https://www.traditionrolex.com/8
<p>Европейские компании постепенно осваивают российский туристический рынок: вслед за швейцарским концерном KUONI и немецкой TUI в Россию, похоже, вскоре придет британская компания Thomas Cook. Во всяком случае, пресса соседнего государства активно обсуждает перспективы создания совместного предприятия, в которое «Интурист», как предполагается, передаст свой туроператорский и турагентский бизнес, а Thomas Cook привнесет инвестиции и технологии. Об особенностях освоения российского рынка западными компаниями и влиянии этой тенденции на белорусский турбизнес мы беседуем с <strong>директором компании «Вокруг Света» Мариной Кондрашовой</strong>.</p>

Европейские компании постепенно осваивают российский туристический рынок: вслед за швейцарским концерном KUONI и немецкой TUI в Россию, похоже, вскоре придет британская компания Thomas Cook. Во всяком случае, пресса соседнего государства активно обсуждает перспективы создания совместного предприятия, в которое «Интурист», как предполагается, передаст свой туроператорский и турагентский бизнес, а Thomas Cook привнесет инвестиции и технологии. Об особенностях освоения российского рынка западными компаниями и влиянии этой тенденции на белорусский турбизнес мы беседуем с директором компании «Вокруг Света» Мариной Кондрашовой.

 

kondrashova– Марина Валерьевна, в последнее время в российской прессе активизировалась дискуссия по поводу скорого появления в стране компании Thomas Cook, ведущей переговоры с Интуристом. Как выход Thomas Cook на российский рынок отразится на рынке белорусском? Ведь «Вокруг Света» является партнером «Интуриста».

 

– Насколько я знаю, интересы Thomas Cook на российском рынке распространяются главным образом на выезд российских граждан за рубеж. Поэтому делать прогнозы о том, как отразится появление этой компании в России на белорусском рынке, довольно сложно. К тому же, о том, что Thomas Cook собирается прийти на российский рынок, известно с 2007 года, однако до сих пор не было подписано никаких документов. Один из важных этапов переговоров Thomas Cook с «Интуристом» состоялся в ноябре прошлого года в Лондоне, во время выставки  WTM, где мы выступали объединенным стендом с «Интуристом». Однако несмотря на серьезность намерений, никаких договоренностей компании не достигли. Европейцы со свойственной им рачительностью хотят купить дешево, а россияне, как показывает опыт последних лет, дешево продавать перестали. Возможно, очередное упоминание о планирующейся сделке Thomas Cook и «Интуриста» – своеобразный пиар-ход, поскольку заключительной стадии переговоров пока не видно. Тем не менее опыт TUI подсказывает, что каким-то образом Thomas Cook все же завоюет определенные позиции в Восточной Европе, европейским компаниям интересен этот рынок. Но пока сделка официально не состоялась, говорить о каких-то результатах для белорусского рынка рано.

 

– Можно ли предполагать, что, придя в Россию, Thomas Cook заинтересуется и белорусским рынком?

 

– Белорусский рынок таким «монстрам» однозначно не интересен: он чересчур маленький и не емкий. Крупные зарубежные операторы, заинтересованные в рынках России и Украины, всегда гораздо меньше внимания обращают на Беларусь. Это связано и с емкостью рынка, и с потребительскими возможностями белорусских граждан, и с визовой политикой: не секрет, что у нас есть определенные сложности с открытием шенгена. Естественно, все, что происходит на российском рынке, так или иначе затрагивает рынок белорусский – в силу того, что российский турбизнес в последнее время широко представлен в нашей стране. Но это влияние будет косвенным и опосредованным.

 

– На каких основаниях Thomas Cook собирается прийти на российский рынок? Речь идет о покупке «Интуриста» компанией Thomas Cook?

 

– На данный момент «Интурист» - это вертикально-интегрированный туристический холдинг, который состоит из управляющей компании ВАО «Интурист» и трех бизес-дивизионов: «НТК Интурист» занимается туроператорской деятельностью – въездным, выездным, внутренним и корпоративным туризмом, vip-обслуживанием; в ведении «Интурист Отель Групп» находится гостиничный бизнес; розничными продажами турпродукта занимается «Интурист магазин путешествий», имеющий сеть турагентств в Москве, регионах России и странах СНГ. Насколько мне известно, переговоры ведутся только по выездному туроператорскому направлению. К тому же я уверена, что «Интурист» заинтересован оставить за собой контрольный пакет акций – ведь это крупнейшая компания, имеющая серьезные позиции на рынке: «Интурист» представлен в 80 регионах России и сотрудничает с 7000 партнеров в 168 странах мира. Контрольный пакет акций «Интуриста» в настоящий момент принадлежит АФК «Система».

 

– Вы говорили, что интересы Thomas Cook на российском рынке распространяются главным образом на выездной туризма. Не могли бы вы назвать основные направления, с которыми будет работать компания? Как повлияет появление такого «монстра» на расстановку сил в российском турбизнесе?

  – На сегодняшний день называются Испания и Греция. Смысла влиять на ситуацию по турецкому направлению нет – для этого необходимы очень большие финансовые вложения, да и «Интурист» никогда не занимал лидирующих позиций в этой сфере. А вот Египет – сильное направление у «Интуриста»: он входит в тройку лидеров по Египту на российском рынке. В целом с приходом Thomas Cook расстановка сил не изменится: российский рынок огромен и может вместить много игроков. При грамотной стратегии можно без войн и демпинга занять определенную нишу, развиваться и получать прибыль. А для того чтобы устроить переворот на этом рынке, нужны очень значительные средства. В условиях кризиса даже самые мощные компании не могут позволить себе такие расходы.

 

– Российский рынок постепенно осваивают крупные европейские компании. Как вы оцениваете эту тенденцию? Можно ли сравнивать ожидаемое появление Thomas Cook с приходом KUONI или ТUI?

 

– Как показывает практика, выход зарубежных компаний на российский рынок становится успешным благодаря альянсам. Даже те компании, которые в остальных странах на 99% работают напрямую с отелями, в России или Украине предпочитают иметь посредников. Причина проста – в силу разницы менталитетов они не понимают специфики рынка и принципов работы. Поэтому все европейские компании пошли по пути альянса с российскими туроператорами, покупая контрольный пакет акций или объединяясь с фирмами, способными представлять их интересы в России. Появление крупных европейских игроков интересно с точки зрения прихода новых технологий, для местных туроператоров это хороший толчок и стимул к развитию. Однако повторю, что никаких переворотов и существенных сдвигов на рынке не происходит, Россия – чересчур сложный регион. Перераспределения позиций по основным направлениям не было с приходом TUI, и нет оснований полагать, что появление Thomas Cook вызовет какие-то революционные перемены. Если проводить параллели с другими крупными европейскими компаниями, представленными на российском рынке, Thomas Cook уместнее сравнивать с TUI, поскольку KUONI – это изначально система электронного бронирования отелей. TUI и Thomas Cook входят в пятерку лидеров на европейском направлении, однако они работают с несколько разными направлениями: у TUI это Испания, включая Канарские острова, Болгария, Турция, Тунис, африканские страны. На мой взгляд, стратегия этих компаний направлена на развитие собственных ниш, а не на то, чтобы конкурировать друг с другом.

 

Беседовала Анна Бодяко

https://www.traditionrolex.com/8