Евгений МАСУРНОВСКИЙ, traveling.by
На прошедшей недавно крупнейшей в сфере IT конференции «Деловой интернет» традиционно подводились итоги года и озвучивались показатели развития данной отрасли в нашей стране. В частности, основные измерители аудитории байнета оперативно подсчитали и доложили, сколько же нас, белорусов, выходит в Сеть, чтобы, как звучит в рекламном ролике одного сотового оператора, «серфить, зумить, сэйвить». Оказалось, что в сентябре белорусская интернет-аудитория выросла до 3,24* млн человек, что составляет практически треть жителей страны.
Если посмотреть на другие «паказчыю», они не менее впечатляющие. Так, в зависимости от области, широкополосный доступ (ШПД) использует порядка 50% абонентов, а 5% выходит в интернет с мобильных устройств. Безусловно, часть аудитории пользуется сетью только для того, чтобы «качать видосы», но это вполне нормально. Очень скоро они вырастут, в прямом и переносном смысле этого слова, и начнут потреблять.
Что касается оплаты забронированных туров, то здесь «прорвет» уже очень скоро, и, вероятнее всего, нас ожидает бум интернет-платежей.
Не верите? Приведу пример. Знакомый 55-летний начальник отдела тракторного завода недавно заказал через интернет внуку в подарок фотоаппарат, воспользовавшись мобильным телефоном, и оплатил его карточкой. Когда я удивленно спросил: «Петрович, КАК?» - он спокойно ответил, что это уже не в первый раз, и произнес ключевую фразу: «А что тут такого - через инет ДЕШЕВЛЕ и УДОБНЕЕ».
Поэтому когда я слышу, что, мол, белорусы не готовы к заказам и бронированию через сеть, то мой ответ однозначный: это чушь. Потому что мы, в конце концов, образованный и интеллектуальный народ, и потому что так УДОБНЕЕ.
Интернет-сервисы позволяют нам не только сравнить цены и характеристики продукта, но и существенно сэкономить время, которое в нашей интенсивной жизни, вне всякого сомнения, приобретает новую ценность. Если же перейти к деталям, то мы увидим, что ведущие белорусские операторы «зашевелились» и медленно, но двигаются к продажам туров через веб. Во всяком случае, сделан первый шаг: на сайты туроператоров выведены модули бронирования, не просто позволяющие отправить заявку на e-mail, а с возможностью полноценной брони в среде оператора и последующей автоматической выписки необходимых документов. Более того, операторы, осуществляющие бронирование через свои сайты, в подавляющем большинстве используют один и тот же программный комплекс, который, помимо всего прочего, может дать им возможность «видеть» туры друг друга. При определенной консолидации это могло бы позволить создать единую систему, в которой (неужели?) был бы собран весь отечественный турпродукт.
Что касается оплаты забронированных туров, то здесь «прорвет» уже очень скоро, и, вероятнее всего, нас ожидает бум интернет-платежей. Расчетные системы набирают обороты, охватывая все больше и больше банков, карты которых принимаются для оплаты услуг через сеть. Не отстают и операторы, включившиеся в «гонку вооружений» и, несмотря на определенные издержки, внедряющие оплату туров через свои сайты. И если раньше для этих целей использовалась преимущественно система WEBPAY, за которой стоит «Приор- банк», то в скором времени один из «зубров» туризма введет оплату туров и авиабилетов на основе расчетной системы «Банка Москва-Минск», что говорит уже о конкуренции самих расчетных систем и поисках турком- паниями вариантов решения вопроса электронных платежей.
Участившиеся же разговоры про онлайн в туризме говорят только об одном - потребители и игроки в ожидании его прихода. Ни одна сфера деятельности не терпит пустоты - не будет вакуума и в бронировках тур- продукта через интернет. Спрос определенно уже есть - предложение пока запаздывает. Но незримая подготовка к «битве за интернет» в туризме все- таки идет. Это позволяет говорить о том, что постепенно нарастает некая «критическая масса» - как в вопросе непосредственной реализации бронировок через сеть, так и в сознании потребителей. Поэтому никакого особенного пути в белорусском туризме не будет, просто онлайн придет не плавно, а фактически одномоментно.
Туроператоры Беларуси, использующие систему онлайн-бронирования туров Мастер-web:
АлатанТур» (www.alatantour.by)
«Интерсити» (www.intercity.by)
«Л-Турс» (www.ltours.by)
«Ростинг» (www.rosting.by)
«Смок Травэл» (www.smoktravel. com)
«Топ-Тур» (www.toptour.by)
«ЦентрКурорт» (www.otpusk.by)