Вот такое письмо прислала в редакцию газеты «Туризм и отдых» известный экскурсовод Нелла Назарова:
«21 июля 2013 г. группа туристов из Минска посетила Мосар. На стоянке автобусов – пусто, ни одного автобуса, хотя это был выходной день. Раньше, при отце Юзефе Бульке, нельзя было найти места для парковки.
Но зато бдит кассирша в кассе-избушке. Оплатили по 4 000 руб. за вход каждого человека в дендропарк – так назвали то, то создал отец Юзеф с прихожанами в деревне Мосар.
После его смерти в январе 2010 г. за костелом закрепили 2 га (перед его входом), а остальную территорию передали отделу культуры г. Глубокое.
На территории, закрепленной за костелом Св. Анны, – порядок. Красиво цветут на сажалке розовые, желтые и белые лилии (лотосы). Около памятника Папе Иоанну Павлу II стоит агава, которая раньше находилась за костелом напротив плебании. Все хорошо.
Положив цветы на могилу отца Юзефа, на которой их и так немало, с болью видишь то, что творится на остальной территории, которую взялся досматривать Глубокский отдел идеологической работы.
Никто не посадил ни одного цветочка – лишь самосевом растут многолетники. В мини-зоопарке только один индюк, и одиноко мечется в вольере молодой страус. Его пара, страусишка, умерла вскоре после о. Юзефа, словно спешила за ним. Эта пара была подарена о. Юзефу директором «Соловьиной рощи».
При нем здесь были и барашки, и гуси, петушок и прочая живность, которая радовала и детей, и взрослых, приезжавших в Мосар на экскурсию.
Ради отца Юзефа люди ехали сюда нескончаемым потоком!
Идем с группой к источнику. И – о ужас ! На сажалке с обеих сторон расселись рыбаки в камуфляжной форме, а у источника нет ни кружечки, ни стаканчика.
Пошли на тропу трезвости. Уже издали видно, что возле скульптуры царя Давида пасется теленок. Один рыбак подошел ко мне и, выдыхая пары алкоголя, спросил – зачем сюда идут туристы?.. На мою просьбу увести теленка – отказался.
От скульптуры Моисея со скрижалями завета, прочитав начертанные 10 заповедей, пошли к водопаду. Раньше, при отце Юзефе, вдоль дорожки туда стояли плакаты с высказываниями великих людей о вреде пьянства, а теперь их нет.
На водопадике – бурелом. Ужас и ужас!
Идешь и понимаешь, что именно является настоящим подвигом отца Юзефа: он превратил пьяную деревню в райский сад!
А спустя три года после смерти отца Юзефа все возвращается на круги своя. Опять пьянь! Скот пасут на земле Санктуария! И никому до этого нет дела!
Возвратившись в Минск, в понедельник 22 июля звоню в Глубокое – начальнику отдела по идеологической работе Татьяне Леонидовне.
В ответ на мое возмущение она отвечает, что в штате на 16 га состоит только 2 человека – кассир и музейный работник, и они физически не успевают приводить территорию в порядок и следить за ней.
Спрашивается – а зачем брали? При о. Юзефе никто деньги за вход не собирал, однако порядок был идеальный.
Из любви и уважения к отцу Юзефу прихожане досматривали все сами и считали за честь поработать у костела. А теперь?..
Очередной раз видно, что значит роль личности в истории!»