Татьяна ЧУДАК
В 2011 году, отмеченном девальвацией белорусского рубля и валютным кризисом, белорусы потратили на туристические поездки за границу больше, чем 500 миллионов долларов США. Примерно столько же, к примеру, ежегодно поступает в государственную казну Андорры, однако для туристов из Беларуси эта сумма – отнюдь не предел. В лучшие времена белорусские путешественники тратили на отдых намного больше, и, судя по поведению клиентов, которые легко расстаются с деньгами в офисах туристических компаний, в 2012 году расходы на путешествия вернутся на докризисный уровень.
Если верить статистике, в 2011 году, который был не самым простым для Беларуси, белорусы потратили на туристические поездки за границу больше, чем полмиллиарда долларов США. Если точнее, импорт услуг по статье «поездки» составил 554,9 млн долларов, из которых 252,8 млн было потрачено на посещение стран СНГ, оставшиеся 302,1 млн – других стран ближнего и дальнего зарубежья. Для сравнения: в 2008 году, который эксперты в области туризма до сих пор считают самым успешным за последние несколько лет, на путешествия за пределы родины белорусские туристы потратили 716,4 млн долларов. Затем волна мирового экономического кризиса докатилась до Беларуси, и в 2009 году расходы белорусов на туристические поездки сократились на 11% – до 638,5 млн, а в 2010-м уменьшились еще на 6% и составили 611,5 млн долларов.
По единодушному мнению экспертов туристического рынка, для большинства белорусов цена остается главным фактором, влияющим на выбор страны для отдыха, способа доставки на курорт и условий проживания. Лидеры клиентского спроса в летнем сезоне 2012 года – Болгария и Греция – завоевали позиции во многом благодаря тому, что владельцы отелей и операторы предложили сравнительно невысокие цены. В то же время такое понятие, как «минимальный бюджет», для белорусского рынка весьма условно. «Для кого-то это порог в 1500 евро на двоих, а для кого-то 5000, – объясняет специалист компании «Музенидис Тревел» Анастасия Позднякова. – Конечно, были туристы, которые собирались поехать с минимальным бюджетом, но затем листали каталог – и выгребли все «заначки», чтобы отдохнуть в более дорогом отеле, хотя это и единичные случаи». «Безусловно, клиенты смотрят на цену, но в этом году они готовы тратить не 300 или 500 у.е., а больше, – отмечает заместитель директора компании «Туссон Вояж» Наталья Шарепо. – К примеру, тем, кто приходил за «горящими» дешевыми турами, мы вначале рекомендовали изучить наши программы и специальные предложения. Клиенты смотрели, приценивались и выбирали более дорогие варианты, поскольку цены вполне приемлемы».
Между тем, согласно опросу на портале TIO.BY, в котором к данному моменту принял участие 581 посетитель, белорусские туристы все же нацелены в первую очередь на недорогой отдых. Отвечая на вопрос: «Сколько денег вы готовы потратить на отдых в этом году (на одного человека)?», 40% участников отметили позицию «от 100 до 300 евро». Еще 24% выбрали диапазон от 300 до 500 евро, 19% – от 500 до 1000 евро. Оставшиеся 15% участников опроса не прочь расстаться с суммой, превышающей 1000 евро.
О том, сколько денег белорусы тратят на отдых, можно судить и по тому, какие гостиницы они бронируют. К примеру, в лидерах продаж сезона-2012 компании TEZ TOUR на турецком направлении значатся гостиницы высокого уровня: Club Insula 5* и Rixos Sungate 5* на Средиземноморском побережье, Sealight 5* и Onyria Claros Beach&Spa Resort 5* на берегу Эгейского моря. Семидневный тур с вылетом из Минска и проживанием в последнем по системе «все включено», к слову, стоит немногим меньше 2300 долларов США на двоих при размещении в виллах. За номер в основном здании с видом на море (при прочих равных условиях) придется доплатить почти 1000 долларов, а 14 дней на VIP-вилле комплекса Onyria Claros Beach&Spa Resort обойдутся в 15 082 доллара США. Причем в системе поиска туров на сайте туроператора свободные места остались только на вылеты в конце августа.
В Греции по итогам летнего сезона 2011 года, вопреки кризису, у белорусских туристов наиболее востребованными вариантами размещения оказались гостиницы 4 и 5 «звезд»: 48% клиентов «Музенидис Тревел» бронировали гостиницы 4* и 27% – 5*. В текущем летнем сезоне предпочтения клиентов практически не изменились: 48% и 22% бронирований приходится на отели 4 и 5* соответственно. Значит, белорусы готовы платить чуть более 1660 евро, или почти 2000 долларов, на двоих за семь дней отдыха по системе «все включено» в бунгало отеля Possidi Holidays Resort Hotel 5* с видом на горы.
«Лет 5–7 назад мы продавали отели за 250 долларов в сутки, и нам казалось, что это очень дорого. Теперь цены выросли, и ночь в отеле может стоить и 300, и 600, и 700 долларов, особенно если речь идет о «люксовых» сетевых отелях Shangri-La или, к примеру, Peninsula, – говорил на презентации собственных итальянских программ в начале сезона владелец компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков. – Однако и туристы изменились: адаптировались, стали отдыхать в таких отелях и понимают, что высокое качество стоит соответствующих денег».
Любопытно, что конкретные примеры очень дорогих туров в фирмах не называют, ссылаясь на коммерческую тайну и ограничиваясь замечанием об отсутствии верхнего ценового предела как такового и рассуждениями общего характера. «По сравнению со «звездным» 2008 годом грандиозных туров за 20 тысяч долларов на семью стало меньше. Клиент, готовый платить от 20 тысяч и выше, ушел, и в нынешнем сезоне это редкий случай, – поделилась наблюдениями Наталья Шарепо. – Туры до этой суммы продаются, и надо сказать, что подобных бронирований больше, чем в прошлом году. Не секрет, что этот летний сезон в целом очень хороший. Клиенты легко расстаются с деньгами, и тот факт, что все продается влет, тому подтверждение. Более того, в этом сезоне белорусы не требуют сумасшедших скидок, как прошлым летом, когда клиенты, не стесняясь, говорили, в каких агентствах какие конкретно скидки предлагались. В этом году подобные случаи скорее исключение, и мы даже позволяли себе отказывать таким туристам, не вступая «в торги». Более того, эксперты говорят о том, что запоздалым клиентам, которые только сейчас задумались об отдыхе, нечего предложить ни за какие деньги – все продано.