https://www.traditionrolex.com/8
<p>Естественные краски поздней весны освежают старушку Европу лучше любого косметического ремонта: сочная зелень маскирует пышные формы барокко, нежные бутоны смягчают строгие черты классицизма, яркое солнце разукрашивает тротуары сквозь цветные витражи готики. Весенний наряд европейских памятников архитектуры оценили белорусские туристы, которые первыми отправились по тематическому маршруту «Шедевры дворцово-парковых ансамблей, садов и городов Европы», составленному специалистами компании «Топ-Тур».</p>

(Окончание. Начало в №24)

Татьяна ЧУДАК, фото автора

Естественные краски поздней весны освежают старушку Европу лучше любого косметического ремонта: сочная зелень маскирует пышные формы барокко, нежные бутоны смягчают строгие черты классицизма, яркое солнце разукрашивает тротуары сквозь цветные витражи готики. Весенний наряд европейских памятников архитектуры оценили белорусские туристы, которые первыми отправились по тематическому маршруту «Шедевры дворцово-парковых ансамблей, садов и городов Европы», составленному специалистами компании «Топ-Тур».

Брюгге

Столица Западной Фландрии встречает белорусских путешественников в аккуратном наряде, однако чистые улочки и свежевыкрашенные фасады смущают лишь на мгновение: присмотревшись, туристы понимают – все вокруг на самом деле очень старое. Историческая часть Брюгге – настоящий заповедник Средневековья, и неспешная прогулка между разноцветными домами XI–XV веков с «фирменными» ступенчатыми фронтонами доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Отправной точкой основных экскурсионных маршрутов служит Рыночная площадь, в центре которой установлен памятник Иоанну Брейделю и Петеру Конинку, национальным героям, в 1302 году вдохновившим жителей Фландрии на борьбу с французами. В то время Брюгге был богатейшим городом Северной Европы, важным торговым центром с крупным морским портом. Считается, что именно в Брюгге в начале XV века открылась первая в мире биржа. Затем природа бесцеремонно вмешалась в городскую экономику: гавани заcыпало песком, коммерсанты переместились в Антверпен, а Брюгге превратился в спокойный городок, где время замедляет ход. Постепенно население города уменьшилось почти вдвое, что с лихвой компенсируют туристы, съезжающиеся в Брюгге, как когда-то торговцы, со всех концов света.

Главное богатство современного Брюгге – средневековая архитектура, сохранившаяся в первозданном виде. Ратуша послужила образцом для зданий городских администраций по всей Бельгии. Базилика святого Василия, или Святой Крови, интересна не только тем, что состоит из двух часовен, построенных в разных стилях: романском и готическом. Здесь хранится капсула из горного хрусталя с каплей Крови Христа, привезенная фламандским графом Дитрихом Эльзасским из второго Крестового похода. Церковь Богоматери привлекает не только паломников, но и ценителей искусства: в храме находится скульптура мадонны с младенцем на руках – одна из немногих работ великого Микеланджело, вывезенная за пределы Италии.

Брюгге

Еще одно любопытное место Брюгге – бывший Бегинаж, или «Благородный дом пристанища бегинок Тен Вийнгарде», если официально. В белых домиках с черепичной крышей, обнесенных стеной, начиная с XII века, селились женщины, – как благочестивые вдовы, так и совсем юные девицы, – которые посвятили себя богу, но не принимали монашества и не давали обет безбрачия. Теперь здесь живут монахини ордена Святого Бенедикта, и это единственный монастырь Брюгге, открытый для туристов. Напротив обители на берегу Озера Любви раскинулся прекрасный парк, смотритель которого живет в миниатюрном замке, – это одни из самых узнаваемых «сказочных» видов Брюгге.

Рассмотреть красоту города-музея можно со смотровой площадки Белфорда. Так в Брюгге называется беффруа – башня городского совета, служившая символом свободного средневекового города. На смотровую площадку башни высотой 107 метров ведут 366 ступеней, и по «наскальной живописи», которую вопреки запрещающим знакам оставляют посетители, прослеживается география туристов, приезжающих в Брюгге. Другие способы знакомства с городом – прогулка в открытом экипаже, запряженном красавцем фризской породы, или поездка в современном ярко-желтом автобусе с надписью CityTour. Пожалуй, самый популярный у туристов вид транспорта Брюгге – речной: благодаря множеству каналов город заслужил свое неофициальное прозвище Венеция Севера.

Брюгге знаменит не только архитектурными шедеврами. Во-первых, это центр искусных кружевниц. Во-вторых, кроме кружев из Брюгге рекомендуют прихватить пару бутылок бельгийского траппистского пива, которое легко опознать по слову «trappist» на этикетке. Варить такое пиво имеют право только шесть монастырей ордена траппистов, пять из которых находится в Бельгии. В-третьих, в дополнение к пиву, не в качестве закуски, конечно, непременно стоит купить бельгийский шоколад.

Амстердам и Кюкенхоф

В отличие от средневековых кварталов Брюгге, почти все «старинные» дома, расположенные вдоль каналов Амстердама, возведены после Второй мировой войны фактически заново. Хотя новизна амстердамских домов совершенно незаметна невооруженным взглядом: нидерландцы скрупулезно восстановили «танцующие» и «падающие» фасады. Впрочем, туристов не особенно волнуют перипетии градостроительной истории столицы Нидерландов. Маршрут, связывающий шедевры Европы, продолжается прогулкой по вечернему Амстердаму, и гвоздь программы в такое время суток, разумеется, «квартал красных фонарей». По большому счету, витрины, как иногда называют стеклянные, подсвеченные красными лампами двери, за которыми ждут клиентов «жрицы любви», располагаются в разных районах города. При соблюдении правил закон позволяет устраивать рабочее место в любом подходящем помещении. Случается, что «офис» путаны соседствует с… детским садом, и никого подобное соседство не беспокоит. Краткое знакомство с более чем свободными нравами Амстердама заканчивается на площади Дам у Королевского дворца. Впереди – посещения королевского парка цветов, знаменитого Кюкенхофа.

Описывать кухонный парк – именно так переводится с нидерландского языка Keukenhof – настоящее испытание словарного запаса. Проще всего о Кюкенхофе рассказывать языком цифр: был спроектирован 172 года назад, занимает площадь 32 гектара, знаменит огромными плантациями тюльпанов числом 4,5 млн луковиц 100 видов. Кроме тюльпанов, завезенных в Нидерланды из Ирана (по другой версии, из Турции), в парке, в котором доминируют луковичные цветы, на открытом воздухе выращивают гиацинты и нарциссы, а в оранжереях – орхидеи. Помимо обычных клумб в Кюкенхофе есть уголок традиционного японского сада и регулярного французского парка. Всю эту неземную красоту туристы стремятся запечатлеть на фото, подбираясь как можно ближе к самым интересным экземплярам и полностью игнорируя запрещающие таблички. Впрочем, сотрудники парка относятся к посетителям снисходительно: не поддаться очарованию Кюкенхофа совершенно невозможно.

Созерцание и фотографирование необыкновенно красивых цветов – отнюдь не единственное доступное в Кюкенхофе развлечение. В парке можно понаблюдать за работой ремесленников и художников, взять несколько уроков у флористов, заглянуть на сельский дворик с симпатичными домашними животными, подняться на смотровую площадку настоящей мельницы или выбрать пару кломпов – традиционных нидерландских башмаков. Одним словом, провести нескучный день в окружении невыразимо прекрасной природы.

Потсдам

С 28 апреля до 28 октября 2012 года в Потсдаме проходит фестиваль Frederisiko, посвященный 300-летию со дня рождения Фридриха Великого, короля Пруссии, сумевшего всего за 20 лет превратить скромное княжество в одно из сильнейших государств Европы и ставшего героем нации наряду с Отто фон Бисмарком и Конрадом Адэнауром. В течение шести месяцев в Новом дворце в Потсдаме, служившем резиденцией прусских королей, для публики будет открыта уникальная экспозиция, посвященная Старому Фрицу, как еще называли прусского короля. Основу коллекции составляют разнообразные предметы из музейных собраний Нью-Йорка, Лондона, Парижа и других городов: от ночного горшка до тайных дипломатических посланий. Возможно, среди экспонатов кроется и разгадка необычного названия дворца Сан-Суси.

Сан-Суси

Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси ставит точку в маршруте, посвященном дворцам и паркам Европы. Между тем, знакомство с загородным домом Фридриха Великого начинается… с запятой. Над парадным входом, который, кстати, располагается со стороны сада, а не дороги, как это было принято, выведено название резиденции: «SANS, SOUСI», что в переводе с французского языка означает «без забот». Казалось бы, все понятно. Однако исследователей смущает неуместный знак препинания. Согласно одной из версий, в названии дворца пропущены некоторые слова, и целиком фраза выглядит так: «Sans femmes, sans souci», или «Без женщин, без забот». Историки не берутся утверждать, был ли Фридрих Великий женоненавистником, зато подтверждают, что супруга монарха Елизавета Брауншвейгская ни разу не была в Сан-Суси. Светским львицам, которых Фридрих в силу занимаемой «должности» вынужден был принимать, было крайне неудобно в загородной королевской резиденции. К примеру, по задумке монарха в парке установили узкие мраморные скамейки со спинками, и дамы в пышных кринолинах попросту не выдерживали долгих светских бесед, которые Фридрих, как радушный хозяин, вел со своими гостьями. Также следуя законам гостеприимства, король часто предлагал очаровательным дамам выпить чаю в парке, вернее – в роскошной чайной беседке в китайском стиле, расположенной в самом дальнем уголке парка. Впрочем, даже такие «шалости» не убеждают в том, что Старый Фриц ненавидел женщин. Просто король, как деятельный энергичный человек, терпеть не мог праздной болтовни.

Парк Сан-Суси прославился своими виноградными террасами, которые появились в резиденции благодаря изобретательному уму Фридриха. Более того, поздней осенью, когда созревают черные бусины кислого винограда, рядом с лозой, в застекленных нишах можно рассмотреть крошечные плоды… инжира. Конечно, ни винограду, ни инжиру недостаточно скупого потсдамского солнца, чтобы раскрыться во всей полноте. Хотя среди «ботанических экспериментов» прусского короля были и вполне практичные. В частности, Фридрих Великий, будучи приверженцем абсолютной просвещенной монархии, научил своих подданных употреблять в пищу картофель. До сих пор на могилу короля в Сан-Суси в знак благодарности приносят клубни, иногда – с «выгравированным» портретом самого монарха.

Фридрих Великий задумывал Сан-Суси не как официальную парадную резиденцию, а как скромный жилой дом, где можно не только заниматься государственными делами, но посвящать время любимым занятиям: музыке и философии. Таким дворец и получился: уютным и теплым. Вольтер, приехавший погостить на несколько недель, задержался в Потсдаме на целых три года. После заполненных туристами Шёнбрунна и Версаля, Сан-Суси кажется немного пустым и заброшенным. Впрочем, сам Фридрих не жаловал шумное общество, а уединенность и лиричность только прибавляют очарования потсдамскому шедевру.

Автор благодарит компанию «Топ-Тур» за прогулки по лучшим городам и паркам Европы.

https://www.traditionrolex.com/8