https://www.traditionrolex.com/8
<p>У неискушенного туриста автобусные туры обычно вызывают двойственное чувство. С одной стороны, это относительно недорогой способ посмотреть города и страны (правда, не очень далекие-, а с другой - подобные круизы представляются утомительными и непредсказуемыми. Всю правду об автобусных турах и ситуации в этом сегменте рынка рассказал начальник отдела специальных проектов компании "АлатанТур" Александр МАЛИК</p>

46-malik У неискушенного туриста автобусные туры обычно вызывают двойственное чувство. С одной стороны, это относительно недорогой способ посмотреть города и страны (правда, не очень далекие-, а с другой - подобные круизы представляются утомительными и непредсказуемыми. Всю правду об автобусных турах и ситуации в этом сегменте рынка рассказал начальник отдела специальных проектов компании "АлатанТур" Александр МАЛИК.

- Александр, расскажите, какие сегодня существуют варианты ав тобусных туров?

- Во-первых, есть компактные экскурсионные туры. Например, на чешском или польском направлениях, которые сейчас возобновляются. Второй вариант - трансъевропейские туры типа "Прага - Париж - Брюссель - Амстердам - Берлин". Далее, есть комбинированные туры, где сочетаются экскурсионная программа и отдых. В конце 90-х годов мы все начинали с "кошмаров", когда было по пять ночных переездов. И сейчас такие низкобюджетные туры в разных вариациях присутствуют на рынке.

Мы же занялись турами так называемого клубного типа. Это относительно дорогие туры, рассчитанные на постоянного клиента, которому неинтересно "лететь" по Европе или который ее уже "пролетел", а теперь хочет посмотреть либо один регион, либо одну страну. Собственно, все началось с туров "Вся Великобритания". Постепенно мы начали развивать эту тему и пришли к идее своеобразного клуба из постоянных клиентов. Его члены - туристы, которые ездят с нами с 2003 года, и для них мы делаем каждый год что-то новое. У нас уже более 500 таких клиентов, которые готовы потратить больше денег, но путешествовать с комфортом. Обычный тур стоит, скажем, до 300 евро или чуть дороже. А "Вся Италия" у нас стоит почти 800, зато это 14 дней по стране, включая Сицилию.

- В чем специфика организации автобусных туров?

- Когда мы работали со стандартными турами, делали "Замки Луары" или фестиваль цветов в Голландии, постоянно надо было оглядываться на то, что делают другие. В такой ситуации ты постоянно находишься под давлением: с одной стороны, есть желание сделать интересный тур, а с другой - ценовая политика. Кто-то сделал программу чуть дешевле - и клиенты пошли к нему, несмотря на то, что у тебя качественно лучше. К сожалению, не всегда клиент может реально оценить программу. Иногда фирма утверждает, что будет только один ночной переезд, а на самом деле - два.

- На рынке есть другие предложения подобных "клубных" автобусных туров?

- Кроме нас, никто так не работает, насколько я знаю.

- А кто еще предлагает интересные автобусные маршруты ?

- На французском направлении я бы выделил "Турлюкс", на итальянском - "БелОриентир". "Внешинтурист" предлагает интересные туры с отдыхом в Испании.

- Всего три фирмы?

- Стандартные туры предлагает много агентств, но названные фирмы, на мой взгляд, заслуживают внимания и уважения. Италию предлагают многие, но "БелОриентир" был одним из первых, и они серьезно подходят к делу. "Турлюкс" делает развернутые трансъевропейские программы и интересные варианты туров с отдыхом.

Но опять же, что получается из-за конкуренции и демпинга? Получаются просто "уникальные" туры, когда группа ночует в Польше, утром выезжает в Париж, куда прибывает к шести утра. Что делать в шесть утра в Париже? Смотреть после ночного переезда достопримечательности?

Поскольку автобус нужно ставить на "отстой", туристы пешком мотаются по городу, потом их заселяют в отель в пригороде. На следующий день показывают Диснейленд и ночным переездом увозят домой. Это называется "Увидеть Париж и умереть"! К этому привела борьба за цену. Самое интересное, есть определенная категория людей, которые считают, что надо хоть как-то съездить, чтобы потом сказать: "Был на башне, плюнул сверху". Все, вопрос исчерпан. К счастью, это не наш клиент.

- А кто ваш клиент?

- Всегда есть туристы, которые боятся летать. И потом, что вы увидите с самолета? Да, россияне делают такие туры: они летят до Италии и там пересаживаются на автобус. Получается немножко другая цена. В России 150 миллионов граждан, а у нас всего 10, поэтому российские фирмы могут позволить себе такие туры, а мы - нет. Мы просто не соберем людей. У нас только один вариант экскурсионных туров. Поездом - нереально, самолетом - дорого. Мы не "поднимем" эту цену, ее перебьют те, кто делает дешевые автобусные туры. Впрочем, появились туристы, которые ездят в дорогие туры.

Кто наши клиенты? В основном это зрелые люди в возрасте от 35 до 55 лет.

У нас есть туристы 1936 и 1937 годов рождения. Многие из них до сих пор работают! У нас была одна бабушка, которая зимой вела два кружка во Дворце пионеров, а летом - в пионерском лагере, и так зарабатывала на поездки.

В основном же ездят люди, у которых есть деньги. Была, например, семья, которая сначала слетала в Турцию, а через неделю поехала с нами на Лазурный берег Франции. Потом глава семейства говорил, что в Турции он только ел и спал, а с нами хоть что-то увидел.

В последнее время наши туры стали "молодеть". Молодежь у нас - это те, кому около сорока. При этом публика очень интеллигентная и хорошо подготовленная к поездкам. Среди наших туристов много врачей, преподавателей высших учебных заведений, юристов, экономистов.

- Не секрет, что на белорусский рынок приходят крупные российские операторы, которые зачастую оставляют отечественные фирмы не у дел. У автобусных туров есть внешние конкуренты?

- Пожалуй, нет. По крайней мере, пока.

Из российских операторов самый заметный - "ТурТрансВояж", но я что-то не видел, чтобы кто-то широко и серьезно предлагал его продукт. Некоторые российские фирмы забрали клиентов у тех, кто частично работал на российский рынок, потому что белорусские туры были дешевле. Сейчас российские фирмы составляют довольно-таки сильную конкуренцию: у них резко упали цены, есть свой серьезный автобусный парк, хотя тот же "ТурТрансВояж" работает на белорусских автобусах. Я знаю, что поток российских туристов снизился в белорусских фирмах, но, тем не менее, он есть. На нашем рынке россияне нам особо не мешают. Наоборот, мы забираем у них клиентов. У нас каждый год российские фирмы заказывают туры, потому что крупному российскому оператору, работающему на потоке, такие заказы неинтересны.

- А с какими гидами вы работаете?

- Мы сторонники того, чтобы брать гидов из страны, где проходит тур. Некоторые фирмы экономят на этом, и получается халтура. Никогда гид отсюда не сделает хорошую экскурсию там. Это во-первых. Во-вторых, это очень опасно, потому что существует туристическая полиция, которая может задержать гида, если у него нет лицензии. В этом году, будучи в Италии, наши итальянские гиды дважды ловили российские группы, где руководитель сам пытался вести экскурсию. Закончилось вызовом полиции. Надо признаться, если в небольших городах нет русскоязычных гидов, делаем экскурсии сами.

- Как вы оцениваете перспективы автобусных туров?

- Безусловно, перспективы есть. Проблема, которую мы обсуждали недавно с коллегами, заключается в том, что, к сожалению, рынок "растягивается". Все-таки было бы лучше, будь какая-то монополия, потому что появилось очень много некачественного продукта. Я не буду называть имен, но есть недобросовестные фирмы. Человек едет в такой тур, а потом говорит: "Такую дрянь делают наши белорусы - нельзя ездить!" Если бы была монополия, мы могли бы делать нормальный продукт по нормальной цене. В этом плане молодцы фирмы, которые занимаются чешским направлением, где есть две команды по три-четыре фирмы. Они выработали единые программы, и независимо от того, сколько набирается туристов, автобусы уезжают: каждый набрал группу, уезжает отдельный автобус, мало людей - "скинулись" вместе. Очень грамотное, замечательное решение. По другим направлениям этого никак не удается сделать.

- Почему?

- Потому что все считают, будто они лучше, умнее и смогут забрать всех клиентов. Делает "БелОриентир" Италию, пусть бы и делал, а другие с ними работали бы в команде. Мы еще в 2005 году сделали программу "Вся Скандинавия", а сейчас появились туры Таллинн - Хельсинки - Стокгольм. Не вопрос, это совершенно иной продукт. Но одна фирма взяла наш тур буквально один к одному и повезла туристов. Это по меньшей мере неприлично и непорядочно! К чему это приведет? К "растаскиванию" рынка. Еще одна фирма добавила к нашему английскому туру ночной переезд, ухудшив изначальный вариант, и собрала восемь человек. Что дальше?

Если ты хорошо делаешь свое дело, я с удовольствием буду с тобой работать. Если я занимаюсь своим - не мешай, помоги мне. У нас из трехсот восьмидесяти человек, которых мы отправили в прошедшем летнем сезоне, всего двадцать человек дали агентства.

- Существует ли механизм защиты туристического продукта?

- Мы об этом думали давно, но защиты авторских прав в туризме у нас нет до сих пор.

- Можно както исправить положение?

- А как? Многие из нас пришли в туризм из технической сферы. Там, когда патентуешь новый продукт, указываешь, чем отличается твое изобретение. А добавьте в программу тура буквально мелочь, и он уже будет отличаться, хотя основа будет та же. Здесь вопрос именно в культуре работы и в цивилизованности рынка.

- Как привлекать новых клиентов?

- Для того чтобы люди ездили в нормальные автобусные туры, нужно, чтобы они зарабатывали нормальные деньги. Не всем, конечно, нравится автобус. Когда к нам приходит сомневающийся турист, я советую: "Съездите в короткий шестидневный тур в Прагу, и вы поймете, подходит вам автобус или нет. Может, у вас аллергия на него. А может, наоборот, это будет ваше".

- Еще совсем недавно короткие туры были очень популярны.

- Я думаю, они будут возобновляться. Хотя, что это были за туры? Польша, Прибалтика - ничего другого за два дня не успеешь. Но, извините, когда-то тур Краков - Величка стоил 80 евро. Платить сейчас еще 60 евро за визу?! Это несерьезно. Что ни говори, потоки на Чехию упали, после того как виза подорожала. Точно так же с турами в Будапешт: автобусы уходили каждое воскресенье, а когда ввели визу - только раз в месяц. Финансовая ситуация, хочешь - не хочешь, а влияет. Особенно в России. Народ боится дефолта. Я разговаривал с российскими коллегами, они говорят, что октябрь - "мертвый" месяц, Рождество и Новый год - затишье.

- У нас, кажется, нет особой паники.

- Да, у нас пока относительно спокойно, но поток все равно стал меньше. Могу сказать, что на Рождество туры продаются намного слабее, чем в прошлом году.

- Зима - не сезон для автобусных туров?

- Мы почти отказались от зимних автобусных туров, хотя спрос есть. В "Турлюксе", например, уже практически закрыли некоторые новогодние группы. Раньше все делали новогодние программы, теперь таких гораздо меньше. Может быть, поэтому народ консолидируется в одной фирме, и так набираются группы в автобус.

- Кстати, об автобусах...

- Автобусов нет - это общенациональная беда. На выставке были две новые машины, купленные государственными транспортными предприятиями. Посмотрим, что будет с ценами, потому что с машинами тяжело. Мы ездим на "поляках". Возникла проблема, когда с июля англичане неожиданно ввели въезд в Лондон только на "Евро-3". В Беларуси нет таких машин, в Литве парк старый, в Польше нашли нужный транспорт только в Варшаве - ближе ничего не было.

- Получается, увеличилась стоимость тура.

- Конечно. Но когда ты планируешь заранее - это одно. Когда такое происходит внезапно - теряешь деньги. Тут никуда не денешься. Поэтому если бы работали все вместе, было бы легче. Почему не собраться? Мы все делаем Францию. У кого какие идеи? Давайте сделаем три-четыре маршрута, и все вместе будем продавать. Продадим не три автобуса, а шесть. Кому плохо? Нет, пока никто не хочет по такой схеме работать. До сих пор распространена практика, когда человек, поработав в агентстве, решает, что он уже умный и открывает собственную фирму, пытаясь делать то же самое, только дешевле и хуже. В результате все возят убыточные группы. Это бизнес?

- Вопрос риторический. Может, что-то новое предложить?

- Предлагать-то надо, и "нарисовать" можно что угодно. Главный вопрос - "как продать?" Например, Скандинавия у нас поднялась с одного до двух-трех выездов в год, и этого более чем достаточно. Мы, в принципе, создаем искусственный дефицит - у нас в каждой группе 10 - 15 человек стоят в очереди: вдруг кто-то откажется или кому-то не откроют визу. Можно, конечно, запланировать и шесть выездов в год, но есть опасность, что не соберем группы. А это уже никому не интересно. С другой стороны, имея наш клуб, мы меньше боимся конкуренции и стали действовать смелее. В этом году впервые выставили на зимней выставке летние программы и не прогадали.

Беседовала Татьяна ЧУДАК, фото Алексея СУПРУНА

https://www.traditionrolex.com/8