондрашова
:

- Гостиницы были и остаются больной темой. Например, "Славянский базар" принес Витебску популярность, но разместить там в это время группу туристов нереально. В городе три гостиницы, одна из которых четырехзвездочная. Из новых белорусских отелей, пожалуй, стоит отметить гродненский "Кронон парк отель", кроме того, "Эридан" открыл новый корпус - это, конечно, большие плюсы для города. Но все равно уровень развития инфраструктуры недостаточный. Проблема и с качественным транспортом. Каждый второй запрос, исходящий от клиентов, требует автобус не старше 3-х лет. Есть заказы и на 20местные автобусы, которых очень мало в хорошем состоянии, радует, что государственные автопарки нам в этом случае помогают.

Геннадий Левшин:

- На мой взгляд, Беларуси нужна конкурентная среда в области инфраструктуры. В придорожном кафе за 100 км от Минска вас сегодня дешевле, чем за 20 долларов, не накормят. Откуда такие цены? До тех пор, пока у нас не будет большого количества придорожных кафе, и пока все из шкуры не будут лезть, чтобы клиент зашел именно к ним, до тех пор о нормальной, развитой, качественной инфраструктуре говорить бесполезно.

Продвижение маршрутов: "неведомые дорожки"


Геннадий Левшин
:

- Продвигать туристические возможности можно по-разному, в том числе и пропагандируя выгодность инвестиций в данный сектор. Не секрет, что сейчас белорусская экономика нацелена именно на привлечение иностранных инвесторов. Иностранный турист, по сути, такой же инвестор, с той лишь разницей, что он инвестирует в экономику страны безвозмездно. К тому же он является индикатором конкурентоспособности страны, голосуя за нее своим рублем, долларом или евро. В развитых странах конкуренто- способность страны - это главная забота любого правительства, у нас же эта тема никогда даже не звучала. Туризм - это такая сфера, где нужно либо годами что-то лелеять, чтобы потом начать это продавать, либо одномоментно вбросить огромные деньги, чтобы затмить всех. В последнее время много говорят о деловом туризме.

Но, кроме того, что это разовый туризм, очень часто, наверное, исходя из нашего менталитета, размещение иностранным партнерам оплачивают белорусские фирмы, они же водят в рестораны, предлагают гостям развлекательную программу. Где здесь поступление денег извне?

Марина Кондрашова:

- Самый лучший пиар - когда к нам приезжают зарубежные коллеги, сами все осматривают и после этого мы начинаем вместе продвигать маршрут. Конечно, отличный пиар-ход - отмена виз. Кстати, в отмене виз в Украине есть свой положительный момент и для Беларуси. Когда там увеличился туристический поток, украинские туроператоры, чтобы расширить количество предложений, начали включать в них и Беларусь.

Владимир Маковский:

- Нам недавно звонил туроператор из Арабских Эмиратов, сказал, что хотел бы привезти в Минск десять туроператоров и двух журналистов. Там вдруг задумались, что белорусы к ним летают, а арабы к нам почему-то нет - а ведь должно быть и в нашей стране что-то, что можно было бы посмотреть. Но в таких случаях принимающая фирма все финансовые расходы берет на себя. А кто у нас сейчас рискнет пригласить такую группу за свой счет? Между тем белорусские турфирмы бывают в рекламных турах регулярно и сами оплачивают при этом разве что только дорогу. Наше Национальное агентство должно заниматься такими турами, эффективность которых порой выше, чем участие в выставках.

Справка "ТиО"

Как сообщили в Департаменте по туризму, на продвижение туристических возможностей Беларуси в 2007 году было выделено 2,3 млрд белорусских рублей, в 2008 году - 2 млрд. Бюджет на 2009 год пока еще не определен.

Компетентно


Валерий Болдырев, начальник отдела маркетинга и издательской деятельности Национального агентства по туризму: - Вопросы инфраструктуры и туристических потоков взаимосвязаны. С одной стороны, туристы требуют более качественной инфраструктуры, с другой, инфраструктура, чтобы целесообразно было начать ее развивать, требует большего потока туристов. Следует учитывать, насколько сами туристические компании заинтересованы в увеличении потока. У нас в стране есть турфирмы, которые как-то пытаются двигаться в этом направлении, но их очень мало. Как правило, без участия бюджетных средств, фирмы не желают вкладывать деньги в собственную раскрутку, участвовать в каких-то проектах за свой счет. Белорусские туристические компании и предприятия отказываются от участия единым стендом без финансовой помощи со стороны республиканского бюджета. Но практика участия в международных выставках, например, стран соседей показывает, что все субэкспоненты всех стендов оплачивают полную стоимость оборудованной площади.

Белорусские компании отказываются вообще участвовать на таких условиях. Пример - отсутствие белорусского стенда на туристической выставке в Берлине. Национальное агентство всегда готово выступить организатором или координатором, но многие вещи зависят от бюджета, выделенного на продвижение страны. В том числе и организация рекламных туров. У нас пока не было масштабных рекламных кампаний, потому что для них требуются большие денежные вливания.

https://www.traditionrolex.com/8