Татьяна ЧУДАК
С некоторыми оговорками, самым дорогим путешествием в мире можно считать космическое турне американского бизнесмена Дэниса Тито или миллионера из ЮАР Марка Шаттлворта, каждому из которых пребывание на околоземной орбите обошлось в 20 миллионов долларов. Сколько стоил самый дорогой тур, проданный в Беларуси, неизвестно. Известно, что есть пусть небольшая, но заметная категория белорусов, которые могут позволить и позволяют себе отдых класса "люкс".
Если в Минске открываются бутик Vertu и салон Porsche, значит, существуют в Беларуси люди, которые покупают телефоны стоимостью шесть тысяч долларов и машины за сотню тысяч евро. А вот туристического агентства, которое специализировалось бы исключительно на путешествиях высшего класса, пока нет. Хотя клиенты, готовые тратить на отдых десятки тысяч у.е., у нас, конечно, есть. Правда, по поводу количества этих людей мнения расходятся: в одной фирме утверждают, что таких клиентов они принимают едва ли не каждый день, в другой говорят о единичных эксклюзивных заказах.
Сами потенциальные VIP-клиенты признаются: выкроить время для отдыха всегда сложно. Это представляется логичным, если предположить, что деньги зарабатываются непосильным трудом. Интересно, что в Беларусь приходит практика отправлять семью в снятый на лето дом, к примеру, в Болгарии, и приезжать к ним, когда удается найти "окно" в рабочем графике.
В общих чертах образ белорусского путешественника высшего класса представить нетрудно: крупный бизнесмен, владелец небольшого заводика, топ-менеджер автомобильного холдинга, важный госчиновник или управляющий белорусским отделением транснациональной корпорации. Сложнее представить порядок цифр, которыми обозначается величина их банковского счета. Впрочем, данная информация - объект пристального внимания налоговых органов, а не туристического издания. Последнее интересует в первую очередь, сколько богатые белорусы готовы заплатить за свой отдых, какое направление они при этом выбирают и чего ждут от самого процесса.
К сожалению, однозначного ответа на эти вопросы получить не удалось по понятным причинам. Разумеется, с самого начала было очевидно, что выяснить "потолочную" стоимость VIP-тура нереально.
Условно можно считать таковой цену космического путешествия. Что касается "стартовой" суммы, то предел диапазона - от двух до пяти тысяч долларов на одного туриста. Озвучить конкретные цифры "состоявшихся" поездок смогли не в каждом опрошенном агентстве. Те, кто отважился на такой рискованный шаг, рассказывали о семьях, заплативших за отдых 24 тысячи долларов в Турции или 36 тысяч евро в Черногории. Во сколько может обойтись подобный отдых в более далеких странах, остается только догадываться.
Конечный размер затрат на VIPотдых зависит от многих факторов. Во-первых, от выбранного маршрута. Более дорогим оказывается отдых в странах дальнемагистрального направления, поскольку ощутимую статью расходов составляет цена авиабилета. Как правило, "дорогие" туристы предпочитают летать с комфортом, бизнес-классом регулярного рейса авиакомпании с хорошей репутацией. Так, перелет через океан эконом-классом может стоить две тысячи долларов, бизнес-классом - уже пять.
Во-вторых, нулей в цене дорогого тура добавляет стоимость гостиничного номера. Туристы, которые не экономят на отдыхе, выбирают пятизвездочные отели, цена за проживание в которых может начинаться от 1000 евро за ночь и стремиться к бесконечности. Кстати, в отелях одной и той же цепочки, расположенных в разных городах, цены на одинаковые номера могут сильно отличаться. Например, ночь в отеле Ritz Carlton с лондонским адресом стоит почти в два раза дешевле, чем в московском отеле этой гостиничной сети ("всего лишь" за 2,75 тысячи долларов против московских пяти-.
Влияет на окончательный счет за путешествие и количество дней, проведенных в отпуске, и характер дополнительных услуг. Единственное, что объединяет подобные туры, - это подход к организации, который всегда индивидуален. Причем любое из белорусских туристических предприятий готово предложить VIP-клиентам весь спектр возможных услуг и приложить максимум усилий к тому, чтобы "дорогой" клиент остался доволен отдыхом и работой предприятия. Тем более что такие заказчики, как правило, становятся постоянными.
Таким образом, представить четкую картину luxury-отдыха по-белорусски довольно трудно. Дело не только в том, что действительно богатых людей в стране не так уж много, но еще и в том, что многие из них предпочитают не "светить" личные доходы. А туристические фирмы не хотят "светить" своих клиентов в силу вполне объяснимых причин.
Не вносит ясности и статистика. Например, согласно официальным данным, за первое полугодие нынешнего года Багамские острова посетил всего один белорус. Фактически же белорусов на Багамах наверняка было гораздо больше, ведь неучтенные туристы могли купить путевку в райский уголок и в Москве, и в Варшаве.
Еще один вопрос, который сегодня неизбежно возникает в разговорах на любую тему, - мировой финансовый кризис. По мнению специалистов, прогнозируемое удорожание туров скажется только на среднем классе, представители которого, возможно, проведут ближайший отпуск дома. Туристы, которые всегда выбирали экзотические направления, шикарные отели и регулярные рейсы, скорее всего будут продолжать отдыхать в привычном режиме. В крайнем случае, вместо пяти раз в год они будут летать на Тенерифе всего четыре.