Итоги прошедшего активного сезона, а также политику компании на осенних направлениях комментирует заместитель директора ООО "Компания Тез Тур" Алексей БАЗЫЛЕВ
- Алексей, каким был "турецкий сезон" TEZ TOUR в Беларуси?
- В сравнении с сезоном 2007 года турецкое направление в нашей компании показало рост порядка 120%. Все рейсы были заполнены. Вообще у TEZ TOUR существует определенное планирование динамики роста - оно происходит в соответствии с темпами развития конкретного рынка, в том числе есть соответствующая политика у компании и в Беларуси. Наша программа четко планировалась, не было момента некой случайности, простого угадывания, все цепочки, их объемы разрабатывались туроператором заранее - в конце 2007 года. Безусловно, не обходилось без корректировок, гибкость наших планов позволяла вносить определенные изменения в программы с точки зрения дополнительных цепочек и рейсов. Из нововведений отметим ранний старт наших турецких программ на белорусском рынке - это произошло в первой половине апреля, причем мы стартовали сразу двумя цепочками. В итоге к середине мая рынок уже имел полноценную, мощную анталийскую чартерную программу.
- По Кушадасам тоже требовались корректировки в плане дополнительных рейсов?
- Мы традиционно наращиваем объемы по всем нашим направлениям - хотя ясно, что это происходит в формате емкости рынка, с учетом развивающейся ситуации. Изначально по Кушадасам нами был заявлен значительный рост чартерных программ в сравнении с сезоном 2007 года - порядка -6%. Опять же мы немного сдвинули старт. Традиционно эти программы начинались в начале июня. На этот раз мы стартовали в середине мая, а вывозные рейсы осуществили в начале октября. Получился достаточно длинный сезон эгейского направления из Минска. Были и плюсовые корректировки по ходу сезона - мы добавили еще одну десятидневную цепочку, благодаря чему белорусский рынок получил то количество предложений, которое было необходимо. Хочу заметить, что мы всячески стараемся избежать дефицита предложений по нашим направлениям. Это принципиальная политика TEZ TOUR. Наша задача - сделать так, чтобы у наших туристов всегда был широкий выбор качественных туров.
- Тогда вопрос о выборе. TEZ TOUR, с одной стороны, предлагал клиентам Турцию экономкласса - в основном эти гостиницы расположены на Эгейском побережье, - с другой - новые luxury отели в районе Антальи, которые компания активно продвигала в этом сезоне, что, пожалуй, стало одной из примет нынешнего лета. На ваш взгляд, чего больше хотел белорусский рынок - дорогую или дешевую Турцию?
- Я не стал бы делить Турцию от TEZ TOUR на дешевую и дорогую. Наши туристы - это люди, которые летают в отели 4-5 "звезд" "все включено", и клиенты отелей luxury или премиум-класса. В Беларуси есть хороший спрос на всю линейку отелей. Но, пожалуй, я отметил бы тот факт, что наш рынок пока не избалован предложениями. Многие потенциальные клиенты все еще не обладают качественной информацией обо всех услугах, предоставляемых отелями премиум-класса, в том числе о ценовых факторах, которыми можно, образно говоря, манипулировать в формате раннего бронирования. Хочу напомнить, что в феврале этого года у всех была возможность воспользоваться предоставляемыми нашей компанией услугами раннего бронирования турецких отелей и тем самым изначально дисконтировать стоимость тура. Ни для кого не секрет, какие цены на турпакеты в июле-августе, поэтому раннее бронирование - это своеобразный "евроформат" для людей, которые планируют свою жизнь и свой отдых.
- И все-таки: в достаточной ли мере были востребованы на белорусском рынке премиум-отели?
- У подобных отелей не может быть очень широкой аудитории. Поэтому мы и говорим, что нам остается только работать над тем, чтобы аудитория эта росла. Идти к этому можно разными путями, в том числе доводить до сведения соответствующей категории населения информацию обо всех ресурсах данных отелей, об их возможностях и достоинствах - с целью развить этот рынок. Не будем забывать, что TEZ TOUR - один из немногих операторов, имеющих эксклюзивы в таких отелях как Rixos, Amara World и многих других - около десяти цепочек, очень популярных и весомых на турецком рынке.
- Ощущалась ли в этом сезоне конкуренция среди белорусских консолидаторов турецких чартерных цепочек?
- Если на направлении работает несколько операторов, естественно, они конкурируют. Но условия современного белорусского рынка в целом и нынешнего сезона в частности не предполагают некую жесткую конкуренцию. У нас как у операторов была плотная работа с агентами. У агентств, в свою очередь, - с туристами. Речь о конкурентных войнах не шла. В этом сезоне туристов хватило всем.
- Планирует ли TEZ TOUR будущий турецкий сезон?
- Да, но конкретику пока не афишируем - в феврале будущего года все планы будут объявлены и презентованы. Безусловно, будет рост. Предположительно он составит 50%. Мы увеличим свое присутствие на турецком и египетском направлениях. - В этом сезоне TEZ TOUR впервые вышел на греческое направление, в частности на Крит. Каким был сезон для Крита из Минска? Общее мнение - направление продвигается тяжело. Что почувствовали вы?
- Начнем с того, что у нас была очень широкая линейка предложений по отелям благодаря хорошим контрактам с партнерами:
- Кстати, об отелях. TEZ TOUR не изменил себе, предложив и трехзвездочные отели на Крите?
- Нет, мы традиционно предлагаем отели разной звездности. Другое дело, что TEZ TOUR не продает отели, в которых невозможно жить. Если это "три звезды" - то отель будет соответствовать всем необходимым стандартам. В отношении направления "Крит-2008 из Беларуси" надо, видимо, говорить не о проблеме продвижения, не о проблеме отелей, а о проблеме визы. Скажем откровенно: работа была осложнена моментом получения или неполучения визы. Нужно было выдерживать глубину продаж минимум в две недели, чтобы успевать вовремя открывать клиентам визы. В то же время нельзя заявлять, что сезон по Криту был провальным. Для старта все было нормально. Сезон состоялся.
- В будущем году вы намерены продолжать эту программу?
- Да, и в следующем активном сезоне мы будем продолжать работу по нашим визовым направлениям - Испании и Греции.
- Нельзя не заметить, что нынешнее лето было достаточно тяжелым для египетского направления. Сказались ли на продажах те нехорошие истории, которые происходили с туристами?
- Возможно, было много историй, но направление это не почувствовало. Загрузка всех рейсов была отличной. Более того, лето в целом продемонстрировало подъем таких курортных зон, как Хургада и Шармэль-Шейх. Причем этот рост обоснован интересом не только, скажем, российского, украинского или прибалтийского рынков, но и западноевропейского. А это свидетельствует о том, что направление считается надежным. И в Беларуси также мы не зафиксировали ни падения цен, ни падения спроса, связанных с какими-то ситуациями. Что, собственно, происходило? Разбился автобус. Да, трагедия. Но такое может произойти (и, к несчастью, происходит) где угодно - в любой стране, в том числе Беларуси и России. Мы не склонны к панике. Другой вопрос: а что мы предпринимаем в этой связи, как мы увеличиваем гарантии безопасности наших туристов? Вот здесь мы делаем совершенно реальные шаги. К примеру, постоянно улучшаем качество нашей техники. TEZ TOUR регулярно обновляет парк автобусов (наш принцип - только новые машины), проводит аттестацию персонала. За состоянием здоровья водителей мы следим очень бдительно, они у нас не работают по десять смен. Конечно, мы не утверждаем, что отстранены от всех рисков, мы лишь снижаем их всеми доступными нам средствами. Происшествия, к сожалению, происходили и будут происходить, от этого никто и ничто не застрахованы, в том числе и туристический рынок.
- Египет для Беларуси, похоже, окончательно стал круглогодичным направлением, плюс TEZ TOUR все время наращивает объемы. Планируются ли еще дополнительные цепочки?
- Да, в этом году межсезонья мы практически не видим. Если прошлой осенью была хотя бы небольшая (приблизительно месяц) пауза между турецким и египетским сезонами, то в этом году самолеты, которые летали на Анталью, плавно перешли на обслуживание наших египетских маршрутов. И снова мы говорим о приросте - добавились две дополнительные цепочки на Хургаду и одна - на Шарм-эль-Шейх. Причем и здесь важно отметить постепенное насыщение рынка качественными предложениями.
- Присутствие TEZ TOUR на испанском направлении на сегодняшний день выглядит достаточно скромно. Не планируется ли некий качественно новый выход на этот рынок?
- Не секрет, что не так давно мы сменили партнера в Испании. И надеемся, что и так достаточно высокий уровень обслуживания наших туристов в Испании вырастет еще больше. Это обстоятельство наверняка повлияет на спектр предложений TEZ TOUR, то есть на отельную линейку. Но мы опять повторяем, что ключевым моментом в развитии чартерных европейских цепочек из Минска является слово "виза". Сроки получения, процент отказов (по Испании он достаточно велик) - все это сильно сдерживает развитие направления и не может не влиять на наши планы.
- Этой осенью TEZ TOUR возвращает тайскую цепочку на белорусский рынок. Какова ставка компании на направление?
- Да, пожалуй, программу можно назвать цепочкой или регулярной цепочкой. Программа, как известно, осуществляется с помощью регулярного рейса авиакомпании "Туркменские авиалинии", со стыковкой в Ашгабаде. Самолет летает каждую неделю по понедельникам. 13 октября улетела рекламная группа турагентов, которые будут знакомиться с Бангкоком и Паттайей. Могу сказать, что фам-трип был сформирован мгновенно, желающих полететь в этот рекламник было очень много, что говорит об интересе агентств. С 20 октября мы начинаем осуществление собственно программы для клиентов - и уже идут продажи в соответствии с нашими спецпредложениями. Мы констатируем достаточно высокие спрос и динамику. И если в прошлом сезоне мы имели в виду контекст новизны, то сейчас говорим о том, что это направление, куда мы уже летали, это направление, по которому в Беларуси уже есть собственный клиентский рынок, и мы надеемся, что эта аудитория будет расти.
- В прошлом году цепочка была прервана достаточно неожиданно. В этот раз так не случится?
- Мы не хотим сейчас предъявлять какие-то претензии авиакомпании и не думаем, что кто-либо из партнеров будет предъявлять претензии нам. Безусловно, мы ничего не начинаем делать без убеждения, что программа будет надежной и стабильной.
- Корректно ли сравнивать Таиланд с египетским направлением?
- Думаю, что нет. Египет для нашего туриста остается направлением из разряда "сегодня купил - завтра улетел". Таиланд же - экзотическое и визовое направление, требует от туриста заблаговременного принятия решения. Я хотел бы отметить важный момент: на сегодняшний день тайские предложения, которые есть на белорусском рынке, принципиально отличаются по цене от соответствующих предложений с вылетом из Москвы. Нам удалось обеспечить более дешевый, но очень качественный турпакет. Из Минска в Таиланд летать выгоднее! Конечно, существует высота сезона, существует глубина продаж, существуют различные предложения, но в условиях некого равновесия исходных данных у TEZ TOUR есть возможность предлагать более дешевые пакеты с вылетом из белорусской столицы.
- Пресса часто пишет, что Таиланд - направление, у которого есть проблемы с обслуживанием туристов на курортах и экскурсиях...
- Везде, где мы работаем, у TEZ TOUR существуют свои полноценные принимающие офисы, включающие управленческий и операционный персоналы. Кроме того, важно, что у TEZ TOUR везде есть своя транспортная база. Да, существуют определенные нормы и пункты в законодательстве Таиланда, которые регулируют процент работающих в компаниях тайских граждан, но на сегодняшний момент данный вопрос TEZ TOUR решил. У нас есть опыт работы с персоналом в принимающих офисах, у нас есть определенные стандарты качества и обучения данного персонала, поэтому эта проблема для нас никогда не была острой.
- Какой спрос на Таиланд среди белорусов?
- Тяжело определить спрос на направлении, с которым мы стартовали в прошлом году. По итогам прошлого сезона у нас было около 500 туристов, что для Беларуси неплохо. В этом году планируем увеличить поток - еженедельно будем отправлять в Таиланд порядка 50 туристов.
- Растет ли агентская база TEZ TOUR?
- Наша агентская база здесь - это приблизительно 450 белорусских компаний. Их будет становиться больше - эта закономерность очевидна. Мы стараемся, чтобы наши технологии были удобны для партнеров, все инновации вовремя доносим до агентов. Всячески развиваем бонусную систему, делаем так, чтобы агентам было удобно работать с нашей системой он-лайнбронирования. В целом могу отметить, что белорусский рынок довольно активно развивается, происходит постоянный рост объемов, совершенствуются и становятся более технологичными отношения туроператор-турагент. Очевидно, что в ближайшие сезоны эта динамика сохранится.
Беседовала Лилия КОБЗИК