https://www.traditionrolex.com/8
<p>На прошлой неделе состоялся семинар-практикум «Современное состояние и перспективы развития объектов придорожного сервиса Беларуси в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2014 года», организованный Минспорта и Нацагентством по туризму для представителей министерств торговли, транспорта и коммуникаций, Белкоопсоюза, Белнефтехима, облисполкомов, субъектов туриндустрии и СМИ.</p>

Надежда СУСЛОВА

На прошлой неделе состоялся семинар-практикум «Современное состояние и перспективы развития объектов придорожного сервиса Беларуси в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2014 года», организованный Минспорта и Нацагентством по туризму для представителей министерств торговли, транспорта и коммуникаций, Белкоопсоюза, Белнефтехима, облисполкомов, субъектов туриндустрии и СМИ.

Тема придорожного сервиса волнует умы с тех самых пор, как появились дороги. Еще в ХIII веке знаменитый путешественник Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» писал о постоялых дворах в древнем Китае, где можно было не только помыться и отдохнуть, но и переодеться в чистый шелковый халат. О трактирах и почтовых станциях писали многие классики мировой литературы. Проходят века, но эта тема остается актуальной. Участники семинара после осмотра объектов придорожного сервиса (кафе «Дедова корчма», ресторана «Усадьба Поречье», автозаправок и комплекса «Веста») обсудили проблему развития этого направления на заседании круглого стола.

Начальник отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик рассказал, что с 2008 года создана единая нормативная база, которая позволяет активно развивать придорожный сервис. Он привел такие данные: ежегодно на дорогах страны появляется порядка 20 АЗС, 5-6 моек и около 3 СТО. В каждой области разработана программа ввода подобных объектов. За последние три года на республиканских автомобильных дорогах Беларуси построено и введено после реконструкции более 80 автозаправочных станций, 120 пунктов питания, 20 гостиниц, 20 охраняемых стоянок, 15 СТО и 10 автомоек. Обеспеченность объектами сервиса республиканских дорог по среднему расстоянию между ними составляет для АЗС – 47 км, пунктов питания – 35 км. Это соответствует рекомендуемым международным нормам развития придорожного сервиса и международной практике. В настоящее время на дорогах действует 324 АЗС, из них 65% оснащены торговыми точками и 34% имеют в составе придорожного комплекса пункты питания. На магистральных дорогах с индексом М или М-Е из 138 АЗС 78% имеют пункты торговли и 46% – пункты общественного питания. Отмечается рост розничного товарооборота, который в 2012 году по сравнению с 2011 вырос на 17%, а количество предоставленных услуг – в 2,3 раза. В ближайшее время будет принято постановление правительства, предусматривающее дополнительные меры по созданию комплексных объектов придорожного сервиса. Пока таких объектов построено 15. Планируется, что на всех республиканских дорогах Беларуси при возведении или реконструкции автозаправочных станций объект придорожного сервиса должен обязательно иметь в своем составе торговую точку, пункт питания, стоянку как минимум на 2 автобуса туристического класса, на 5 грузовых и 5 легковых автомобилей. К 1 января 2015 года этим стандартам должны соответствовать все действующие АЗС.

О том, как работают предприятия питания на дорогах, рассказала консультант отдела общественного питания Минторга Валентина Демиденко. Она отметила, что на дорогах сегодня работает 364 магазина и 483 объекта питания. За прошлый год появилось 43 подобных объекта. Валентина Демиденко подчеркнула, что придорожный сервис – это «сложная система, где выживает сильнейший». Буквально в августе нынешнего года появились новые требования к объектам придорожного сервиса в Беларуси. На сегодняшний день они должны иметь: световую рекламу, информацию на одном из иностранных языков, возможность оплаты пластиковыми карточками, продажу сувениров, столовые приборы из нержавеющей стали, блюда национальной кухни в меню и конкурентоспособные цены. В заключение консультант назвала работу общепита на дорогах «кропотливой, которая вместе с тем может приносить доход».

Критическую струю внесла в обсуждение врач-гигиенист Ольга Ковех, которая констатировала, что «вагончики», когда-то олицетворяющие придорожный сервис, исчезли, но привычки тех времен остались. Пока участники семинара осматривали объекты снаружи, она посмотрела на них, так сказать, изнутри: «В «Дедовой корчме» 180 посадочных мест, но кухня очень маленькая! Кроме того, продукты хранятся на полу, плитка со стен откололась, холодильники старые, для спе­ций используются какие-то бэушные банки! Кухня у кафе на заправке «Лукойла» такая маленькая, что двум поварам там не развернуться! Все это небезопасно для здоровья посетителей!» Она привела в пример такие факты: в Минской области четырежды за полгода пришлось приостанавливать работу объектов придорожного сервиса для того, чтобы они просто «помылись»! За полгода также было снято с реализации 219 кг продуктов с истекшим сроком годности. После ее эмоционального выступления вспомнилось: «Лучший кофе при дороге – отхлебнешь, протянешь ноги»!

Претензии к качеству работы придорожного сервиса есть и у туристических компаний. Их высказал специалист по туризму компании «Виаполь» Сергей Быцкевич. С точки зрения практиков, придорожный сервис – это лицо страны: «Как театр начинается с вешалки, так туризм начинается с придорожного сервиса». Для того чтобы туристы остались довольны этим «лицом», необходимы определенные факторы: хорошее обслуживание в объектах питания, указатели, вывески, гостеприимство и просто приличный вид сотрудников точек общепита. Как рассказал специалист, зачастую к вечеру в кафе сидят местные жители не всегда презентабельного вида, к тому же нетрезвые. Такими же нетрезвыми бывают и работники. Проблемой становится узкий ассортимент продукции, отсутствие горячих и свежих блюд, быстрого обслуживания. Туристы жалуются на пластиковую посуду и на отсутствие блюд, указанных в меню. Есть кафе, которые заявляют, что работают круглосуточно, а сами закрыты в 5-6 часов утра. С придорожными кафе бывает трудно договориться об обслуживании групп туристов. Зачастую они говорят: «Вы нам привезите туристов, а мы посмотрим, работать с вами или нет». Больной темой в туризме по-прежнему является тема туалетов. Да, появились очень хорошие теплые туалеты, но часто бывает: только смотрительница видит паркующийся автобус с туристами, быстренько туалет закрывает. Или там внезапно гаснет свет. Или исчезает туалетная бумага. «Пусть лучше эти туалеты будут платными, но работают», – резюмировал специалист.

По мнению генерального директора центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолия Акантинова, в подходе к формированию концепции придорожного сервиса отсутствует такое понятие, как сегментирование. Вместе с тем участники движения – это разные группы: группы туристов, индивидуалы, дальнобойщики, семьи с детьми, велосипедисты, пожилые люди, молодежь, владельцы собак и пр. И для каждой целевой аудитории должны быть свои инструменты привлечения к объектам придорожного сервиса, специализация, особые фишки... А иначе отечественный придорожный сервис рискует остаться серым и незапоминающимся.

https://www.traditionrolex.com/8