Графика Павла Татарникова представлена в Музее современного изобразительного искусства в рамках общественного обсуждения творчества художника, выдвинутого на соискание Государственной премии 2010 года в области литературы, искусства и архитектуры.
Но и без столь серьезного повода это одна из лучших выставок последнего времени. Экспозицию составили серия «Брама мiнулага» (1998–2008), отмеченная Союзом художников и Академией искусств; иллюстрации к книгам «Уладары i дойлiды Гароднi» (А. Кравцевич. 2008–2009), «Артур – король Альбиона» (Дж. Мэтьюз. 2006–2007) и новый проект по мотивам китайской сказки.
Книжные графики, по сравнению с другими художниками, находятся в особом положении: они сотрудничают с автором книги, у них есть тема, некое поле для собственного исследования, и это дает их работе интеллектуальный импульс и потенциал. В этом смысле «Брама мiнулага» – идеальный образец. Иллюстрации создавались в течение десяти лет для самых разных книг и журналов, увидевших свет в разных издательствах. Их гораздо больше, чем 25. Тема истории Беларуси всегда была доминантой, и хотя издания были детскими, они вполне убедительно выглядят в музейном пространстве.
«Иллюстрированная книжка создается больше для детей, чем для взрослых. Классическому роману иллюстрация не нужна, там читатель сам придумывает «картинки». Но книга для ребенка должна быть красивой, а историческая книга – точной», – без ложного пафоса комментирует Павел Татарников преданность и уважение к героям своей портретной галереи, архитектурным памятникам, событиям истории и культуры. Образы Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского, Франциска Скорины, Миколы Гусовского, Льва Сапеги, Радзивилла Сиротки, Яна Хадкевича, шедевры белорусского зодчества – Мирский и Несвижский замки, Каменецкая башня, Сынковичи и Маломожейково, Полоцкая София и Каложская церковь – воспринимаются как знаки белорусской идентичности. «Хорошо, что люди стали понимать, что без этого не бывает ни народа, ни истории».
Павел Татарников неоднократно награждался премиями Национального конкурса «Искусство книги», дважды получал самую престижную для европейских графиков награду – «Золотое яблоко». Первую – за белорусские сказки в 2001 году, вторую – за английские в 2009-м. Специально для оформления книги «Артур – король Альбиона» Павел был приглашен в Кембридж, где работал в течение года. «Пожалуй, это как раз тот город, где жив дух Англии, и можно почувствовать атмосферу Средневековья, стиль ренессанса. Отношение к художнику там совсем другое: если в вас заинтересованы, то автор и художник для издательства – на первом месте».
«С точки зрения искусствоведов – все это архаика и уж точно не актуальное искусство. Теперь многие считают, что все, что написано, уже несовременно. Или нужен чистый концепт – там вообще рисовать не надо, а художник должен учиться на факультете философии. Не нужно рисовать, не нужна визуализация... А в моем понимании – без рисунка нет художника, в том числе концептуалиста. У нас очень сильная школа академического рисунка, и главное, что мы поддерживаем высокий уровень белорусской графики».
Один из представленных Татарниковым проектов пока не реализован. Но уже сейчас интересен тем, что это китайская легенда о десяти солнцах, и, скорее всего, она не будет издана в виде книги с текстом. «Есть мнение, что все можно сделать средствами компьютерной графики. Но нет – никто не обойдется без художника, без художественных образов. Мы будем использовать новые технологии, 3D-анимацию. Пока эта сфера нас обгоняет, ведь там работают инженеры, но мы их догоним. Может, сделаем мультик, флеш или Интернет-анимацию».
Павел любит работать дома, в Беларуси: «Мне нужен контакт с близкими людьми. Помогают родители и жена, они делают все, чтобы я мог спокойно работать. У меня много проектов, но нашему искусству в целом нужна поддержка: всем понятно, что государство должно поддерживать свое, национальное».
Работа выставки продлена до 29 августа.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК