От редактора
Лилия КОБЗИК
Общество потребителей на днях обнародовало информацию о том, что больше всего в текущем году белорусские граждане были недовольны услугами ЖКХ и турфирм. Честно говоря, не ожидала. Вот так живешь в каком-то своем мире, думаешь, что все у нас хорошо, благополучно и стабильно, а потом бац - правда жизни! Уж чем-чем, но услугами-то ЖКХ белорусы, если судить по прессе последних лет, были не то что довольны, но прямо-таки находились в эйфории от этих услуг. Улицы и дворы ослепительно чисто выметены (не в пример другим городам Европы), в подъездах светло и уютно, и по этим подъездам ходят аккуратные, трезвые сантехники. Но, видно, не все так просто в нашем королевстве. Белорусы, оказывается, недовольны. И если даже работа местных ЖКХ вызывает претензии, то что уж говорить о туризме!
Вспоминается, как в конце этого летнего сезона в редакцию зашла Светлана, директор одной из фирм, специализирующихся на украинском направлении, и красочно рассказала о том, какие метаморфозы происходят с клиентами, сутью их претензий к отдыху, да и в целом с белорусами.
То есть, как я понимаю, раньше был белорус как белорус - скромный, простой, неописуемо толерантный. Все прощал, недоброжелателей не замечал, на обидчиков не дулся. А уж чтобы попусту, из- за каких-то амбиций и просто пустяков, в известную позу - ни-ни! Такой замечательный гражданин, стоя у покосившегося забора своей хатки, робко улыбался этнографу Славутинскому еще в пору расцвета творчества Богушеви- ча. С такими типичными представителями нации страна понастроила тучу колхозов имени Маркса и Пушкина, осушила болота, придумала трактор «Беларус» и ввела двуязычие. Приблизительно такие же белорусы лет двадцать назад начали регулярно выезжать за границу, чтобы отдохнуть, расслабиться, подлечиться, чего-нибудь посмотреть и, в конце концов, сделать то, чего в родных пенатах нормально делать невозможно - ни во времена Богушеви- ча, ни сейчас, - шопинг.
Но в последнее время белорусы, кажется, качественно изменились. Во всяком случае, как утверждают знающие люди, на отдых отправились совсем другие граждане.
Долгое время претензии клиентов к турфирмам были абсолютно конкретными. Ну, например, номер не нравится, просят заменить. Или автобус в дороге сломался - требуют материальной компенсации. Это нормально.
- С этого года, - рассказывает Светлана, - жалобы стали другими. Они теперь сугубо психологические. Ничего конкретного, сплошные нервы.
Например, поехали туристы на курорт. Отдыхают день, два. Ни звонка, ни смс - значит, все в порядке. Вдруг, через четыре дня, вся семья в полном составе, с детьми и чемоданами, стоит на пороге фирмы - прямо с поезда. Оказывается, не понравились соседи по гостинице - шумные, неприятные, не то хохлы, не то россияне, смотрят искоса. «Чего ж вы вернулись-то, болезные?» - горестно вопрошают в фирме. «Не хотим с такими неприятными соседями проводить две недели отпуска! Возвращайте полностью деньги за путевки!»
Еще один случай. И тоже, как и предыдущий, произошел в Алуште. Туристы повздорили с хозяином коттеджа и, недолго думая, накатали на него жалобу в местную налоговую службу. Это, кстати, первый случай за все годы работы фирмы на крымском направлении. Хозяин в ужасе, звонит в Минск, партнерам. Те клиентам: «Зачем вы это сделали, неужели нельзя было без налоговой разобраться?» - «А чтобы он (хозяин) нас запомнил и знал, как обижать белорусов!»
«Мы шесть лет работаем с херсонскими партнерами, - продолжает сообщать детали этой национальной эпопеи Светлана. - Раньше они так радовались белорусским туристам - хорошие, добрые, покладистые, культурные. Сейчас нашим клиентам уже никто не рад, потому что наши люди всегда с претензиями, всегда с «понтами»: мол, мы платим - вы нам должны! А ведь средняя цена проживания в стандартных недорогих украинских пакетах составляет приблизительно 10 долларов в сутки. А это, согласитесь, абсолютно не те деньги, которые соответствуют понятию «понты».
Еще одна довольно смешная ситуация с «понтами» приключилась в Алупке. Впрочем, хозяину местного гостиничного комплекса было не до смеха, когда в гостиницу вдруг нагрянула милиция и «повязала» клиентов, отмечающих день рождения. Оказывается, стражей порядка вызвали именно туристы из Беларуси - им компания, веселящаяся в соседнем коттедже, «мешала отдыхать», хотя до полуночи было еще далеко. Крымский партнер был просто разъярен и хотел разорвать деловые отношения.
Привычным делом для нас стало болезненно реагировать на слова.
Херсон. Пансионат. В номере, где проживает дама из Беларуси, сломалась дверная ручка. Случай не такой уж экстраординарный. Даже в люксовых отелях время от времени выходит из строя оборудование - глючат кондиционеры, текут унитазы, не работают кодовые карточки. В таких случаях клиенты, естественно, обращаются на рецепцию или к хозяину с просьбой устранить неполадки. В ответ на сообщение о кем-то якобы умышленно сломанной ручке хозяин дверь починить, конечно, не отказался, но в шутку (как он потом объяснял) бросил: «А может, вы сами и сломали!» Что тут началось! Глубоко вдохнув грудью пятого размера и явив невиданную в здешнем недорогом пансионате концентрацию гордости, типичную, как правило, для низкооплачиваемых белорусских работников (а у нас в Беларуси таких, мягко говоря, много), дама высказала все, что она думает - и о пансионате, и о хозяине, и об украинской самостийности в целом. Душераздирающий крик оскорбленной гордости услышал весь Херсон. Как вы уже догадались, не стерпев полученных моральных травм, дама покинула пансионат досрочно. И тоже пришла в фирму - с требованием возместить моральный и материальный ущерб.
«Иногда клиенты прерывают отпуск из-за каких-то пустяков и вообще не требуют материальной компенсации, - добавляет Светлана. - Просто приходят в фирму и откровенно говорят: «Мы понимаем, что суд нам не выиграть. Мы просто хотим потрепать вам нервы!»
...Так что времена меняются. Это раньше были - хатка, Богушевич, толерантность. Сейчас уже впору заявлять о нашем, родном, белорусском шовинизме. Во всяком случае, об этом говорит наше отношение к ЖКХ и крымскому отдыху.