https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>На сайте TIO.BY была опубликована статья «Туроператоры: «<a href="../../../news/15614">Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок</a>!». Напомним, что в публикации речь шла о проблемах, с которыми сталкиваются туристические фирмы, отправляя группы экскурсантов в Несвижский замок, – недостаток экскурсоводов в замке, невозможность забронировать экскурсию в необходимый день и так далее. Наша публикация не осталась незамеченной. Министерство культуры решило собрать все заинтересованные стороны на «круглый стол», чтобы обсудить проблемы и найти компромиссы. В «круглом столе» участвовали представители Министерства культуры, Мирского замка и Несвижского дворца, а также туристических компаний «Виаполь», «Галар- Экспо», «Мастер путешествий» и другие.</strong></p>

Янина СЕДЕЛЬНИК,
фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА

На сайте TIO.BY была опубликована статья «Туроператоры: «Мы прокляли все на свете, с тех пор как был отреставрирован Несвижский замок!». Напомним, что в публикации речь шла о проблемах, с которыми сталкиваются туристические фирмы, отправляя группы экскурсантов в Несвижский замок, – недостаток экскурсоводов в замке, невозможность забронировать экскурсию в необходимый день и так далее. Наша публикация не осталась незамеченной. Министерство культуры решило собрать все заинтересованные стороны на «круглый стол», чтобы обсудить проблемы и найти компромиссы. В «круглом столе» участвовали представители Министерства культуры, Мирского замка и Несвижского дворца, а также туристических компаний «Виаполь», «Галар- Экспо», «Мастер путешествий» и другие.

2012-08-13_q29_5558

Директора музейных комплексов, многих заинтересованных туристических компаний, а также сотрудники музеев и других популярных туристических объектов собрались вместе, чтобы обсудить возможности более рациональной организации туристических потоков, культуру обслуживания на данных туристических объектах, а также улучшение ее качества. Начал совещание заместитель министра культуры Беларуси Тадеуш Стружецкий. Он отметил, что открытый в конце 2010 года замковый комплекс «Мир», а в нынешнем году и дворцово-парковый ансамбль «Несвижский замок» по праву являются сегодня неотъемлемой частью всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому к данным объектам предъявляются соответствующие требования. «Это не рядовые проходные музеи, которые могут посещать неконтролируемые массы туристов. Если в 2010 году «Несвижский дворец» посетили 134,9 тысячи человек, в 2011-м – 169 тысяч, то только за январь–сентябрь 2012 года – 302,5 тысячи человек, что почти в два раза больше прошлогодних результатов. А такие потоки влекут за собой проблемы с организацией», – подчеркнул Тадеуш Стружецкий.

Данную тему продолжил в своем выступлении директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов. В частности он подчеркнул, что по строительному проекту музея-заповедника в его залах максимально может находиться до 400 человек, но в связи с колоссальным потоком приходится впускать до 850 туристов за один раз. «Нарекания на то, что у нас не хватает экскурсоводов, – беспочвенны, – заметил С. Климов. – По проекту, в музее-заповеднике должны работать 16 экскурсоводов, а количество человек в туристических группах должно быть равно 25. У нас работает сейчас 17 экскурсоводов и заведующий сектором, плюс для некоторых vip гостей экскурсию провожу я сам. Эта проблема связана с тем, что основной поток туристов приходится на пятницу, субботу и воскресенье. Если бы группы были распределены по дням недели равномерно, проблемы не оставалось бы. Но проблема есть. И мы пытаемся ее решить. Какими путями? На данный момент уже работает 35 аудиогидов, и сейчас мы объявили тендер на закупку еще 70. Тендер завершится через 10 дней, и, думаю, к ноябрю они у нас будут. Также мы занимаемся разработкой QR-кодов, благодаря которым те посетители, кто будет приходить к нам с андроидами, подойдя к туристическому объекту во дворце, смогут просканировать информацию и, таким образом, слушать текст и просматривать изображения».

Также Сергей Михайлович отметил, что с целью ослабления нагрузки на дворец была написана программа экскурсии по валам и подземелью. Однако осуществить данную идею пока не удалось, так как в строительном проекте дворца не указано, разрешено ли в данном месте проводить туристические экскурсии.

«Мы пришли к выводу, что в следующем году туристические потоки нужно упорядочить. В этом году мы пускали всех, но 302 тысячи – это колоссальные перегрузки для объекта, – сказал Сергей Климов. – Летом в некоторых залах возникла серьезная угроза безопасности предметов. Из-за большого количества посетителей повышается влажность воздуха, и в результате страдают залы дворца. Поэтому сейчас мы прорабатываем вопрос об установке трех турникетов, что позволит ограничить поток. Работа будет осуществляться по такому принципу: посетителям будет выдаваться электронный билет на полтора часа посещения. Они могут входить или выходить из комплекса, но в их распоряжении будет полтора часа».

Сергей Климов также подчеркнул, что «Несвижский дворец» готов идти навстречу туроператорам и создаст возможность аттестации экскурсоводов от туристических фирм для проведения экскурсий на территории замка. «Мы уже разработали положение об аттестации, и для экскурсоводов с большим стажем, работающих корректно, мы ее проведем. Такая аттестация будет выдаваться на год, но при этом музей будет устанавливать время, в которое будет приезжать данный экскурсовод со своей группой», – прокомментировал Климов.

Что касается квалификации экскурсоводов в музее-заповеднике, Сергей Михайлович отметил, что в целом это люди подготовленные. Однако, безусловно, им еще нужно работать над собой. Высказался он также и о проблеме, связанной с невозможностью дозвониться в музей-заповедник: «На обслуживании телефонных звонков находятся четыре человека, которые, кроме приема заказов, также занимаются выпиской платежных документов, что занимает время. Поэтому мы применяем следующую модель работы: с понедельника по четверг с 10.00 до 15.00 операторы занимаются приемом заказов, после этого времени телефоны не работают. Но вскоре у нас появится автоответчик, что позволит своевременно получать необходимую информацию о стоимости билетов, времени работы и т. д. Также будет возможность записывать разговоры, чтобы избежать грубости и хамства при общении с оператором».

Тему развила директор музейного комплекса «Мир» Ольга Попко. «На 1 октября этого года мы приняли 213 тысяч туристов, и хотя их количество у нас не такое большое, как в Несвижском дворце, проблемы примерно те же. К нам также регулярно приезжают неаттестованные экскурсоводы, которые стремятся проводить экскурсии на территории. И хотя официально существует запрет, экскурсии все равно проводятся. У нас повсюду стоят камеры, и это видно. Но неаттестованный экскурсовод не может рассказать о вещах, которые мы приобрели для замкового комплекса недавно, да и в целом дает не совсем верную информацию. При этом если бы к нам с просьбой принять туристические группы обращались хотя бы на неделю раньше, мы бы могли всех обслужить.

По поводу аудиогидов нас не ругают, а больше хвалят. И это действительно очень выгодно для работы музея. Стоит услуга всего 10 000, и при этом туристы не скапливаются в одном месте, а рассредоточиваются по комплексу, слушая интересующую их информацию».

Далее слово было дано туристическим фирмам. Первой выступила сотрудница туристической компании «Галар-Экспо» Юлиана Петрович, которая отметила, что данная встреча является очень полезной, так как дает возможность обсудить накопившиеся проблемы и прийти к конструктивному решению. «Возможно, сотрудницы, которые принимают звонки, еще не имеют достаточного опыта и не совсем понимают, как данная система должна работать. Было бы хорошо организовать для них специальные курсы, где они могли бы научиться работать эффективнее», – предложила Юлиана.

Менеджер компании «Мастер путешествий» Ирина Якубицкая в свою очередь отметила, что «данные проблемы существуют, но все они в принципе решаемы. Однако хочу обратить внимание на один момент, – сказала она. Заказчик, в данном случае московский туроператор, ставит нас в узкие рамки. Договора заключены на год вперед, и нам нужно выполнить их до конца. Сейчас мы понимаем, что совместить Мир и Несвиж становится все сложнее. Но до конца действия договоров мы обязаны давать московским туристам два объекта: утром Несвиж, а во второй половине дня – Мир. Поэтому аудиогиды, я считаю, – отличный выход из положения. И если Несвижский дворец начнет их использовать, мы сможем закрыть очень многие вопросы».

С коллегой согласилась и руководитель турфирмы «Виаполь» Галина Потаева. Помимо этого, она также предложила внести в работу Несвижского дворца и Мирского замка несколько изменений. Например, работать по предоплате и предоставлять возможность сокращенных экскурсий.

Также на встрече обсуждался вопрос о выступлении различных музыкальных групп и народных коллективов на территории туристических объектов. Как отметил Тадеуш Стружецкий, не каждый профессиональный или любительский коллектив может выступать в объектах наследия ЮНЕСКО, здесь также должны быть установлены определенные стандарты. Поднимался вопрос об изменении входного билета в Несвижский дворец, а также об увеличении времени работы музея-заповедника.

Итоги «круглого стола» подвел Тадеуш Стружецкий. Он подчеркнул, что все вышеописанные проблемы являются решаемыми, и после их разрешения на достигнутом останавливаться нельзя. В частности, он выразил надежду на то, что музей-заповедник  «Несвиж» отлично презентует себя в Польше и будет активно работать на привлечение в страну иностранных туристов из европейских стран.

https://www.traditionrolex.com/8