https://www.traditionrolex.com/8
<p>В прошлом сезоне поток белорусских туристов в Болгарию увеличился на 40%. На официальной пресс-конференции сотрудники консульства отметили этот факт не без явного удовлетворения. Но в общем раскладе нынешнего сезона не хватает прошлогоднего козыря – облегченного визового режима с Болгарией. О том, что происходит с направлением сегодня и каковы его шансы стать хитом продаж 2010, мы поговорим с Игорем Немцевым, директором компании «Мастер ВГ тур».</p>

nemcev В прошлом сезоне поток белорусских туристов в Болгарию увеличился на 40%. На официальной пресс-конференции сотрудники консульства отметили этот факт не без явного удовлетворения. Но в общем раскладе нынешнего сезона не хватает прошлогоднего козыря – облегченного визового режима с Болгарией. О том, что происходит с направлением сегодня и каковы его шансы стать хитом продаж 2010, мы поговорим с Игорем Немцевым, директором компании «Мастер ВГ тур».

– На ваш взгляд, что будет с болгарским направлением в этом году?

– Учитывая, что это наше главное направление, мне не хочется думать, что дела будут идти плохо. Из года в год и сотрудники посольства, и наши партнеры фиксируют постоянный рост количества белорусских туристов на болгарских курортах. Что касается нынешнего сезона, то я сейчас могу констатировать увеличение объемов продаж примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И этот рост обусловило несколько факторов. Во-первых, судя по отзывам клиентов, которые к нам приходят, свою роль сыграли положительные отзывы их знакомых, которые уже побывали в Болгарии. Мы стараемся проводить рекламную кампанию, особенно пристальное внимание уделяем интернету, поэтому появляются и совершенно новые люди. Возможно, сейчас идет общее перераспределение потоков – туристы из других направлений ищут более комфортный или более дешевый отдых. Второй важный фактор, повлиявший на увеличение объемов – это успешная акция раннего бронирования. Никогда раньше туристы не были так активны, судя по всему, они оценили реальную выгоду от скидок на проживание, которые давали отели. Цена на семью могла отличаться на 100–300 евро. Плюс ко всему, наш болгарский партнер, с которым мы работаем уже 18 лет, по некоторым позициям дает нам очень привлекательные цены. Я не хочу этим сказать, что мы такие великие и всех переплюнем – такого никогда не было и не будет. Белорусские турфирмы специализируются на каких-то определенных курортах и регионах, и у одного туроператора не может быть хороших цен по всей стране. Кто-то силен в Балчике, кто-то – в Албене, кто-то – на Золотых Песках и так далее.

 – Как сейчас выглядит картина продаж на болгарском направлении?

– Что касается продаж в целом, то с начала сезона они шли в обычном режиме, хотя и чувствовалось благотворное влияние раннего бронирования. Сложно сказать, как будет развиваться ситуация дальше. В Болгарии, как и везде, есть высокий и низкий сезон. Если июнь в Греции считается уже высоким сезоном, то в Болгарии он почему-то низкий, хотя немцы и скандинавы едут сюда уже с середины мая – естественно, это обуславливает выгодные цены. Вообще активный сезон в Болгарии длится 1,5 месяца, поэтому по ценам направление выгодно отличается от Турции, Египта или той же Греции. Конечно, традиционно некоторые рейсы заполняются очень сложно, причем у всех турфирм. Сейчас достаточно заметно, что наибольшей популярностью пользуются не дешевые и не дорогие туры, а качественный продукт по средней цене. Что касается транспортных предпочтений, то нельзя сказать, что туристы в этом сезоне что-то выделяют: и автобусные, и ж/д-туры, и авиатуры у нас продаются приблизительно одинаково. Правда, не могу не отметить рост популярности поездок на собственном автомобиле. Люди видят в этом выгоду – если ехать в Болгарию семьей (3 или 4), человека, получается значительно дешевле. Кстати, если на авиа и автобус цена билета фиксированная, то на железной дороге есть ряд скидок: дети до 4 лет едут бесплатно, ребенку с 4 до 10 лет можно купить детский билет без места, а до 12 – детский с местом. Родители должны учитывать эту информацию.

– На ваш взгляд, что в этом сезоне произойдет с детским и молодежным отдыхом, учитывая изменившуюся визовую ситуацию?

– Болгарскому направлению больше навредила даже не отмена облегченного режима, а затягивание с решением по этому вопросу. Сначала в посольстве произошла смена руководства и консульских работников – мы были в неведении. Потом прошла выставка – а мы так и остались в неведении, снова пишем в рекламных материалах «Стоимость визы детям до 12 лет уточняется». И только потом, через полтора месяца ситуация прояснилась. Естественно, такой продолжительный период неопределенности с визами задел и обидел туроператоров, занимающихся Болгарией. Все это время мы теряли клиентов – кто-то срочно переориентировался на Крым, кто-то просто отказался от поездки. В итоге посольство нас собрало и объявило, что виза до 6 лет бесплатно, а всем остальным – 60 евро. Конечно, это был шок – даже Евросоюз детям до 12 лет установил консульский сбор в размере 35 евро. Мы начали ссылаться на новый визовый кодекс, писать предложения, и тут уже реакция последовала практически мгновенно, визовый сбор для детей до 12 лет уменьшили. Но клиентов, которые уже ушли, не вернешь. Да, те группы, которые были сформированы, все равно поедут, но некоторые отказались из-за того, что мы не смогли вовремя ничего сказать по визам.

– Как вы думаете, насколько будет сильна конкурентная борьба на направлении в этом сезоне?

– У каждого есть свои клиенты. К нам иногда приходят и говорят: «Как вы работаете в здании, где кроме вас еще 7 турфирм». Я отвечаю: «А меня это никогда не смущало». Сделай рекламу, привлеки клиентов, дай им выбор – работай. Работы на всех хватит, главное не сидеть на месте. Наши туристы уже стали продвинутыми – они знают, что если этот отель подороже, то там сервис будет получше или трансферы другие. Хотя иногда и это приходится объяснять. Фирмы, которые сейчас только открылись, погоды на направлении не сделают. А крупные фирмы давно знают, кто чем дышит, у кого какие плюсы и какие минусы… Российским туроператорам тяжело прийти на этот рынок, хотя я ничего не исключаю – сейчас все решают деньги.

– Правда ли то, что в этом году характер сезона на болгарском направлении определяет конкурентная борьба между между двумя фирмами – «Ростинг» и «Интерсити»?

– Нет, это неправда. Я слышал на выставке такое мнение. Но тогда можно и мою компанию обвинять в демпинге. Да, в январе мы продавали туры в Болгарию в отель 3* на 15 дней/14 ночей с медицинской страховкой и трансфером за 99 евро. Но это конъюнктура, а не демпинг. Что касается конкуренции между названными компаниями, то если им нравится что-то делать, пусть делают – нам они совершенно не мешают. Основная борьба идет за авиатуры, а мы работаем и с авиа, и с автобусами, и с железной дорогой. Вообще все чаще замечаю, что на белорусском рынке начинают пользоваться российскими технологиями. Себе в убыток иногда работают не для того, чтобы кому-то там что-то доказать, а чтобы быстренько собрать денег и отдать долги прошлых лет. А образовавшийся новый долг переносят  на следующий сезон. Это уже стандартная схема. У нас, слава богу, долгов никаких нет. И мы работать себе в убыток не собираемся, поэтому и скидок туристам не делаем. Где-то дешевле – идите и бронируйте там. Потом же эти убытки турфирмы будут в высокий сезон отбивать, цены поползут вверх. И получится, что цена не стабильная, а прыгающая. Лучше мы будем работать без скидок, но со стабильными ценами.

– Болгары прогнозируют достаточно успешный сезон: активизировался скандинавский рынок, немецкий. Не столкнутся ли наши туристы с перебронировками этим летом?

– В последнее время уже никто даже не поднимает эту тему, она забыта. Наш рынок настолько маленький на фоне возможностей Болгарии по приему, что проблем в принципе не должно возникнуть. Если туроператор порядочный, он поселит такого туриста вместо отеля 3* в отель 4* или 5*, как это, например, происходило у нас. И кстати, я об этом узнавал, только когда сезон заканчивался – принимающая сторона изначально не делала из этого проблемы, ей важнее было поселить клиента, чтобы он остался доволен.

– Насколько в последние годы развились инфраструктура болгарских курортов и представления болгар о сервисе?

– Бурное развитие здесь было 2–3 года назад, когда отели росли как грибы или очень быстро реконструировались. Сейчас болгары тоже строят, но уже осторожничают. Вообще из-за кризиса в стране очень сильно упали цены на недвижимость – люди, которые купили ее раньше, не могут сейчас продать ее по той же цене. Правда, для меня по-прежнему загадка, зачем некоторые белорусы покупают мини-отели в Болгарии. Ладно, отель на 200–300 номеров, он даст прибыль. Но ведь за очень маленький отель отдают такие деньги! По моим подсчетам, они отобьются не раньше чем через лет 100. Понятно, что такие сделки не афишируют – это никому не нужно, но и логики я в них не вижу. Не всегда инфраструктура болгарских курортов развивается продуманно. К примеру, на Солнечном Берегу растет количество отелей – но пляжная полоса-то не увеличивается. Понятно, что однажды это приведет к тесноте и толкучке на пляже, и туристам это вряд ли понравится. Зато мне очень нравится подход к работе на курорте Албена – начиная с этого сезона, пользование зонтиком и шезлонгом здесь включено в стоимость номера, так что туристам не придется за них платить. В Болгарии постепенно развивается система «все включено», потому что такую систему любят семьи с детьми. В нынешнем сезоне особенной популярностью пользуются комплексы клубного типа на курорте Елените, хотя «все включено» можно найти и в Албене и на Солнечном Берегу. Дело в том, что сервис в Елените действительно очень хороший и превосходит в отдельных моментах даже греческий и турецкий сервис.

Беседовала Ирина Шпаковская

https://www.traditionrolex.com/8