https://www.traditionrolex.com/8
<p>На белорусском рынке компания "ТрейдВояж" - типичный пример турфирмы, которая, относясь к классу так называемых средних туркомпаний и не стремясь в высшие эшелоны турбизнеса, чувствует себя довольно уверенно. О том, как оставаться на плаву, пережить колебания валютных курсов и сохранить постоянных клиентов, нашему изданию рассказал заместитель директора туристической компании "ТрейдВояж" Руслан СЕГЕНЮК.</p>

 На белорусском рынке компания "ТрейдВояж" - типичный пример турфирмы, которая, относясь к классу так называемых средних туркомпаний и не стремясь в высшие эшелоны турбизнеса, чувствует себя довольно уверенно. О том, как оставаться на плаву, пережить колебания валютных курсов и сохранить постоянных клиентов, нашему изданию рассказал заместитель директора туристической компании "ТрейдВояж" Руслан СЕГЕНЮК.

44-segenuk

- Руслан, поделитесь секретом, как сегодня выстоять на рынке тем, кто причисляет себя к средним или даже мелким компаниям?

- Конечно, свою политику каждый выбирает сам. Одна турфирма предпочитает взять по чуть-чуть от всех направлений, другая специализируется на двух-трех странах. Что касается "ТрейдВояжа", то наша специализация достаточно узкая - мы имеем сильные позиции по Черногории и не стремимся хвататься за все остальное. С недавних пор мы осваиваем еще одну страну Адриатического бассейна - Италию. А все остальное мы предлагаем нашим клиентам на агентских началах. Наверное, именно поэтому и выживаем. То есть не берем на себя слишком много: объемов, рисков, направлений. Нужно соизмерять свои возможности. Кроме того, помимо Черногории, в последнее время мы достаточно плотно занялись приемом. Это направление, на наш взгляд, очень прибыльное, и почему-то многие отечественные фирмы его пока недооценивают. На самом деле общаться с гостиницами и другими структурами по приему здесь - гораздо проще, чем отправлять туриста за границу и потом мучаться вопросом, что там с ним происходит за две тысячи километров. В Беларуси же, если у тебя налажен контакт с отелями, есть трансфер, сотрудничество с хорошими гидами, то в принципе, к тебе поедут по крайней мере бизнес-туристы. Кроме того, самый главный секрет "выживания" на рынке, как мне кажется, лежит в честном отношении к клиенту. Если тебе самому захотелось поехать в тот тур, который ты продаешь, то, являясь профессиональным продавцом, ты сможешь заразить этой идеей и своего клиента. Вообще сейчас сложно не то чтобы выжить на рынке, сложно успешно существовать в нем, поддерживать марку, определенный объем клиентов. К тому же, если раньше по той же Черногории работали всего 3-4 фирмы, то сегодня нас таких уже около 10.

- И как строятся взаимоотношения между операторами внутри Беларуси?

- Наверное, это особенности менталитета, но, несмотря ни на что, наш рынок всегда остается одним из самых спокойных. Поэтому каких-то войн, громких конфликтов между компаниями на белорусском поле практически нет. Если у людей нормальные, не завышенные амбиции, то, подходя к сезону трезво, они всегда могут договориться. Бывают моменты, когда кто-то окрылен, хочет отделиться и сделать все сам, что ж - пожалуйста! Но мы, например, в этом сезоне договорились с коллегами очень грамотно. В итоге благодаря загодя проведенным корректировкам все прошло так, как нам этого хотелось. И несмотря на то, что в 2007-м у нас было два собственных автобуса на Черногорию, а этим летом мы разделили цепочку со "Смолянкой" и "Внешинтуристом", никакого снижения по прибыли не произошло. Ведь все возможные "влеты" были заранее сведены к минимуму. Отсюда вывод - нужно уметь договариваться. В принципе, наши белорусские фирмы именно так чаще всего и работают. Ну, а если ктото идет на риск, то он понимает, чем это чревато.

- Как изменился турист, в том числе и "черногорский"?

- Я скажу, что однозначно он стал тратить на отдых большее количество средств. Последние года два, например, я вижу заметное смещение интереса в сторону самолета. И несмотря на то, что во время автобусной поездки можно посмотреть Вену, Белград, Будапешт, все больше туристов предпочитает быструю и комфортную доставку к месту своего отдыха. Особенно мы это почувствовали этим летом, когда увидели, что спрос на автобусные туры реально падает. Поэтому в наших планах на следующий сезон - увеличить частоту вылетов или количество мест за счет смены самолета на более вместительный. К тому же, "воздушная" перевозка не требует от туристов визового беспокойства.

Немножко изменились и предпочтения отдыхающих по расселению. Так, если в 2007 году виллы покупали более 70% туристов, то в 2008-м их количество уменьшилось до 60%. Часть клиентов стала выбирать четырехзвездочные отели, к тому же появилось большее количество "туристовперелетчиков" - тех, кто отдыхает в Черногории в собственных виллах и квартирах. Еще, как мне кажется, в последние годы все ощутимее становится расслоение туристов на два совершенно разных класса. Первые выбирают самый экономичный вариант из всех возможных. Вторые же вообще практически не смотрят на цену. 5-10 тысяч у.е. - таким клиентам совершенно все равно, они просто говорят: "Заверните". А вот такой средней прослойки - того самого среднего класса - по моим наблюдениям, среди туристов, выбирающих отдых в Черногории, становится все меньше.

- Как отражается на вашей работе приход в Беларусь крупных российских туроператоров?

- Ну, наш кусок пирога им пока не интересен. При этом, я думаю, лет через 5-7, когда Черногория прибавит в инфраструктуре и объемах, они заинтересуются и этим рынком тоже. Пока же, что касается Египта, Турции и других массовых направлений, по которым работают российские туроператоры в Беларуси, по моему мнению, с их приходом все стало более централизованно и понятно. А для простых агентов, которыми мы и являемся, еще и более удобно. При той же ставке комиссии, мы как агенты тратим гораздо меньше времени на работу с туроператором. Посмотрел предложения на сайте, забронировал, дождался подтверждения - и можешь быть спокоен. Это не шапочное знакомство и честное слово, на котором все держалось раньше. Теперь все делается гораздо четче и профессиональнее.

- Прогноз на следующий сезон?

- Честно говоря, я не ожидал, что в этом году будут так популярны долларовые страны. Поэтому следующим летом все будет зависеть в первую очередь от курса доллара и евро. Ведь чисто психологически Черногория проигрывала в сезоне другим направлениям уже из-за того, что курс евро постоянно рос. Что будет в следующем году - пока непонятно. Сейчас у нас обычное межсезонье. Понемножку продаем "Новый год", горнолыжный отдых, туры, связанные с событийным туризмом. В принципе, все идет своим чередом. Кстати, по прогнозам российских коллег, с которыми мы часто общаемся, к весне обвал евро должен закончиться, и курсы валют снова встанут на свои места. К тому же, наши люди уже привыкли нормально отдыхать, вряд ли они откажутся от этой хорошей привычки.

Беседовала Екатерина АПАРИНА

https://www.traditionrolex.com/8