https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>От редактора</strong><br />Общество потребителей на днях обнародовало информацию о том, что больше всего в текущем году белорусские граждане были недовольны услугами ЖКХ и тур­фирм. Честно говоря, не ожидала.</p>

От редактора

glav-red Лилия КОБЗИК

Общество потребителей на днях обнародовало информацию о том, что больше всего в текущем году белорусские граждане были недовольны услугами ЖКХ и тур­фирм. Честно говоря, не ожидала. Вот так живешь в каком-то своем мире, думаешь, что все у нас хо­рошо, благополучно и стабиль­но, а потом бац - правда жизни! Уж чем-чем, но услугами-то ЖКХ белорусы, если судить по прес­се последних лет, были не то что довольны, но прямо-таки находи­лись в эйфории от этих услуг. Ули­цы и дворы ослепительно чисто выметены (не в пример другим го­родам Европы), в подъездах свет­ло и уютно, и по этим подъездам ходят аккуратные, трезвые сантех­ники. Но, видно, не все так просто в нашем королевстве. Белорусы, оказывается, недовольны. И если даже работа местных ЖКХ вызы­вает претензии, то что уж говорить о туризме!

Вспоминается, как в конце это­го летнего сезона в редакцию за­шла Светлана, директор одной из фирм, специализирующихся на украинском направлении, и кра­сочно рассказала о том, какие ме­таморфозы происходят с клиента­ми, сутью их претензий к отдыху, да и в целом с белорусами.

То есть, как я понимаю, раньше был белорус как белорус - скром­ный, простой, неописуемо толе­рантный. Все прощал, недоброже­лателей не замечал, на обидчиков не дулся. А уж чтобы попусту, из- за каких-то амбиций и просто пу­стяков, в известную позу - ни-ни! Такой замечательный гражданин, стоя у покосившегося забора сво­ей хатки, робко улыбался этно­графу Славутинскому еще в пору расцвета творчества Богушеви- ча. С такими типичными предста­вителями нации страна понастро­ила тучу колхозов имени Маркса и Пушкина, осушила болота, придумала трактор «Беларус» и вве­ла двуязычие. Приблизительно такие же белорусы лет двадцать назад начали регулярно выезжать за границу, чтобы отдохнуть, рас­слабиться, подлечиться, чего-ни­будь посмотреть и, в конце кон­цов, сделать то, чего в родных пенатах нормально делать невоз­можно - ни во времена Богушеви- ча, ни сейчас, - шопинг.

Но в последнее время белорусы, кажется, качественно изменились. Во всяком случае, как утверждают знающие люди, на отдых отправи­лись совсем другие граждане.

Долгое время претензии клиен­тов к турфирмам были абсолютно конкретными. Ну, например, но­мер не нравится, просят заменить. Или автобус в дороге сломался - требуют материальной компенса­ции. Это нормально.

- С этого года, - рассказыва­ет Светлана, - жалобы стали дру­гими. Они теперь сугубо психо­логические. Ничего конкретного, сплошные нервы.

Например, поехали туристы на курорт. Отдыхают день, два. Ни звонка, ни смс - значит, все в по­рядке. Вдруг, через четыре дня, вся семья в полном составе, с детьми и чемоданами, стоит на пороге фир­мы - прямо с поезда. Оказывается, не понравились соседи по гости­нице - шумные, неприятные, не то хохлы, не то россияне, смотрят ис­коса. «Чего ж вы вернулись-то, бо­лезные?» - горестно вопрошают в фирме. «Не хотим с такими непри­ятными соседями проводить две недели отпуска! Возвращайте пол­ностью деньги за путевки!»

Еще один случай. И тоже, как и предыдущий, произошел в Алуш­те. Туристы повздорили с хозяи­ном коттеджа и, недолго думая, накатали на него жалобу в мест­ную налоговую службу. Это, кста­ти, первый случай за все годы работы фирмы на крымском на­правлении. Хозяин в ужасе, зво­нит в Минск, партнерам. Те кли­ентам: «Зачем вы это сделали, неужели нельзя было без налого­вой разобраться?» - «А чтобы он (хозяин) нас запомнил и знал, как обижать белорусов!»

«Мы шесть лет работаем с херсонскими партнерами, - про­должает сообщать детали этой национальной эпопеи Светлана. - Раньше они так радовались бе­лорусским туристам - хорошие, добрые, покладистые, культур­ные. Сейчас нашим клиентам уже никто не рад, потому что наши люди всегда с претензиями, всегда с «понтами»: мол, мы платим - вы нам должны! А ведь средняя цена проживания в стандартных недо­рогих украинских пакетах состав­ляет приблизительно 10 долларов в сутки. А это, согласитесь, абсо­лютно не те деньги, которые соот­ветствуют понятию «понты».

Еще одна довольно смешная ситуация с «понтами» приключи­лась в Алупке. Впрочем, хозяину местного гостиничного комплек­са было не до смеха, когда в го­стиницу вдруг нагрянула милиция и «повязала» клиентов, отмечаю­щих день рождения. Оказывается, стражей порядка вызвали имен­но туристы из Беларуси - им ком­пания, веселящаяся в соседнем коттедже, «мешала отдыхать», хотя до полуночи было еще дале­ко. Крымский партнер был просто разъярен и хотел разорвать дело­вые отношения.

Привычным делом для нас стало болезненно реагировать на слова.

Херсон. Пансионат. В номере, где проживает дама из Беларуси, сло­малась дверная ручка. Случай не такой уж экстраординарный. Даже в люксовых отелях время от време­ни выходит из строя оборудование - глючат кондиционеры, текут уни­тазы, не работают кодовые карточ­ки. В таких случаях клиенты, есте­ственно, обращаются на рецепцию или к хозяину с просьбой устранить неполадки. В ответ на сообщение о кем-то якобы умышленно сломан­ной ручке хозяин дверь починить, конечно, не отказался, но в шутку (как он потом объяснял) бросил: «А может, вы сами и сломали!» Что тут началось! Глубоко вдохнув грудью пятого размера и явив невиданную в здешнем недорогом пансиона­те концентрацию гордости, типич­ную, как правило, для низкоопла­чиваемых белорусских работников (а у нас в Беларуси таких, мягко го­воря, много), дама высказала все, что она думает - и о пансионате, и о хозяине, и об украинской само­стийности в целом. Душераздира­ющий крик оскорбленной гордости услышал весь Херсон. Как вы уже догадались, не стерпев получен­ных моральных травм, дама поки­нула пансионат досрочно. И тоже пришла в фирму - с требованием возместить моральный и матери­альный ущерб.

«Иногда клиенты прерывают от­пуск из-за каких-то пустяков и во­обще не требуют материальной компенсации, - добавляет Свет­лана. - Просто приходят в фир­му и откровенно говорят: «Мы по­нимаем, что суд нам не выиграть. Мы просто хотим потрепать вам нервы!»

...Так что времена меняются. Это раньше были - хатка, Богушевич, толерантность. Сейчас уже впо­ру заявлять о нашем, родном, бе­лорусском шовинизме. Во всяком случае, об этом говорит наше от­ношение к ЖКХ и крымскому от­дыху.

https://www.traditionrolex.com/8