Шестой год подряд проводится республиканский туристический конкурс "Познай Беларусь". Состязание в отрасли стало уже традиционным. Но по этой причине некоторые его постоянные участники стали воспринимать акцию как нечто формальное. Одни привыкли из года в год получать награды в разных номинациях.
Другие смотрят на конкурс без азарта - увы, кроме почетного звания победителя, соревнование ничего не дает. Но по-прежнему желание участвовать в борьбе за звание лучших в отечественном туризме есть у большого количества организаций: фирм, баз отдыха, гостиниц, ресторанов, объектов придорожного сервиса, музеев, исполкомов. "Познай Беларусь" - пока единственная возможность собрать "сливки" отечественного турбизнеса в сфере внутреннего и въездного туризма раз в году и оценить, что сделано в отрасли и кто поведет ее вперед. Но финал конкурса в виде торжественной церемонии, награждения дипломантов и лауреатов кажется теперь уже слишком узким форматом для того, чтобы соревнование выглядело результативным. О новых возможностях, которые должен давать конкурс его участникам, кулуарные разговоры ведутся давно.
"Познай Беларусь" пора выводить на следующую ступень развития - делать состязание престижным и реально работающим на имидж и развитие победителей - это очевидно. Как прийти к желаемому результату - об этом шел разговор за "круглым столом", организованным в минувшую пятницу нашей газетой совместно с Национальным агентством по туризму.
В разговоре участвовали: Сергей Плыткевич, директор издательства "Рифтур", Виктор Янковенко, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, Светлана Числова, и.о. директора НАТ, Марина Масташова, начальник учебно-методического отдела НАТ.
Открыл дискуссию С.Плыткевич:
- Мы собрались для того, чтобы подвести итоги проделанной работы и обсудить будущее конкурса "Познай Беларусь", ответить на вопрос, как привлечь к нему большее количество участников и какими стимулами, каким образом поднять престиж и результативность нашего мероприятия. Чем нужно заинтересовать широкий круг потенциальных конкурсантов? Здесь присутствуют не случайные люди, а те, кто напрямую занимался и в этом году, и ранее подготовкой конкурса. Газета "Туризм и отдых" была главным информационным спонсором, и мы еще отметим на ее страницах победителей за 2008 год. Однако, помоему глубокому убеждению, уже недостаточно вручить статуэтку или грамоту, пропечатать название фирмы и фамилию ее руководителя в газете - призера нужно чем-то поощрить, чтобы он почувствовал не только моральный выигрыш, но и на деле какие-то дивиденды от своего участия и победы. Правда, и условия участия в конкурсе должны быть гораздо жестче. Пока они весьма либеральны. Достаточно выслать факс с заявкой на участие и забыть о конкурсе, а потом только приехать за наградой. Хорошо, что все члены жюри и экспертных комиссий в большей части хорошо знают страну и знакомы с теми объектами, которые выдвигают себя на конкурс, и потому могли критично оценить тех или других претендентов. Ну, а если представить, что жюри не в курсе, как обстоят дела на турбазе или в музее? Значит, однозначно организация должна предоставлять на конкурс, кроме заявки, какие-то определенные документы и материалы.
В.Янковенко: Я согласен, что нужно выработать определенный документ, возможно, анкету или пакет документов, которые фирма должна вносить на конкурс. Пока же многие решения жюри выносит на эмоциональном уровне - по субъективным суждениям о том или ином объекте тех, кто там был. Нам же нужно разработать строгую систему критериев, по которым будут оцениваться конкурсанты. Нельзя также, чтобы к участникам в разных номинациях были одинаковые требования.
С.Числова: А почему у нас так получается? Потому что наш конкурс длится всего два-три месяца. За такой короткий срок детально изучить всех конкурсантов невозможно. Мне кажется, хорошим подспорьем для нас может стать опыт выдвижения номинантов и их участия в конкурсе на Премию правительства. У этого конкурса есть схема последовательных процедур на соискание премии. В феврале в СМИ публикуется объявление о конкурсе. В марте - мае организации подают заявки для участия. В июне - агусте проводится экспертиза материалов конкурсантов. В сентябре составляется график выездов на места с целью оценки конкурсантов. В сентябре-октябре проводится оценка на местах и составляются экспертные заключения. В ноябре заключения экспертов и материалы конкурсантов представляются в комиссию конкурса. И, наконец, в декабре проходит церемония награждения.
В.Янковенко: Несомненно, это оптимальный вариант. Но будем помнить о том, что конкурс на Премию правительства и с финансовой стороны обеспечен весьма неплохо. Мы до такого уровня сможем дойти постепенно, не сразу.
С.Плыткевич: Но мы должны сделать все так, чтобы потенциальные участники были заинтересованы в нашем конкурсе уже теперь. Значит, наша обязанность - продумать, чем их привлечь, что могут реально сделать для этого Министерство спорта и туризма, Национальное агентство по туризму и газета "Туризм и отдых". Во-первых, нужно более серьезно отнестись к представлению номинантов - еще не победителей, а тех, кто только подал заявку на участие. Каждый такой претендент должен знать, что "Познай Беларусь" - это шаг к известности: через газеты, интернет. Появление претендента в СМИ дает ему и рекламу: о той или иной организации начинают говорить, обсуждать - не кулуарно, а публично. Если это "бурление" будет идти на протяжении полугода, это даст возможность и жюри в конце концов дать адекватную оценку всем, кто попадет в финал. Кроме того, озвучка в прессе имен претендентов вызовет интерес со стороны тех граждан, которые посещали те или иные объекты, и они, высказывая свои замечания или, наоборот, присылая положительные отзывы, также смогут участвовать в выработке объективных решений жюри. Что касается тех материалов, которые претенденту надлежит представлять в жюри, то если это, например, кафе, для его оценки нужно требовать фотографии экстерьера и интерьера, снимки сервированных столов.
В любом случае, даже если это будут приукрашенные кадры, общий внутренний вид помещения все равно не исказишь. Также необходимо создать группу экспертов, которые могли бы выехать на место и посмотреть, как обстоят дела в действительности, если возникнут сомнения или дополнительные вопросы к номинанту.
М.Масташова: Целиком согласна с таким подходом. Кстати, я общалась со многими из участников "Познай Беларусь", и все говорили о том, что нужно начинать работу как можно раньше, чтобы все были заранее заинтригованы и чувствовалась реальная борьба за первое место. Идеальный вариант, если бы члены жюри, экспертных советов по своим номинациям, участникам могли каким-то образом побывать на местах.
С.Числова: Вот именно - увидеть все собственными глазами. Я еще раз вернусь к Премии правительства. Участники конкурса сперва отвечают на вопросы специальной анкеты, потом представляют видеоматериалы. Эксперты вначале изучают документы на бумажных и электронных носителях, а потом выезжают на места - в обязательном порядке, чего у нас, увы, нет, и о чем мы все время говорим: "Надо, надо, надо..."
М.Масташова: Можно из двадцати объектов выбрать хотя бы пять и посетить их - самых вероятных кандидатов на выход в финал...
С.Числова: Это необходимо, потому что в случае с Премией правительства, как мне рассказывали, материалы бывают подготовлены на исключительно высоком уровне, а когда эксперты приезжают на место, видят совершенно другую картину. Получается, что где-то люди умеют красиво работать с документами, а само предприятие работает не очень. То есть выезжать на места нужно обязательно. Но и фотоматериалы необходимы для работы жюри.
М.Масташова: Одновременно представляемые на конкурс фотографии могли бы составить базу данных о туристических объектах, которую можно потом использовать в дальнейших проектах Национального агентства по туризму.
С.Плыткевич: Фотоматериалы могут лечь в основу более глобального проекта, который, если его финансово поддержит Министерство спорта и туризма, стал бы национальной акцией. Суть ее такова. В рамках конкурса "Познай Беларусь" можно проводить фотоконкурс "Образы Беларуси". По итогам этого конкурса нужно издать каталог. Вовторых, на втором этаже осенней выставки "Турбизнес", обычно пустующем, организовать выставку лучших работ. Общественное объединение "Фотоискусство" могло бы составить профессиональное жюри.
Осталось бы выделить деньги на паспарту - около двух-трех тысяч долларов. Если министерство берется за финансовую поддержку этой инициативы, то и выставка могла бы стать собственностью министерства, а затем при участии МИДа использоваться для популяризации нашей страны за рубежом. Если подойти к организации этой выставки скоординированно, то она сработает и в плане продвижения конкурса, и на улучшение имиджа нашей страны в мире. Кроме того, участники фотоконкурса посещали бы те объекты, которые участвуют в "большом" конкурсе "Познай Беларусь", и таким образом шла бы двойная работа. Лучшие снимки победителей состязания составили бы тот самый каталог, о котором говорилось в начале, и стали бы рекламой объектов нашей туристической инфраструктуры.
В.Янковенко: Это предложение надо тщательно проработать с финансовой точки зрения и, по возможности, реализовать.
С.Плыткевич: До какого-то определенного срока желательно окончательно определиться с номинациями и критериями. Это может быть начало января. Если мы успеем к этому сроку сформулировать новые правила конкурса, то уже в конце января объявим о том, что можно подавать заявки на участие.
В.Янковенко: В принципе у нас есть уже опыт, и ничего сверхъестественного придумывать не надо. Нужно только сделать строгую градацию по временным рамкам конкурса: что к такому-то времени должны быть готовы названия номинаций, к этому - выработаны критерии оценки конкурсантов. Вдобавок останется озвучить условия конкурса в прессе - и дело пойдет.
М.Масташова: И не нужно слишком много номинаций.
С.Плыткевич: Нужно четче их сформулировать. Например: фирма, принявшая больше всего туристов, и т.п. Необходимо пересмотреть номинации так, чтобы конкурировали равные по весу объекты, а не так, как было, что в одном ряду проходят мощный горнолыжный комплекс "Силичи" и какая-нибудь агроусадьба.
В.Янковенко: Однако при этом необходимо помнить и об объективной реальности. Порой не из кого выбирать. Например, в стране всего пять музеев, которые дают 80% посетителей: Белгосмузей истории Великой Отечественной войны, Национальный художественный музей, музей Брестской крепости, "Хатынь"...
М.Масташова: И, наверное, Несвижский заповедник?
В.Янковенко: Нет, отнюдь не Несвижский, а Полоцкий! И это говорит о том, что нельзя этих гигантов ставить в один ряд, скажем, с районными музеями, это разные весовые категории. А вот учредить номинацию для районных музеев было бы вполне логично, или же сделать для этой категории подгруппу в рамках одной музейной номинации.
С.Числова: Аналогичная ситуация и с отелями. Еще не так много достойных гостиниц 4-5*, чтобы между ними выбирать. Поэтому необходимо в тонких деталях проработать принципы, по которым те или иные объекты могли бы состязаться в одних и тех же номинациях.
В.Корбут: В чем же сегодня состоит главная цель конкурса "Познай Беларусь"?
С.Числова: Главное - это популяризация тех организаций туристической инфраструктуры, которые мы мало знаем или вообще ничего о них не знаем.
В.Корбут: Однако из года в год победителями конкурса становятся одни и те же объекты - с той только разницей, что в разных номинациях. Например, "Линия Сталина" побеждала и в 2007, и в 2008 годах. Или становится лауреатом "Беловежская пуща", по большому счету в рекламе не нуждающаяся. Возможна ли в таких условиях конкуренция между большими и маленькими фирмами, структурами, объективный отбор победителей?
В.Янковенко: Пусть у нас будет не одна такая "Линия Сталина", а тридцать - тогда и будет из кого выбирать...
М.Масташова: А эти "тридцать" не хотят участвовать! В некоторых фирмах так и говорят: мы не будем соревноваться в конкурсе, где "тусуются" одни и те же: Хотя когда-то мы начинали с того, что целенаправленно поддерживали определенные направления во внутреннем туризме, которые были в "загоне", как, например, придорожный сервис. Так, кстати, появилась и номинация по этому виду услуг.
С.Плыткевич: Конкурс "Познай Беларусь" дает возможность предприятию проявить себя, самоутвердиться на рынке. Меж тем популярность конкурса напрямую зависит от того, будет ли иметь какие-то ощутимые дивиденды победитель. А дивидендами, кроме издания каталога, могло бы стать предоставление льготного участия на выставках за рубежом. Да, это дополнительные расходы из бюджета, но одновременно и продвижение национального турпродукта, реальная возможность неизвестным фирмам вырваться вперед.
С.Числова: В таком случае нужно подумать и о взносах в фонд конкурса от каждого участника. Тогда была бы создана финансовая база, из которой черпались бы средства для осуществления всех этих идей.
С.Плыткевич: О взносе будем говорить позже - когда начнется наплыв желающих участвовать в конкурсе. Но как минимум должен выйти каталог победителей, который распространялся бы на всех мероприятиях Минспорта, Нацагентства, на выставках в стране и за рубежом. Тогда участники конкурса почувствуют, что борются не за бумажные грамоты, а за фактическую возможность через "Познай Беларусь" завоевать известность. Если эти каталоги появятся в наших посольствах, торговых представительствах за границей, будет информация на сайтах, тогда на конкурс устремятся десятки, сотни фирм, пока еще "отсиживающихся" и не понимающих смысла своего участия в соревновании.
В.Янковенко: Каждый конкурс должен иметь логическое завершение. А смысл этого конкурса в том, чтобы страна знала своих героев и каждый стремился попасть в этот почетный список лучших. Впереди еще не одно обсуждение будущих условий проведения конкурса "Познай Беларусь" и тех возможностей, которые даст участие в нем. Присутствовавшие на "круглом столе" собеседники пришли к выводу: нужно поощрять победителей, тем самым подхлестывая других бороться за право быть первыми. Например, если появится каталог победителей, информация о них в интернете, доступная и за рубежом, то, несомненно, стимул для участия и победы увеличится во много раз. Очевидно, что нужно сделать простыми, но четкими условия участия в конкурсе, понятными номинации и определить ясные критерии оценки номинантов. В процессе обсуждения родилась идея учреждения оригинального логотипа "Познай Беларусь", которым лауреаты имели бы право маркировать свою продукцию как своеобразным "знаком качества". Первые шаги вперед сделаны - пока на словах. Теперь осталось воплотить идеи в жизнь. Это нужно не только туризму как отрасли, но и всей стране. Конкурс "Познай Беларусь" может стать стратегическим на пути продвижения нашего турпродукта как на внутреннем, так и на зарубежном рынке, а значит, и раскрутки бренда Belarus через лучших его носителей.
Материалы "круглого стола" подготовил Виктор КОРБУТ, фото Алексея СУПРУНА