Лилия КОБЗИК
Белорусские турфирмы привыкли отчитываться: за принятых туристов, за отправленных туристов, за объемы оказанных услуг - экскурсионных и пр. Сейчас, кроме всего остального, ответ держать придется и за количество сданной в "заготовительные организации" макулатуры. Соответствующие предписания администрации районов недавно прислали в столичные туркомпании. Чего говорить, дело-то, вообще, хорошее - бумагу экономить, лес беречь. Даже в турфирмах это понимают. Сдал макулатуру - и, как говорится, на душе спокойно, красота, чистота, порядок - очень патриотично к тому же, поскольку в целом, по-моему, совпадает с нашей главной идеологией.
Правда, текст письма предлагает руководителю предприятия сильно не расслабляться на этой благостной теме. Нужно, господа, планы по макулатуре выполнять, а не по парижам шляться. Все очень серьезно. Так, есть в соответствующем отчете графа "планируемый объем (тонн!)". Контролирующие организации также хотели бы знать, сколько макулатуры "фактически сдано". Отчитываться предписано ежеквартально, конкретные задания по объемам утилизованной бумаги, видимо, еще будут доведены, поскольку регламентирующий документ так и называется "О доведении заданий по объемам поставки макулатуры".
Опять-таки, признавая полезность всяческих сберегающих хозяйственных технологий, зададимся только одним вопросом: откуда у турфирм макулатура, причем, тоннами?!
Это на самом деле такой вопрос, в котором у государства, по-моему, "все схвачено". Слава богу, есть чего сдавать: фирмы обязаны оформлять столько документов и такое количество их копий (а офисы, к сожалению, не резиновые), что вполне способны завалить "заготовительные организации" рекордными объемами макулатуры.
Турфирмы, конечно, ропщут на дополнительную порцию отчетных документов. Видимо, просто не понимают еще, что по сути им подарен дополнительный стимул для корпоративной конкуренции: кто больше сдаст макулатуры (хочется добавить - тот и лучший предприниматель года!).
Можно предположить, что многим компаниям для родного государства ничего не жалко. Кроме бумаги, попорченной неопытными менеджерами, а также явно устаревших, предназначенных к списанию документов, иные бизнесмены, по слухам, уже готовы сдать в макулатуру и собственные сертификаты качества, которые обернулись для фирм дополнительными проверками и все тем же нескончаемым отчетным бумаготворчеством. Про ваучеры из жалости нужно бы умолчать. Впрочем, сострадания заслуживают и те сгорбленные фигурки с тяжелыми авоськами в руках, которые периодически появляются на одном из самых респектабельных проспектов города. Нет, это не несчастные жены нерадивых мужей тащат домой картошку и прочую снедь. Это менеджерам турфирм нацагентство отгрузило килограммов 5-6 ваучеров... Чего скрывать, многие несознательные сотрудники компаний с радостью отправились бы с этими авоськами вовсе не в офис, а прямиком в "заготовительную организацию", но ваучер, как говорится, жил, жив, и, судя по всему, будет жить, выражаясь современным языком, - forever...
Что еще могут сдать туристические компании, чтобы улучшить свои "макулатурные" показатели? Логично было бы предположить наличие в фирмах туристической направленности ненужных путеводителей, рекламных проспектов. Но сейчас вроде все на дисках. Разве что отправить в утиль старенькие буклеты по Беларуси: Все равно туристы как не ехали к нам, так и не едут...
Шутки шутками, а я чувствую, что и в этом сегменте отчетности будут приписки (и последующие нарекания на ни в чем не повинные статистические данные). Посмотрите опубликованную в этом номере нашей газеты туристическую статистику за полугодие. Показатели по объемам оказанных услуг, в полном соответствии с поставленными планами, растут, а туристов (зарубежных и наших) все меньше. Как бы и с макулатурой то же самое не получилось. Планы-то фирмы, будьте уверены, перевыполнят, а пущи наши по-прежнему будут лысеть. Тут заинтересованным организациям, прямо скажем, есть о чем подумать. И, возможно, выпустить в свет еще не один документ, общая масса которых, по-моему, и поддерживает бизнес "заготовительных организаций".