https://www.traditionrolex.com/8
<p>В последние годы я боюс­ь гулять по Минску. Боюсь архитектурных и реставрационных новостей. Боюсь не узнать увидеть изувеченными любимые места. Избегаю бывать на проспекте победителей неизвестно кого и чего, чтобы не ругаться громко матом. Шмыгаю из вокзального перехода к остановке маршруток на Кирова, боясь обернуться назад. С отвращением смотрю на то, как уничтожают природный ландшафт возле Национальной библиотеки.</p>

Ведущий рубрики Олег ПАВЛОВ

Пишет inna_red_horn

В последние годы я боюс­ь гулять по Минску. Боюсь архитектурных и реставрационных новостей. Боюсь не узнать увидеть изувеченными любимые места. Избегаю бывать на проспекте победителей неизвестно кого и чего, чтобы не ругаться громко матом. Шмыгаю из вокзального перехода к остановке маршруток на Кирова, боясь обернуться назад. С отвращением смотрю на то, как уничтожают природный ландшафт возле Национальной библиотеки.

Я перестала радоваться Минску. Мне тут неуютно. Я не могу смириться с тем, что мой город уходит от меня и превращается в сон.

Может быть, я старая брюзга, и все к лучшему.

Но несколько дней назад я пережила особенно тяжелые приступы ностальгии по Минску.

Пережила их благодаря моему удивительному другу Андрею, известному как  minskiy_virtual.

Можете ли вы представить интеллигентного коренного москвича, который не смотрел «Я шагаю по Москве»? Я – с трудом.

Зато не  уверена, что вы смотрели вышедший в  1965 году  фильм Ричарда Викторова «Любимая». А между тем Минск в этом фильме, по справедливому замечанию того же minskiy_virtual, куда красивее Москвы у Данелии.

Минск.-Кадр-из-фильма-Ричарда-Викторова-«Любимая»

Минск. Кадр из фильма Ричарда Викторова «Любимая»

Не знаю, как «Любимая» была пропущена цензурой. Как мог выйти на советские экраны фильм, форма которого является его основным содержанием. Однако вышел.

Кондовый советский сюжет в фильме непостижимым образом отодвинут на сто тридцать восьмой план, а на первом – Минск в своей неповторимой красоте. Несомненно, он и есть главный лирический герой картины.

Фильм запоминается как череда кадров, каждый из которых хочется остановить и любоваться. Заслуга в этом в равной мере принадлежит как Ричарду Викторову, так и идеально воплотившему и обогатившему режиссерские находки оператору Юрию Марухину.

Очень  хочется в этом месте начать набрасывать словесные кроки любимых кадров… Но не буду, не буду лишать вас возможности увидеть их самим и удивиться. И Минску с высоты вертолета, и ночной ряби на воде, и мокрой площади Ленина на рассвете…

А ведь в картине есть еще трогательно юные Виталий Соломин и Александра Назарова в главных ролях (или почти главных, потому что, как сказано выше, главный герой фильма – город). И есть история
люб­ви в лучших романтических традициях. Пленительный фильм, который совершенно незаслуженно не стал культовым.

А потом я смотрела телефильм Валерия Басова «Мой Минск» и видела город моих студенческих лет. Тот город, который я так полюбила и которого мне так не хватает. Слушала коренного минчанина Илью Кургана, того самого, который десятки лет произносил в микрофон: «Гаворыць Мiнск»… И понимала, что город меняется вместе с нами, и если он становится лучше – в этом заслуга горожан, хуже – в этом их вина. А если он становится чужим – значит, горожане его предают.

Комментарии:

falcrum: Почти весь Минск построен заново тупыми совками после 1945 года. «Цивилизованные европейцы» оставили от города одни руины. Ты поклонница «сталинской» архитектуры?

inna_red_horn: Минск строили не «тупые совки». И – да, мне нравится концепция застройки «сталинской» части Минска.

ryzhevataja: Я вернулась в Минск после фактически 12 лет отсутствия. Это просто другой город. Я в какой-то момент поняла, что иду по Минску и чувствую себя туристом. Именно так: не человеком, который вернулся домой и смотрит на изменения, а туристом в совершенно чужом, незнакомом городе. Полгода уже в Минске, а так до сих пор и не смогла заставить себя выбраться на прогулку по любимым местам. Если и выхожу гулять, гуляю по каким-то спальным районам, сознательно обходя любимые улицы, парки, проспекты.

inna_red_horn: Парадокс. Я вроде далеко и надолго не уезжала, но в последние годы тоже чувствую Минск чужим городом.

vsemnuzhka: А мне уютно в Минске, несмотря на то, что типа как модно сейчас его не любить. И он не становится лучше или хуже, просто меняется немножко, и мне не все нравится, но это МОЙ город, я же его вдоль и поперек прошагала-проездила, привязалась…

roaming_girl: Несколько раз в год ко мне или к моим знакомым приезжают зарубежные друзья. Как человека, обремененного любовью к родной столице вкупе с образованием историка, меня часто просят провести экскурсию по Минску. И я всегда соглашаюсь. Только вот с каждым разом водить гостей все страшнее: то здесь переделали, то там перестроили, то тут уже совсем не то, что было... Город меняется, и это неизбежно. Другое дело, что его архитектура – а вместе с ней и атмосфера – меняется. К сожалению, не в лучшую сторону.

bibola. Это просто ностальжи.

ganna_yanich: Очень хорошо понимаю, о чем ты. Город наш стал какой-то неживой. Пхеньянистый. Показушный. Уже, увы, не очень удобный для жизни. Особенно центр. Город стал не для нас, а для картинки. И Минск моей мечты – тихий. Без высоких стеклобетонных уродцев. Немного провинциальный... в хорошем смысле.

tata_yana: «Я перестала радоваться Минску. Мне тут неуютно». А я-то думала, что это со мной что-то не так, но, оказывается, не я одна такая. Чем дальше, тем мне все неуютнее. Дело не в моде на нелюбовь к Минску! Разве она есть? Устала я от показательных выступлений.

https://www.traditionrolex.com/8