Ксения Демьяченко, директор фирмы «Анна Турс», не только продавала в этом году новое направление – Апулию, но и сама в июне побывала в регионе как обычный турист. Сегодня она делится с нашими читателями личными впечатлениями об отдыхе, а также рассуждает об особенностях туризма в регионе в целом.
– Ксения, весной мне также довелось побывать в Апулии, в рамках рекламного тура, и по моим ощущениям, самое главное, что можно сказать об Апулии – как туристическое направление она непривычна для наших туристов. У вас какие ощущения?
– Скажу откровенно: Апулия – специфическое направление. Надо четко рассказывать клиенту, куда он едет и что он получит. Направление очень сильно отличается от Египта, Турции, Испании и Греции, к которым все привыкли. В Апулии все по-другому. Необычность направления в том, что здешние курорты можно назвать сугубо местными, национальными. На сегодняшний день они предназначены для отдыха самих итальянцев и не слишком готовы принимать наших туристов. Надо хорошо уяснить себе, что это самые дешевые южные регионы Италии – Апулия, Калабрия, которая находится близко. Итальянцы туда едут отдыхать, потому что там дешево. И на этом слове – «дешево» – надо акцентировать внимание туристов. Отдых в любом другом регионе Италии обошелся бы белорусам гораздо дороже – туры на Амальфитанское побережье, на Искью, даже в Римини стоят дороже.
– Можем поговорить о «специфике» региона более конкретно – на примере того курорта и того отеля, где вы отдыхали с семьей.
– Мы были с 16 по 30 июня в регионе Кастелланета Марина в отеле «Никотель Пинета». Это один из самых продаваемых в этом сезоне отелей на белорусском рынке и самый популярный курорт. Другая возможность размещения для белорусских клиентов этим летом в Апулии – отели на мысе Гаргано. Но трансфер до Гаргано, как известно, составляет не менее трех часов, поэтому основная часть белорусской клиентуры предпочла Кастелланету. Кроме «Никотель Пинета», другим базовым размещением для белорусов являлся комплекс отелей «Нова Ярдиния». Хорошие отели, размещены в национальном парке, кругом – пинии, красота. Но, к примеру, в городе Кастелланета, вокруг которого много отелей, нет такси. Есть автобус. Он ходит 4 раза в день в различные города. Скажем, рейс заявлен на 7.25, но может прийти и в 8.50.
– Ксения, но это же Южная Италия – особенность менталитета и уклада жизни!
– Да, ничего не поделаешь, нужно принимать в расчет и этот фактор. Билет до Таранто из Кастелланеты может стоить 1 евро 80 центов, а может и 2.50. Видимо, все зависит от настроения водителя, потому что системы мы так и не обнаружили. Неприятно удивило отсутствие проката автомашин. Мы уже привыкли, что на всех европейских курортах прокат машин – на каждом шагу. Но с другой стороны зачем там пункты проката? Повторюсь, это курорты для местных жителей, итальянцы приезжают на своих машинах. Еще один нюанс – нет проката велосипедов. При том, что отели находятся в красивых парках, среди пиний, роскошная природа, дорожки!.. А велосипедов нет. То есть в регионе пока нет привычной нам инфраструктуры – той, с которой мы все давно знакомы.
– Коль уж разговор принял откровенный характер, что можно сказать об отеле?
– «Никотель Пинета» – хороший, настоящий «четырехзвездник». Но там есть нюансы. Во-первых, ошибка в каталоге – 800 метров до пляжа. На самом деле это расстояние до моря составляет 800 метров, до пляжа самого отеля – около трех километров.
Во-вторых, в июне, когда мы отдыхали, отель явно не был готов к такому наплыву белорусов – одновременно почти 100 человек.
– Что это значит?
– 12-местная «Сетра», которая является пляжным шатлом отеля, не может одновременно увезти на пляж такое количество туристов. Тут логистически просто не была отработана схема. Возможно, в течение сезона ситуация улучшилась, а к следующему году изменится кардинально, но обратить внимание на эту «мелочь» необходимо. В отеле достаточно необычный детский мини-клуб. Это не игровая комната или аттракционы, мини-клуб заключается в том, что два раза в день аниматоры проводят какую-то игру с малышами. Семьям с детьми нужно также знать об этой особенности.
– Как можно оценить сервис?
– Тут опять-таки, наверное, надо подчеркнуть, что южные итальянцы постоянно находятся в таком полурасслабленном состоянии. И я бы сказала, что север и юг Италии в этом смысле очень сильно отличаются. На многих направлениях, и это не секрет, есть свои особенности общения с персоналом отелей, и о них нужно обязательно предупреждать клиентов. Например, туристам, которые едут в Америку, мы всегда говорим, что всем непременно нужно давать чаевые – портье, официантам, служащим на рецепции, если они вам помогли, они ждут награды, таковы традиции. Возможно, мы просто не знаем местных апулийских традиций. Возможно, в Италии тоже нужно давать чаевые. Может, тогда весь процесс общения с персоналом отеля шел бы проще.
– Наши туристы, согласитесь, достаточно консервативны. Привыкли уже к определенному типу сервиса… Не отпугнут ли клиентов данные особенности отдыха, даже несмотря на всю безумную притягательность Италии?
– Я думаю, что туристам надо просто толково разъяснять все нюансы. Знаю по своему опыту общения с клиентами, что многие готовы и платить чаевые, и их не пугает отдаленное расположение отеля от моря. К тому же, на Гаргано отели расположены как раз на первой линии. И сейчас, насколько я знаю, идет речь о том, чтобы доставлять туристов из аэропорта на каком-то небольшом самолете. Но в любом случае направление новое, обо всем нужно подробно рассказывать туристам.
Например, о том, что анимация в отелях проходит только на итальянском языке. Причем анимация местная, непривычная для нас. Еще один момент – сиеста в Апулии не такая, как, скажем, греческая. В Греции сиеста не столь строга. С часу до пяти в Апулии «умирает» все. Ясное дело – это же Южная Италия! Но зато в 12 ночи все оживает – работают карусели, торгуют магазинчики, мамочки гуляют с детишками. Понятно, что таковы национальные особенности. Но наши люди к такому распорядку просто не привыкли. На пляже за ними были закреплены третий и четвертый ряд лежаков, говорят, что итальянцы стандартно выкупают первые ряды. Но белорусские туристы любят загорать на первом ряду. Это тоже факт.
– Все-таки давайте поговорим о плюсах. А то у туристов может сложиться не вполне объективное впечатление.
– Дешевизна региона – это несомненный плюс. Можно в Кастелланете купить прекрасный «эспрессо» всего за 70 евроцентов. В Италии вы больше такого не найдете. Все магазины дают скидки! Стоит только заикнуться о скидке, они сразу улыбаются и обязательно идут навстречу. Вообще в городах, местечках – везде замечательная, очень душевная культура обслуживания. Покупаешь ветчину, первый слой они отрезают, выкидывают и тебе нарезают свежайшее мясо, причем всегда с лихвой. Покупаешь пармезан, они отрезают со всех сторон корки. Все фруктовые лавки округляют цену в твою пользу.
Еда в Италии – это вообще отдельный разговор. Здесь просто ее культ! Такой вкусной еды, как в Италии, нет нигде. Моцарелла, свежая рыба, мясо, овощи на гриле – все выше всяких похвал. В регионе – хорошие песчаные пляжи, чистое море, мелкое, идеальное для отдыха с детьми. Несомненный плюс – экология: кругом пинии, все в зелени, цветах, а воздух такой вкусный и настолько насыщен ароматами, что, кажется, ножом можно резать. Прекрасный город – Бари, там замечательный шопинг, отличные цены на все марки.
Отдельный разговор – экскурсии. В Апулии находится несколько достопримечательностей, внесенных в Список культурного наследия ЮНЕСКО, – городок Альберобелло, барочный город Лечче и замок Кастель дель Монте… Все это стоит посмотреть. Апулия в целом чудесна: замки, башни, маленькие городки, удивительная природа, красивые люди. Практически в каждом городе Апулии есть свои достопримечательности, а в соседнем регионе Базиликата можно посмотреть уникальный пещерный город – Матеру, который приводит в восторг всех туристов. К тому же из Апулии достаточно удобно совершить экскурсию в Неаполь и Помпеи.
– Ксения, подводя итоги разговора… Наверное, многие «нюансы» отдыха наших туристов нынешним летом в Апулии можно все-таки списать на то, что это первый сезон, направление только входит на рынок…
– Да, скажу откровенно – как профессионал турбизнеса и как турист: немножко сырое предложение получилось… Агенты, которые продают туры, недостаточно информируют клиентов обо всех нюансах направления и специфике региона. Но ведь агенты сами столкнулись со многими аспектами впервые. И, конечно, еще раз обратить внимание на все нюансы функционирования отелей, или, как здесь их называют, «структур», в регионе. Преимущества, красота и шарм такой страны, как Италия, неоспоримы, но отели в Апулии нужно выбирать более тщательно, согласуясь со вкусами наших белорусских туристов.
Беседовала Лилия КОБЗИК