Завершился первый фестиваль белорусскоязычной рекламы «Adnak!». Инициатором его проведения стала общенациональная культурная компания «Будзьма беларусамі!».
Подведение итогов фестиваля состоялось в формате праздника: с русалкой, бутоньерками из фрезий, портретами гостей, фуршетом, выступлением Лявона Вольского. Празднику предшествовал профессиональный конкурс.
Выставка (в галерее «Ў») представила собравшимся плакаты, афиши и другую печатную продукцию номинантов и победителей. Кое-что оказалось знакомо рядовому телезрителю и потребителю рекламы в метро, но были и неожиданные проекты: «ЗнакаМiнскасцi» (плакаты Светланы Татарниковой), «Пазнай сваю» (дизайнерские майки Артура Вакарова), «Горад, шпацыр, словы» (открытки Светланы Заскевич).
На конкурс было представлено около 150 работ – организаторы рассчитывали максимум на 100, и справедливо считают активный отклик опытных рекламистов и начинающих дизайнеров успехом фестиваля.
Поскольку реклама непосредственно связана с экономикой, организационным партнером фестиваля стал интернет-ресурс Marketing.by. Видимо, в последнее время это становится тенденцией: исследования в области культурных и морально-этических ценностей белорусов, использования белорусского языка проводят специалисты из бизнес-сферы. Это приближает их к чистоте эксперимента, и лишь потом культурологи анализируют результаты.
Так, оказалось, что 37% опрошенных считают, что для белорусскоязычной рекламы есть и соответствующая группа товаров и услуг, и вполне подготовленная аудитория. Комментируя итоги фестиваля, Сергей Скороход (Marketing.by), считает, что его основная заслуга – выделение сегмента белорусскоязычной рекламы: «Уже никто не сомневается, что она оказывает влияние на массовую культуру и формирование мировоззрения людей. В этом смысле результаты фестиваля позволяют понять, насколько белорусскоязычная реклама способна сегодня влиять на национальную идентификацию белорусского общества».
Обсуждая проблематику фестиваля, его коллеги по акции «Adnak!» делают и другие выводы: улучшить имидж белорусского языка может позиционирование его как признака элитарности; разговор на родном языке абсолютно органичен для любой страны.
Ввиду того, что реклама постепенно уходит в интернет, все чаще появляется в социальных сетях и сервисах, где люди ведут авторские колонки, блоги и просто общаются, еще до подведения итогов организаторы «Adnak!» провели встречу блогеров по той же теме: что такое реклама на белорусском языке? Мода, дань истории, фишка или разумный маркетинговый ход?
Несмотря на то, что участников конкурса оценивало жюри по жестким профессиональным критериям, соревновательный момент не был основным в этой акции. На первом плане оказалась общественная значимость «Adnak!», поддержанная и самими рекламистами, и группами содействия.
А белорусскоязычный сегмент отвоевывает пространство рекламы – в логотипах и оформлении музыкальных дисков, буклетах, книжных обложках, календарях, аудиорекламе, этикетках и фирменном стиле компаний.