https://www.traditionrolex.com/8
<p>25-27 января в Вене прошла международная туристическая выставка для профессиональных покупателей actb (Austrian and Central European Travel Business). Это событие, как всегда, обозначило главные европейские туристические тренды и еще раз продемонстрировало профессионалам, как можно и нужно продвигать национальный туризм в мире и на континенте.</p>

Лилия КОБЗИК

25-27 января в Вене прошла международная туристическая выставка для профессиональных покупателей actb (Austrian and Central European Travel Business). Это событие, как всегда, обозначило главные европейские туристические тренды и еще раз продемонстрировало профессионалам, как можно и нужно продвигать национальный туризм в мире и на континенте.

4a

Урок первый.

Нескучный actb - это абсолютно оригинальный выставочный формат, вооруженный, с одной стороны, блеском и размахом, которые присущи всем мировым туристическим биржам, с другой - точечными практичными целями, которые, как правило, преследует только профессиональный workshop.

До 2007 года actb (которая тогда называлась atb) пропагандировала лишь туристические возможности Австрии. И вот третий год подряд выставка является совместным проектом национальных туристических организаций центрально-европейских стран - Австрии, Венгрии, Словакии, Словении и Чехии, а также стран - участниц международного маркетингового объединения "Дунай" (кроме перечисленных государств, в него входят Германия, Румыния, Сербия, Хорватия). В этом году в Messe Vienna, в павильоне А, где обычно проходит actb, было 327 стендов. Туристические возможности центрально-европейских стран, лидером которых, безусловно, является Австрия, изучали 763 профессиональных посетителя и 204 представителя СМИ из 65 стран мира.

Даже просто цифры впечатляют. Непосредственное же участие в этом глобальном мероприятии оставляет чувство настоящего восхищения эксклюзивными подходами австрийцев к своей actb, которую они сумели превратить в роскошную пиар-акцию. actb - действительно необычная выставка. Кроме собственно делового общения в рамках двух выставочных дней, организаторы предлагают гостям еще целый фейерверк развлекательно-познавательных мероприятий, во время которых можно не только пообщаться с партнерами в неформальной обстановке, но и поучаствовать в эксклюзивных венских аттракциях. В этом году в настоящем каскаде вечеринок, в которых совершенно бесплатно мог принять участие любой гость actb, были задействованы такие площадки, как курсалон, палаццо, естественноисторический музей, эксклюзивные рестораны, предлагавшие тематические дегустации. Все это Вена на ночь отдала в распоряжение участников actb, наладив шаттл-доставку гостей от вечеринки к вечеринке. Кроме того, все желающие могли принять участие в pre-туре, посетив за несколько дней до открытия actb город Линц - культурную столицу Европы-2009, а после выставки Венгрия и Словения пригласили профессионалов в промо-туры. Вена, как никакая другая выставочная столица Европы, показывает, что турпродукт нуждается в раскрутке не только среди потребителей-клиентов, но прежде всего среди огромной армии профессионалов, порой не ведающих ни всех возможностей, ни модных тенденций конкретных рынков.

Урок второй. Поучительный

Австрийская туристическая отрасль встретила 2009 год с хорошим результатом. Как заявил министр экономики г-н Райнхольд Миттерленер, в прошлом году было зарегистрировано 32,6 миллиона прибытий, также отрасль может похвастаться 126,6 млн ночевок (в 2007 г. Австрию посетил 31 млн гостей). Тем не менее, несмотря на растущее год от года количество зарубежных туристов, Австрия крепко держится за принцип: все возможности для своего - австрийского - гостя. В этом, пожалуй, и заключается главный принцип любой по-настоящему эффективно работающей туристической отрасли - прежде всего качественно обслужить местных гостей. Для того, чтобы австрийская туриндустрия добивалась все большего эффекта как внутри Австрии, так и за ее пределами, в стране полвека назад была создана по сути уникальная структура - Австрийский национальный туристический офис (АНТО), представительства которого есть во всех крупных австрийских городах, а также в 30 странах мира (в СНГ - в России и на Украине). Трудно переоценить роль этой мощной организации с годовым бюджетом более 20 млн евро в формировании самой стратегии австрийского туризма. У АНТО явно стоит поучиться тому, как умело и настойчиво можно продвигать национальный туризм. И если уж турофис взялся за раскрутку брендов "2009-й - год Гайдна" или "Линц - культурная столица Европы", то можно поручиться, что все потраченные деньги вернутся с лихвой.

4a1

Урок третий. Объединительный

Когда два года тому назад atb расширилась до формата actb, было довольно много споров: следует ли превращать сугубо австрийское мероприятие, элитный, так сказать, салон, в некий туристический гипермаркет, предлагающий весьма расширенный ассортимент доступного турпродукта? В 2007 г., открывшем новую перспективу, глава АНТО г-жа Петра Штольба заявляла: "Расширенный формат - пока только проект.

Лишь время покажет, насколько он жизнеспособен". Время показало: проект оказался не просто жизнеспособным, но весьма коммерчески успешным и стратегически верным. Более того: дух общеевропейских объединительных процессов сделал еще более привлекательным собственно австрийский туризм, разнообразил и обогатил предлагаемый сугубо национальный турпродукт. Туристический проект, который в свое время создавался под расширение Шенгена, сегодня перерос в некий культурный феномен, доказавший: Европа может объединяться по различным признакам и осям (речные маршруты, культурные события), но все это - часть единого процесса, имеющего не только географические, но и духовные причины. Немного жаль, что Беларусь пока стоит как бы в стороне от этих процессов, в том числе и в туризме. В отличие от, например, Украины, Молдовы, Польши, которые принимают активное участие в actb, Беларусь в этом году представляли всего два профессиональных посетителя (туристическая компания "СМОК Трэвел"). В свете этого напрашивается вывод: возможно, наш, согласимся, не очень объемный рынок в свое время более-менее осознал шикарные возможности actb для завязывания деловых контактов с австрийскими горнолыжными курортами и столицей, но вряд ли белорусские профессионалы турбизнеса в курсе, насколько роскошные перспективы эта выставка сегодня открывает для создания новых европейских комбинированных маршрутов.

А ведь именно из комбинированных маршрутов процентов на 30 состоит белорусский туризм. На нынешней выставке инкаминговые компании из Чехии, Венгрии и Австрии предлагали обновленные программы по маршруту Вена-Будапешт-Прага. Но изюминка нынешних комбинированных предложений - это, конечно, круизы по Дунаю. Их наш рынок, к сожалению, все еще не освоил, а они уже стали очень популярным направлением в Европе. Именно на дунайские круизы приходится более 30% речного круизного рынка Европы. Вена, Будапешт и Нассау (Германия) - основные круизные порты на Дунае - фиксируют миллионные потоки туристов в год, пользующихся навигацией, чтобы осмотреть жемчужины Центральной Европы. И это только начало, считают стратеги в области туризма: за подобными путешествиями - будущее. "Европа находит все новые мотивы, чтобы объединяться", - заявил в этом году на пресс-конференции, открывавшей actb, президент объединения "Дунай" Герхард Скофф. Будем надеяться, что в следующем году белорусские турагенты найдут немало мотивов, чтобы присоединиться к общеевропейским туристическим процессам.

Урок четвертый. Антикризисный

Про кризис на выставке говорили немало. Это, впрочем, неудивительно: кризис - одна из самых ходовых тем в мировом турбизнесе, далеко еще не так пострадавшем, как, скажем, индустрия автомобилестроения, но так переживающем за предстоящие сезонные продажи, что, как шутили профессионалы в Вене, если весной будет произведено хотя бы 30% от прошлогодних продаж - сезон можно будет считать удачным. На самом деле австрийские структуры подошли к проблемам кризиса без всяких шуток. Несмотря на то, что декабрь 2008-го стал лучшим по финансовым показателям декабрем за всю историю австрийского туризма, австрийское Министерство экономики выбрало наступательную тактику и увеличило бюджет АНТО на 2009 год и, кроме того, обеспечило дополнительное финансирование отрасли через специальный Банк туризма. Для продвижения Австрии на интернациональном рынке выделен специальный бюджет в 4 млн евро. А, скажем, только на продвижение темы Гайдна с целью привлечения туристов (в этом году исполняется 200 лет со дня смерти этого знаменитого венского композитора) выделен специальный маркетинг-бюджет в 915 000 евро. При таком финансовом подходе и настроениях, выражающихся в озвученной в Вене идее: "Мы в сфере туризма не должны позволять заразить себя причитаниями по поводу кризиса - мы являемся сферой настроения",
можно быть уверенными: кризис обойдет стороной австрийский турбизнес. Вена, Зальцбург, прекрасные горнолыжные и термальные курорты, множество комбинированных маршрутов - Австрия предлагает одни из лучших туристических возможностей в Европе. Для белорусских путешественников - это оптимальная возможность приобщиться к общеевропейским ценностям.

Благодарим представительство АНТО в Москве в лице г-на Эмануэля Ленера, а также г-жи Верены Хабле и г-жи Анны Польц за предоставленную возможность принять участие в actb-2009. Также выражаем признательность за оказанную поддержку "Австрийским авиалиниям" в лице г-на Андрея Савича.

https://www.traditionrolex.com/8