Фотографические выставки октября продолжают демонстрировать минчанам все направления этого искусства. Это и «Эхо тишины», совместный проект детской студии «Фарба» и Марины Батюковой в Художественном музее, и выставка американских фотографов «В наследство» в видеокомплексе «Центр- видео», и совершенные интерьеры итальянских дворцов в Национальном историческом музее.
Выставка фотографий Леонида Падруля «Тень Иерусалима» не оставит равнодушными никого, кто побывал в Израиле или мечтает увидеть эту страну.
Леонид Падруль живет и работает в Израиле с 1994 года. Он приехал с Украины уже сложившимся фотографом, а сейчас возглавляет отдел фотографии крупнейшего археологического музея «Эрец Исраэль». Сотрудничество с журналом «National Geographic» - свидетельство высокого качества его работ и одновременно стимул к формированию своеобразного, яркого стиля, к съемке еще более масштабных и сложных пейзажей. Впрочем, фотохудожник утверждает, что все они выполнены без какой-либо компьютерной обработки.
Условно экспозицию выставки можно разделить на три части. Это серия «Пейзажи Мертвого моря», наполненная благоговением перед древней землей Израиля, родиной мировых религий - иудаизма и христианства. Величественные горы, открытые пространства, озаренные каким-то высшим светом, почти фантастические ландшафты вызывают у зрителя неподдельное восхищение. Яркий солнечный свет и его резкие контрасты с тенью, причудливые кристаллы и рисунки, образованные солью Мертвого моря, по признанию фотографа, создавали для него все новые технические задачи, но зритель, думаю, этого не заметит - настолько сильным оказывается эмоциональное воздействие этих снимков.
Вторая часть экспозиции - виды Кумранской пещеры, дворца Ирода Великого, крепости Масада, руин города Содома - мест не менее великолепных и расположенных в этом же регионе, но здесь на первое место выходит интерес к историческим событиям и памятникам. Добавим, что о каждом из них написаны тома исследований, и все они входят в туристические маршруты по Израилю.
И наконец - Иерусалим: городские улицы, верующие всех конфессий. В Израиле говорят «подняться в Иерусалим», и слова эти имеют не только топографический, но и духовный смысл. Несколько портретов и уличных сцен открывают белорусскому зрителю эту страну с ее особой ментально- стью не меньше чем масштабные пейзажи. Символика, эпические мотивы и тайны мироздания (одна работа даже называется «апокалиптический пейзаж»), а рядом старый город, вековые плиты под ногами и молитвы простых людей - таков Израиль, современный, но сохранивший память о многих поколениях человечества.
Конечно, выставка бы только выиграла, если бы музей смог выделить для нее большее пространство. Разные по жанру фотографии позволили бы увидеть Израиль еще более разнообразным, живым, полным витальной энергией, которую здесь нельзя не почувствовать. Но есть свои плюсы и в такой экспозиции - она получилась очень концентрированной, насыщенной по форме и содержанию.
Леонид Падруль снимал Мертвое море и его окрестности около 10 лет. Фотохудожник, удостоенный многих израильских и международных премий, считает, что языком библейских пейзажей он обращается к внутреннему миру человека, заставляет нас задуматься о вечном, о душе, о ценности человеческой жизни. Об этом же, как и о дружеских отношениях между нашими странами, говорили на открытии выставки посол Израиля г-н Э.Шапира, руководитель Исторического музея С.Вечер и министр культуры Беларуси П.Латушко.
Выставка в Историческом музее Беларуси открыта до 31 октября.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК