10 белорусских турфирм примут участие в московской выставке «Отдых/Leisure-2010», которая пройдет с 21 по 24 сентября в МВЦ «Крокус Экспо». Если ранее практически дублирующие друг друга выставки с одинаковым названием проводились параллельно в МВЦ «Крокус Экспо» и в «Экспоцентре» на Красной Пресне, то этой осенью в российской столице состоится только одна. Некоторые организационные перемены наблюдаются и в нашей стране: в нынешнем году Национальное агентство по туризму впервые отказалось от роли консолидатора. Эту функцию взял на себя Республиканский союз туристических организаций.
Единым стендом в Москве выступят «АлатанТур», «Беларустурист», «Бел-Ориентир», «Бело-
русский Спутник», «Визит Тур», «КолорЛэнд», «Марио Тур», «Топ-Тур», «Экотур-6» и «Элдиви».
В данное время обсуждается вопрос доставки участников выставки. Организовать групповой трансфер планировала туристическая компания «Белорусский Спутник». Предполагалось, что стоимость проезда составит 175 долларов - при этом каждый участник должен был получить четыре места в автобусе и грузовой отсек. Будет ли реализовано это предложение, пока неясно. Во всяком случае, первоначальная цена группового трансфера, скорее всего, изменится в сторону увеличения: некоторые из участников предпочли добираться в Москву самостоятельно.
Также некоторые затруднения возникли с оформлением белорусского стенда. Как выяснилось, Республиканский союз туристических организаций, выступивший организатором консолидированного присутствия белорусов в Москве, вовсе не претендует на роль «идеолога», определяющего визуальную концепцию национальной идеи белорусского туризма. «Да, фактически мы являемся организаторами поездки, - комментируют в Союзе, - но ведь официально РСТО не участвует в выставке и даже не значится среди экспонентов». В результате единого мнения у участников нет, и как именно будет выглядеть основная часть стенда, пока неизвестно.
Экспозиция будет находиться в четвертом зале первого павильона выставочного центра. Среди соседей наших турфирм - Российский союз туриндустрии, а неподалеку расположатся стенды Башкортостана, Краснодара и Пензы. Кстати, основная цель большинства белорусских компаний - привлечение партнеров как раз из регионов России. «Наши
турфирмы планируют не только представить туристический потенциал Беларуси, но и наладить прямое сотрудничество с российскими регионами. Дело в том, что сейчас региональные российские компании вынуждены перекупать по завышенным ценам белорусский турпродукт у московских операторов, - рассказывает исполнительный директор РСТО Валентин ЦЕХМЕИСТЕР. - Это, мягко говоря, странная ситуация. Ее нужно изменить. Вниманию потенциальных партнеров будут предложены все виды отдыха в нашей стране. Это и экскурсионные маршруты, и санатории, и отдых в деревне. Думаю, в интересе к подобным программам можно не сомневаться: среди россиян по-прежнему сохраняется высокий спрос на туры в Беларусь».
Планами, прогнозами и ожиданиями поделились некоторые участники выставки «Отдых/ Leisure-2010».
Наталья БУГАЕВА, директор компании «КолорЛэнд»:
«Разумеется, принимая участие в выставке, мы ожидаем пополнения клиентской базы и надеемся заинтересовать региональные российские компании, предоставив им возможность продавать белорусский турпродукт напрямую. «КолорЛэнд» представит и лечение в санаториях, и комплексные программы отдыха и экскурсий. Кроме того, специально к выставке мы разрабатываем новые маршруты по Беларуси. Хотя санатории продолжают лидировать по количеству запросов среди российских туристов, в последнее время ощутимо растет интерес к базам отдыха и программам, связанным с белорусской природой. Нас не может не радовать эта тенденция: многие санатории сотрудничают с российскими компаниями напрямую, и возможности большинства белорусских турфирм в этом секторе довольно ограниченны».
Елена ХАРУЗИК, директор компании «Марио Тур»:
«Работать в области въездного туризма достаточно сложно. Основная проблема заключается в сотрудничестве с белорусскими отелями: во-первых, у нас мало доступных гостиниц - большинство из них рассчитаны на туристов бизнес-класса, однако в последнее время бизнес-туристы все реже прибегают к помощи турфирм, предпочитая бронировать места самостоятельно. Во-вторых, ценовая политика отелей не способствует легкости работы. Если гостиница предлагает, например, 10 мест стоимостью 20 долларов и 20 мест стоимостью 50 долларов - довольно сложно объяснить большой группе туристов, почему они вынуждены платить разную сумму за одну и ту же программу, притом что качество обслуживания в обоих случаях оставляет желать лучшего. Мы специализируемся на бюджетных экскурсионных турах, рассчитанных в основном на школьников и студентов, и нашли неплохой выход из ситуации, задействовав возможности Белорусской железной дороги. В течение довольно короткого тура гостям страны предлагаются ночные переезды на поезде - например, из Москвы в Минск, потом в Брест - и обратно в российскую столицу».
Ирина ГАЙСЕНОК, директор компании «Элдиви»:
«Окончательная программа будет готова через неделю, сейчас все находится в стадии разработки. Пока же можно сказать, что мы планируем представить отдых в Беларуси во всех его проявлениях: здесь будут и санатории, и прием в Минске, и анимационные программы, и экскурсии по Беларуси. Одна из главных целей - наладить прямые контакты с турфирмами из российских регионов. Необходимо также заинтересовать компании, которые отправляют туристов по всей Европе и пока обходят стороной Беларусь: ведь наши природа и культура заслуживают внимания, у нас есть что показать. Российский клиент, слегка пресытившийся поездками в дальнее зарубежье, явно «созрел» для изучения Беларуси - полагаю, спрос на наши программы должен быть высоким».