https://www.traditionrolex.com/8
Рубрика Олега ПАВЛОВА

«БЕЗУМНЫЙ СПЕЦНАЗ»

kp The Men Who Stare at Goats, США – Великобритания, 2009, 90 мин, R. Реж. Грант Хеслов (полнометражный дебют, сериал «Неподготовленный»); в рол.: Джордж Клуни (Лин Кэссади), Ивэн Макгрегор (Боб Уилтон), Кевин Спейси (Ларри Хупер), Джефф Бриджес (Билл Джанго), Роберт Патрик (Тодд Никсон), Стивен Лэнг (Дин Хоупгуд), Валид Цайтер (Махмуд), Стивен Рут (Гас Лейси)

Жанр. Абсурдистская, сатирическая, пародийная черная приключенческая комедия.

Первоисточник и экранизация. Фильм основан на одноименном (2004 г.) документальном бестселлере Джона Ронсона (род. 10.5. 1967 г. в Уэльсе). Вокруг сего произведения бушевали и до сих пор бушуют страсти, в том числе и скандального плана, а сценарий Питера Строна («Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть») был признан лучшим среди нереализованных сценариев за 2007 год в Великобритании. Так что никто не удивился, когда за него взялась команда продюсера Джорджа Клуни, доверившего постановку давнему «однополчанину» Гранту Хеслову, дважды номинанту на «Оскар» (как продюсеру и сценаристу) за фильм режиссера Д.Клуни «Доброй ночи и удачи».

Название. В переводе оно приблизительно такое – «Люди (или мужчины), которые смотрят (пялятся, таращатся) на коз(лов)». Согласитесь, звучит неважно и едва ли привлечет зрителей, решащих, что это некий арт-хаус, возможно из восточной страны… Так что российских прокатчиков понять можно. И хотя «Безумный спецназ» – далеко от сути фильма, зато броско. Я бы предложил уже развитие животной темы, например, «Коза, убитая взглядом» (в Украине – «Боевой гипноз против коз»). А синеманы поймут сколь уместно название «Козлам тут не место». Попутно замечу, что любой дубляж не в состоянии полноценно передать все нюансы этого насыщенного тонкостями фильма. Например, гнусавый американский акцент Боба.

Антивоенная сущность. Изюминка в постановке «Безумного спецназа» заключается в зыбкости границы между ироничным идиотизмом и демонстративной псевдореальностью, подтверждаемой кадрами о событиях войн в пустынях Персидского залива. Отсюда и подзаголовок: «В этой истории больше правды, чем вам может показаться». Война преподносится с непривычной стороны, задевает душу, которая буквально вопиет против битв и кровопролития. При этом авторы ленты, на мой взгляд, демонстрируют идеалистичность, наводя на мысль о том, что реальные войны куда лучше вести с помощью умов, чем разрушительного оружия. Ведь может так статься, что психологическое оружие станет еще более страшным, чем огнестрельное или даже ядерное. При этом лично мне близки настроения движения хиппи, ставшего крупным явлением в противостоянии вьетнамской бойне. Именно поколение хиппи управляло миром в, пожалуй, наиболее раскованный, бесшабашный период существования человечества, когда даже логичный крах СССР сумел обойтись без большой войны.

Интеллектуальность. Название – «Безумный спецназ» – тем более не выглядит удачным, что продвигает очень умный фильм, требующий работы мозга. Это редкий пример кино, в котором юмор тонко переплетен с глубоким, многослойным контекстом. В ткани ленты много изящной иронии над такими святыми понятиями, как патриотизм или вера… Впрочем, те зрители, которым полноценное восприятие чуждо, могут считать «Спецназ» лишь поводом похохотать.

Юмор. В одном из отзывов о фильме звучит, что в идеале его нужно смотреть с друзьями. Но обязательно с врубающимися в нюансы. Так что есть повод подумать над тем, кто ваши друзья? Юмор в ленте необычный. Ну, где еще можно сначала увидеть сотню хаотично разбегающихся солдат при виде голого мужика с пистолетом, а следом – трагическую сцену, от которой буквально распирает от смеха? При желании в происходящем можно уловить намеки на пошлость, но стремиться к этому отнюдь не обязательно.

О сюжете. Он распадается на несколько линий. Начиная с истории наивного провинциального репортера Боба, который, будучи расстроенным тем, что супруга променяла его на однорукого редактора, решает доказать свою значимость, отправившись на войну в Ирак. И может быть, даже геройски погибнуть. Правда, горячая точка чаще всего оборачивается посиделками в кувейтском отеле «Хилтон». Именно в нем Боб знакомится с усачом Лином, который считает себя последним из отряда спецназовцев-телепатов, созданным в 70-е полковником-хиппи. Бойцы этого подразделения якобы достигли впечатляющих результатов, но оно было предательским образом расформировано. Боб решает присоединиться к странной миссии Лина, который охотно делится своими возможностями и находит у своего напарника задатки… джедая (не надо быть киноманом, чтобы увязать это с ролью Макрегора в «Звездных войнах»). Благодарный Боб начинает зачарованно внимать умалишенному. Зрителям также повествуется о создании и деятельности сверхсекретных «психических солдат». В 1972 г. ветеран вьетнамской войны и экс-хиппи Джанго получил грант на 6-летнее паломничество для изучения опыта применения «любви как способа выигрывать войны». Пожалуй, это наиболее смешная часть фильма. В заключительной части «Спецназа» режиссер пытается окончательно запутать зрителей искусной балансировкой между правдой и вымыслом… Концепции фильма полностью соответствует неожиданный, умопомрачительный финал, в ходе которого резко меняются расставленные было акценты.

Прочая информация. Музыка Р.Кента («На обочине»). Съемки проводились в Нью-Мексико, Калифорнии и Пуэрто-Рико с 8 октября по 11 ноября 2008 г. Сборы в США $30,9 млн. Сборы в остальном мире $11,4 млн. Бюджет $25 млн. Рейтинг IMDb – 6,9/5967 голосов. 

 

Смотрите в кинотеатрах Минска с 10 декабря.

https://www.traditionrolex.com/8