Никогда еще старейшие и крупнейшие туроператоры не исчезали с мирового туристического рынка так массово и стремительно. К примеру, в Великобритании череду громких туристических банкротств недавно продолжила компания Travel Club of Upminster, основанная в 1936 году. А в соседней Польше о финансовой несостоятельности заявила компания Orbis Travel, впервые открывшая двери в 1920 году в Львове.
Польская туристическая компания Orbis Travel являлась одним из крупнейших туроператоров страны и ежегодно обслуживала около миллиона туристов. Главной причиной ее банкротства, по утверждению руководства, стал отказ основного инвестора Enterprise Investors от дополнительного финансирования компании. В итоге все попытки спасти предприятие с помощью реструктуризации или нового инвестора не увенчались успехом. 29 сентября турфирма прекратила свою деятельность, направив накануне в экономический отдел по банкротствам районного суда Варшавы заявку о признании фирмы
туроператор Orbis Travel и перевозчик Orbis Transport. Гостиничная группа Orbis охватывала 66 гостиниц в 30 городах Польши и 1 отель в Литве. На момент банкротства компании за границей находилось 1064 клиента Orbis Travel, которых компания обещала вернуть домой за счет своей страховой гарантии, составляющей 6 миллионов злотых, или 2 миллиона долларов.
«Среди причин банкротства этой компании руководитель Туристической палаты Польши Ян Корсак назвал финансовый кризис и извержение вулкана, парализовавшее авиасообщение над Европой,- рассказала Людмила Мачульская, генеральный директор турфирмы «МАТЭП-90». - Orbis Travel занималась организацией автобусных и авиатуров; большую долю прибыли давали отели, но их выкупила французская компания Accor, и, наверное, это тоже повлияло на ситуацию. В итоге предприятие не выдержало конкуренции на рынке. Сейчас вопрос в том, хватит ли суммы страховой гарантии Orbis Travel на всех ее туристов. Мы сейчас наблюдаем очень тревожную тенденцию - рынок покидают старейшие и крупнейшие туроператоры. Новостные порталы пестрят сообщениями о подобных банкротствах: совсем недавно обан-
Как рассказала руководитель рабочей группы, консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Елена Соловьева, собравшиеся поддержали предложение о создании международного
кротилась крупная московская турфирма «СКМ-трэвел», и вероятность, что она сможет выполнить обязательства перед всеми своими туристами и партнерами, очень мала, несмотря на страховое покрытие в 30 миллионов российских рублей. Сейчас идет дискуссия о введении финансовых гарантий для белорусских туроператоров после отмены лицензирования. На мой взгляд, последние события в мире еще раз доказывают необходимость страхования каждого отдельного туриста. Сегодня мы наблюдаем, что страховое обеспечение турфирмы не работает должным образом - если наступает кризисная ситуация, его просто не хватает на всех туристов. Поэтому разумнее страховать каждого отдельного клиента - это гарантирует, что он вернется домой или же получит страховую выплату. Тем более что стоимость страховки очень незначительна по сравнению со стоимостью путевки. Это расходы, на которых нельзя экономить. Сейчас туристы нацелены на дешевый отдых - они с порога начинают требовать у турфирмы скидку, а между тем одной из причин банкротства крупного британского туроператора Travel Club of Upminster стала его ориентация на продажи дешевых пакетных авиатуров. У нашего рынка сейчас есть возможность учиться на ошибках других, и если мы планируем идти по пути страхования, то интересы туриста лучше всего защитит индивидуальная страховка. Ведь никакие гарантии не могут быть достаточными».
Заявление о признании банкротом в Вильнюсский окружной суд недавно подала и литовская группа компаний Star Team Group, объединяющая авиакомпанию Star1 Airlines и туроператора Star Holiday. В итоге пострадало 1286 туристов и около 16 тысяч пассажиров, купивших недействительные авиабилеты. Сумма ущерба, нанесенная клиентам, более чем значительная - около миллиона евро компания должна за проданные билеты, полмиллиона - за путевки, еще 3 миллиона евро полагается поставщикам услуг; кроме того, единственный авиалайнер Star1 Airlines арестован в Дублине. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Элигиюс Ма- сюлис признал, что страхование билетов могло бы избавить пассажиров этой компании от неприятностей.