https://www.traditionrolex.com/8
<p> В Беларуси вновь за­говорили о проблемах обучения и повышения квалификации специали­стов туристической сферы.  Эти обсуждения были иницииро­ваны в рамках европейского про­екта TEMPUS «Сеть электронно­го дистанционного обучения для повышения квалификации в сфе­ре туризма», объединившего три страны: Беларусь, Украину и Гру­зию.</p>

Надежда СУСЛОВА

 В Беларуси вновь за­говорили о проблемах обучения и повышения квалификации специали­стов туристической сферы.

Эти обсуждения были иницииро­ваны в рамках европейского про­екта TEMPUS «Сеть электронно­го дистанционного обучения для повышения квалификации в сфе­ре туризма», объединившего три страны: Беларусь, Украину и Гру­зию. Напомним, что в активе пре­дыдущего проекта TEMPUS/TACIS, который был также направлен на повышение уровня образователь­ных процессов в нашей стране, - десятки стажировок отечествен­ных специалистов в зарубежных университетах, новое современное оборудование в белорусских вузах, изданные учебники и методические пособия для студентов, укрепление международных контактов.

Чтобы обсудить вопросы, свя­занные с новым проектом, в Бела­русь съехались украинские и грузинские ученые, представители немецких, словацких, итальянских учебных заведений, в которых ку­ются кадры для туристической от­расли, международные эксперты.

Тема учебно-практического се­минара, состоявшегося 25 октября в гостинице «Беларусь», звучала так: «Беларусь как туристическая дисцинация, как объект исследо­ваний и место для туристическо­го образования». Семинар открыл один из координаторов проекта, профессор Альбрехт Штайнике, который, в частности, отметил, что, несмотря на свою относитель­ную «молодость» - всего один год, проект движется очень интенсив­но, принося практическую пользу его участникам.

О том, каково современное со­стояние туризма в нашей стране, рассказал участник координационной группы проекта Вик­тор Янковенко. Он подчеркнул, что Беларусь обладает необходи­мым для успешного развития ту­ризма потенциалом: около 5 ты­сяч памятников истории, культуры и архитектуры, 96 заказников, 910 памятников природы, 4 объек­та, занесенных в Список Всемир­ного наследия ЮНЕСКО, около тысячи сельских усадеб, 102 са­натория, адаптированная к совре­менным европейским стандартам нормативная база. В настоящее время работает три государствен­ных программы, направленных на улучшение туристической деятель­ности: Национальная программа развития туризма, отдельные про­граммы по социально-экономи­ческому и культурному развитию Припятского Полесья и Нарочан- ского края. Растет объем платных услуг. Если в 2007 году он состав­лял 183 млрд, то в 2008-м - 330, а в 2009-м - 369,8 млрд рублей. Ис­ходя из предварительных данных, в 2010 году эта цифра увеличится. Увеличиваются доходы от экспор­та. В 2007 году они составляли 49,7 млрд рублей, в 2008-м - 109,8, в 2009-м - 113,7.

За 2008-2009 годы в стране было введено в эксплуатацию 414 объектов туристического интере­са, освоено 662,6 млрд рублей. В 2010 году планируется ввести еще 406 объектов.

Постоянно растет количество усадеб, увеличивается количество иностранцев, предпочитающих от­дых в наших санаториях. Вместе с тем есть проблемы, которые меша­ют отечественному туризму интен­сивно развиваться. Первая - суще­ствующий визовый режим. Виктор Янковенко отметил, что принятые соглашения о безвизовом пересе­чении границ жителями пригра­ничных областей Польши и Литвы для туризма не играют существен­ной роли. На более кардинальные шаги государство идти пока не хо­чет.

Вторая серьезная проблема свя­зана с крайне неразвитым авиасо­общением со странами мира и Ев­росоюза.

И третья - подготовка кадров. Сегодня кадры для туристической отрасли готовят в 18 вузах и 8 сред­них специальных заведениях. Од­нако реальную отдачу дают только 6 вузов. Если пять лет назад, подчеркнул Виктор Янковенко, уро­вень подготовки был удовлетвори­тельным, то сегодня он отстает от современных требований. Необхо­димы стажировки, в том числе за­рубежные, более серьезная языко­вая подготовка, сотрудничество с туристическими компаниями.

Директор Национального агентства по туризму Юлия Зе­ленская познакомила присутству­ющих с презентацией «Маркетинг различных направлений туризма в РБ».

В этом направлении проводится серьезная целенаправленная ра­бота. К примеру, только за 2010 год издано или готовится к изданию более 30 наименований различ­ных брошюр и буклетов, создан путеводитель по Беларуси на араб­ском языке, к концу года будет вы­пущен такой же путеводитель на французском. За год представите­ли НАТ вместе с туристическими компаниями побывали на шести международных выставках и яр­марках. Сейчас ведется подготовка к участию в крупнейшей туристи­ческой бирже в Лондоне. Огром­ное значение имеет сайт агентства. Сегодня информацию на нем мож­но прочитать на русском и англий­ском языках, а к концу года можно будет еще и на немецком и поль­ском.

Современный туризм невозмо­жен без научного подхода. О том, какова тематика и проблемати­ка научных исследований туризма в туристической индустрии Бела­руси, рассказал заведующий кафедрой БГЭУ Александр Тарасенок.

Своими наблюдениями о том, как внедряется проект, поделились декан факультета Высшей школы туризма БГЭУ профессор Николай Кабушкин (Минск), заведующий кафедрой туризма ТГУЭО профес­сор Кхваратскхетелия (Тбилиси) и вице-ректор НТУ профессор Дми­триев (Киев).

В программе семинара - высту­пления международных экспер­тов из Германии, Италии, Австрии и Словакии, а также круглый стол в рамках туристической выставки «Турбизнес-2010».

https://www.traditionrolex.com/8