Туристы, так же как и турфирмы, ждут развязки событий
Екатерина АПАРИНА
Глобальный финансовый кризис, все больше и больше проявляющий себя в экономике Америки, европейских стран и соседней России, естественно, коснулся и туристической отрасли. Как отмечают российские туроператоры, в последние недели "затихли" бронирования новогоднего отдыха, до рекордно низких отметок упал спрос на текущие туры. Причина - люди сидят в ожидании. Никто не знает, что будет. Как поведет себя курс доллара? Не обанкротятся ли во время поездки авиакомпании, доставляющие туристов на отдых? В общем, да мало ли что. Главное - быть в этот момент поближе к дому. Несмотря на то, что в силу ряда причин кризис пока не сильно отразился на белорусской экономике в целом, настроения отечественных туристов тоже зависят от курсов валют и финансовых новостей. О том, как повлиял мировой финансовый кризис на их деятельность, мы поинтересовались у представителей белорусского турбизнеса.
В компании "Латинсервис" отметили, что количество заявок на туры в последнее время действительно уменьшилось. "Туристы не спешат бронировать путевки, а одна корпоративная группа и вовсе отказалась от намеченной поездки", - говорят в турфирме. Правда, связана ли напрямую причина отмены туры с событиями, разворачивающимися на мировых финансовых рынках, неизвестно. "Сейчас некоторый спад мы наблюдаем по всем направлениям, - говорит Михаил Селивон ("ТопТур"), - но это совершенно обычное явление, с которым сталкиваются все туристические компании с наступлением осени. Высокий сезон закончился, и мировой финансовый кризис тут абсолютно ни при чем. Наши отечественные предприятия стабильно платят людям зарплату, поэтому паническим настроениям, которые могут отразиться на спросе, думаю, появляться неоткуда. Другое дело - нагнетание ажиотажа в СМИ. Все мы смотрим новости и видим, что творится в мире. Конечно, туризм - явление международное, и поэтому процессы, происходящие в одной стране, могут запросто аукнуться в другой. Так, если последствия кризиса приведут к очередному удорожанию отдыха, то тогда это, несомненно, скажется на спросе. Пока же осенний сезон идет как обычно, без каких-либо потрясений".
На все сто подтверждает последнюю фразу ситуация с Египтом. Вылеты из Минска в эту теплую страну бронируются на несколько недель вперед. "Конечно, белорусы тоже озабочены сохранением своих сбережений, но все эти страхи если и отражаются на спросе, то на уровне статистической погрешности, - считает Александр Берестов ("Техностар"). - Поэтому говорить о каких-то глобальных последствиях кризиса и его влиянии пока не стоит. Беларусь пока не настолько экономически зависима от событий, объединенных понятием "мировой финансовый кризис", чтобы как-то заметно на них реагировать. Единственное, что интересует многих туристов, это цена авиабилета. К сожалению, несмотря на новости о падении цены на нефть, стоимость перелетов не подешевела ни на копейку". Кстати, не повлияло на туристический спрос и довольно значительное падение курса евро (2-00 рублей против "весенних" 3300). По словам Миры Баран ("Экотур6"), это вроде бы приятное обстоятельство никак не отразилось на выборе туристов. "Спрос на автобусные туры на 20-30% упал еще в начале года в связи со введением шенгенских виз, - говорит Мира Яковлевна, - и на данный момент он находится на том же уровне. Финансовый же кризис на туристических предпочтениях пока не отражается.
Ощутим ли мы его в будущем, зависит от того, как будут развиваться события, в том числе и в России. Выстоит Россия, думаю, не будет никаких негативных последствий и в Беларуси. Сейчас мы можем только ждать и наблюдать ситуацию со стороны".
Между тем, по прогнозу российских аналитиков, темпы прироста многих "зимних" направлений "благодаря" кризису существенно снизятся. Например, уже сейчас упало количество заявок на деловые поездки. В группе риска также - дальнемагистральные направления туризма: прежде всего ЮгоВосточная Азия и Карибы. Часть туристов с этих направлений переориентируется на более дешевые, например, на Египет, который должен выстоять при любой финансовой погоде. Кроме него, менее подвержены кризису нишевые направления туризма. Так, горнолыжники скорее предпочтут для удешевления тура уменьшить категорию своего отеля, чем полностью отказаться от своего хобби. Впрочем, отмечают турагенты, пока большинство туристов просто решило выждать и осмотреться, что будет дальше. Одни, видя постоянно растущие цены, вообще решили отложить отдых на неопределенное время. Другие, наоборот, ждут, что "благодаря кризису" туры начнут "гореть", и цены на них упадут "ниже плинтуса". Операторы к какимлибо резким заявлениям, а также нагнетанию массового психоза, как всегда, не склонны.