Начало в № 35

Даниил ШАВРОВ, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА

Часть 3. Три государства

Вставать, как и прошлым утром, пришлось рано. За день мы должны были преодолеть колоссальное расстояние – от столицы Дании Копенгагена до столицы Норвегии Осло.

Дневник-путешественника

Утро началось обычно: поели, попили, сели в автобус. Первой точкой остановки в этот день был город Роскилле с красивейшим собором, параллельно являющимся усыпальницей королей. Лишь один Король – Фредерик IX, отец нынешней королевы Маргрет II, – похоронен вне стен собора, в маленькой усыпальнице с видом на море. Мы приехали чуть раньше девяти часов утра. Собор открывается ровно в девять. Вместе со звоном колоколов распахнулись боковые двери собора. Центральные двери открываются при приезде сюда или королевы, или кронпринца, или его брата, второго сына королевы. В соборе захоронены буквально все, за исключением вышеупомянутого, короли и королевы Дании, в том числе известная нам императрица Мария Федоровна, дочь датского короля Кристиана IX. Можно увидеть там и так называемый «Царский ростометр», колонну, где есть отметки с ростом 24 монархов, среди которых имеется отметка с надписью «Петр Первый». Она располагается на колонне выше всех остальных – рост Петра был 208 см. Правда, есть выше еще одна отметка – одного из королей Дании, Кристиана I. Но, как написано сразу в нескольких буклетах-путеводителях по Дании, эта отметка была нанесена после смерти короля и является неправильной: рост Кристиана I был гораздо меньший. Есть в соборе и макет будущего саркофага нынешней королевы Маргрет II, который разрабатывался при ее участии. Немного странно, согласитесь.

В свободное время мы посетили местный рынок. Попробовали и датский горох (скажу честно, не очень, наш вкуснее, зато наш в два или три раза меньше по размеру), и малину (тоже в два или три раза больше нашей ягоды), потратив при этом нехилые деньги. Цены в Скандинавии еще те, но об этом как-нибудь в следующий раз.

Далее автобус переместился в замок Фредериксборг, построенный в 1560–1630 годах по приказу короля Дании Фредерика II. Сейчас это Музей Национальной истории. Он напомнил мне Петергоф. Правда, фонтанов меньше и моря нет, только озеро, но природа и, соответственно, ландшафты чем-то напоминают петергофские.

Следующим мы посетили «Замок Гамлета». Именно в замке в городе Хельсингор Уильям Шекспир поселил Гамлета, принца Датского. Замок действительно красивый. По крайней мере, снаружи. Внутри нам побывать не удалось – шла репетиция постановки Гамлета, которую раз в год здесь разыгрывают актеры театра Шекспира из Страттфорда.

Замок находится на берегу Балтийского моря, точнее, одного из его проливов. На одном берегу пролива – датский берег, на другом – шведский. На корабле нам предстояло пересечь этот пролив. Перед выходом из автобуса на корабль, чтобы кинуть монетку, гид рассказал нам одну историю. То ли пугал нас, то ли развеселить хотел. Однажды он сказал своим туристам: «Как только увидите, что берег близко, сразу бегите в автобус». И туристы разошлись. А потом, когда корабль подходил к берегу, туристы вернулись в автобус. Все. Кроме одной туристки. Время шло, ее не было. Корабль причалил, автобусу пришлось съехать. Автобус пересек границу и припарковался. Наш гид поднял на уши всю полицию, корабль уже ушел, пришел другой, а ее все нет. Через час нашему гиду позвонили из полиции. Как он сказал, «я услышал оттуда родной русский мат». Оказалось, что эта женщина увидела, что автобуса нет, и побежала к «границе». Как пройти, она не знала, паспорт был в автобусе, и она решила перелезть через забор. Ее, как вы понимаете, задержали. Но вскоре, в сопровождении нашего гида, отпустили.

Но наша группа прошла границу без происшествий. Мы въехали в город Хельсинборг, чтобы вскоре выйти на дорогу на Гетеборг, а позже и на Осло. К десяти часам вечера мы преодолели расстояние в 650 км – от одной столицы до другой, проехав по территории трех государств Скандинавии за один день.

Дневник-путешественника1

Часть 4. Страна путешественников

Тур Хейердал, Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен – все эти имена связаны с Норвегией. Музей «Кон-Тики» и корабля «Фрам» находятся рядом. Два уникальных музея, посвященных уникальным людям.

Тур Хейердал с командой пересек Тихий океан, провел еще несколько известных экспедиций. Теперь и «Кон-Тики», и лодка «Ра-2» стоят в музее. Находится там и «Оскар», который Хейердал получил за документальный фильм «Кон-Тики». Еще есть в музее макет акулы, напавшей на экспедицию Хейердала. По длине она, наверное, равна половине большого футбольного поля…

Рядом находится музей корабля «Фрам», на котором Фритьоф Нансен пытался покорить Арктику, а Руаль Амундсен покорил Антарктиду. Это грандиозной величины корабль, на него можно взобраться и даже зайти внутрь. Есть в музее и комната-лабиринт. Не знаю, какая там температура, но там ОЧЕНЬ холодно. Когда ты выберешься из мороза, зависит от тебя.

Сам Осло меня не впечатлил. Обычный город. Даже, я бы сказал, самый обычный. Поэтому и писать про него не буду. Стоит отметить только парк Густава Вигеланда, который лепил все свои скульптуры обнаженными. В парке только одна скульптура в одежде – памятник самому Вигеланду. Можно отметить также и ратушу, которая представляет собой современное здание с элементами старины.

Из Осло мы выехали в Берген. По пути останавливались около порази­тельных водопадов, один красивее другого.

До Бергена добрались ближе к вечеру. Три часа свободного времени после длительного переезда показались нам ничтожно коротким временем. Кроме того, в тот день в Бергене выступала известная американская певица, и в центре города было не протолкнуться. За три часа мы успели прогуляться по центральной улице, подняться на фуникулере на гору Флей, откуда открывается удивительно красивый вид. Успели забежать на рыбный рынок. Гид посоветовал нам купить колбасу из кита, лося и северного оленя. Не знаю, есть ли там хоть немного мяса этих животных, но благодаря специям колбаса действительно вкусная.

На следующее утро мы отправились в музей-усадьбу Эдварда Грига. Именно там жил он со своей женой Ниной. Это действительно удивительное место.

Могила Грига и его жены расположена в нише скалы. Есть несколько версий, почему именно там Григ завещал похоронить себя. Самая красивая, на мой взгляд, легенда о том, что Григ однажды гулял с женой и увидел, как в эту нишу залетело два голубя. Тогда Нина сказала: «Вот видишь, Эдвард, это же мы с тобой»…

Следующих три дня мы находились вдали от цивилизации, наслаждаясь норвежской природой. На четвертый день мы посетили город Лиллехаммер, столицу Зимней Олимпиады 1994. Это провинциальный городок, по размеру не больше нашего Борисова. Мы посетили тот самый стадион, на котором тогда происходили церемонии открытия и закрытия Олимпиады и соревнования по прыжкам с трамплина. В этот момент с трамплина прыгал спортсмен. Зрелище, скажу вам, впечатляющее.

Дневник-путешественника-Лиллехаммер

Через несколько часов мы заселились в гостиницу аэропорта города Осло. Следующим утром погрузились в автобус и через несколько часов оказались на шведской земле…