Максим ПУРЕНОК (purenok.moikrug.ru), фото автора
На машине, маршрутке или электричке из Минска всего за полчаса можно добраться до Заславля, 1025 лет со дня основания которого отмечается в этом году. Одного дня вполне достаточно, чтобы полностью осмотреть зеленый, тихий и во всех отношениях приятный древний город, причем рекомендую исключительно пешую прогулку.
Железнодорожная станция до 1939 года была последней по эту сторону советско-польской границы, поэтому получила название «Беларусь». На противоположной от станции стороне, за железнодорожным полотном, если внимательно присмотреться, можно увидеть небольшой стенд, указывающий на расположенный в 20 метрах этнографический комплекс (сразу за продмагом «ДорОрс»). Правда, как это у нас нередко бывает, чтобы посетить его, сначала нужно купить билет в здании историко-культурного музея, до которого - 500 метров. Прочувствовать крестьянский быт XIX столетия во всей полноте поможет осмотр дома заездников, привозивших зерно на помол. Далее - деревянные паровая мельница, амбар и кузница. Очень интересно и практически не уступает Дудуткам - жаль только, что, в отличие от последних, совершенно отсутствует анимация, а именно ее не хватает для полноты ощущений.
В 100 метрах за кузней, чуть левее, если пройти по дощатому полусгнившему настилу, попадаем к роднику «Слезы Рогнеды» с приятной мягкой водой. Далее по тропинке, перейдя через дугообразный мостик над заболоченной речкой, выходим к замчищу, ориентируясь на видимый издалека символ города - стоящую на возвышенности белокаменную Спасо-Преображенскую церковь (бывший кальвинистский збор). Если повезет, как мне (вернее, если позволит священник), попробуйте взобраться на башню: ударьте в колокол, почувствовав, как во все стороны распространяется благоговейное ощущение чуда и умиротворения; полюбуйтесь прекрасными видами на окрестности, постарайтесь рассмотреть на горизонте минские многоэтажки.
Проступают остатки каменной крепостной стены. На лугу за валом на Купалье собирается молодежь и, как столетия назад, устраивает шумные гулянья ночь напролет. Рядом протекает Свислочь, а немного далее - за мостом у улицы Гонолес - гребной канал.
Правее - центральная Рыночная площадь. Рядом - костел Пресвятой Девы Марии. Бродя по улочкам Заславля, я не переставал радоваться тому, что, будь это коттедж или скромная хатка, рядом обязательно был цветник.
Небольшие указатели зеленого цвета почти незаметны на фоне обильной растительности. Информационные щиты слишком маленькие - даже стоя под ними, едва удается что-то прочитать и разглядеть. В общем, туристам, приехавшим сюда впервые, без помощи местного населения ориентироваться трудно. Здесь явная недоработка оформителей.
Только в краеведческом музее (Рыночная площадь, 4) можно приобрести карту города и открытки с его видами. На первом этаже увидите гобелены, рассказывающие об истории Заславля сквозь призму трагической судьбы нашей Родины. Как выразился один профессор, За- славль с первого дня в полной мере отражает противоречивую борьбу двух направлений в общественном развитии восточных славян: «киевский» майданный подход, казацкую вольность-вседозволенность, разрешение всех вопросов грубой силой и скандалами - и «белорусский» путь мирной созидательной деятельности на благо просвещения и процветания. Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно в любой книге прочитать про историю возникновения Заславля и хоть чуть-чуть следить за новостями. На втором этаже представлены цимбалы, гармоники, жалейки, волынки и другие традиционные национальные музыкальные инструменты, батлейка. В городе проводится фестиваль игры на волынке «Заслаускi дуднік».
От костела по улице Набережной, пересекающей речушку Черницу, пара минут ходьбы до созданного при поддержке лесничества в сосновом бору музея мифологии леса, где можно увидеть лешего, водяного и прочую нечисть, в которую верили наши предки. Оказывается, очень милые и симпатичные персонажи эти вымышленные существа, как, впрочем, и более реальные обитатели леса, чучела которых смотрятся ну прямо как живые. Рядом на склоне ДОТ. Было весьма интересно узнать, как устроена изнутри долговременная огневая точка.
Пора перекусить. На обратном пути как раз кафе «Гасцiнец» и «Шынок» - там вкусно и совсем недорого. Особенно понравился язык говяжий, запеченный с картофелем (еще бы музыка была не такой громкой - было бы вообще супер). Если они вдруг окажутся зарезервированы для свадьбы или другого мероприятия, в новом микрорайоне есть еще несколько кафе.
По улице Путейко, пройдя туннель под автотрассой, попадаем в круглое городище «Замочек» (чаще используется польское название «Замэ- чак»), в центре которого находится двухметровый четырехконечный каменный памятный крест в честь 1000-летия христианства в Беларуси. С вала - отличный обзор всего исторического центра Заславля.
В новой части города, у входа в городской Дом культуры (улица Студенецкая), обязательно стоит увидеть памятник основателям - юному князю Изяславу и его матери Рогне- де. Вокруг - эклектичная современная жилая застройка, производящая не очень хорошее впечатление: рядом стоят совершенно разные, не сочетающиеся по архитектуре, этажности и окраске дома. У трассы - пирамидальной формы протестантская молельня, несколько облагораживающая вид окраины города.
Экскурсоводам же порой не хватает искорки в глазах, задора, эмоциональности или душевности - в зависимости от аудитории; такта, умения подстраиваться под возраст, уровень образования и т.д. Помню, как покоробил в полоцком Спасо- Евфросиньевском монастыре рассказ монахини-экскурсовода, которая со стеклянными глазами, словно зомби, фанатично тараторила зазубренный текст, полный клише и ксенофобских штампов, по поводу и без упоминая полные титулы иерархов РПЦ, перечисляя святых «единой Руси», никак не связанных с темой. И вообще дикость пришлось пережить моей спутнице, молодой незамужней иностранке, которой перед поклонением мощам святой пришлось сдать унизительный устный тест на целомудрие… Радикальная православная индоктрина- ция накладывается на остатки советского «патриотизма», приправляется пропагандистскими идеологическими вставками, которые метко прозваны «государственным (в отличие от этнического) национализмом». Ведь талант экскурсовода состоит в умении увлечь, а не навсегда оттолкнуть от описываемых событий и мест, сохранять здоровый нейтралитет в изложении истории, избегать крайностей, а не навязчиво, словно агитатор, излагать политические и религиозные взгляды.
В этом смысле нам на этот раз очень повезло.
Пользуясь случаем, хочется выразить искреннюю благодарность сотруднику заславского музея Александру Мигуцкому и напомнить, что все музейные объекты по понедельникам закрыты.