Рубрика «КИНОПРЕМЬЕРА» Олега ПАВЛОВА
You Will Meet a Tall Dark Stranger, Испания - США, 2010, 98 мин., R. Реж.-сцен. Вуди Аллен («Манхэттен», «Вики Кристина Барселона»); в рол.: Джемма Джонс (Елена), Полин Коллинз (Кристалл), Энтони Хопкинс (Элфи), Наоми Уоттс (Салли), Джош Бролин (Рой), Роджер Эштон-Гриффитс (Джонатан), Антонио Бандерас (Грег Клементе), Люси Панч (Шармейн), Юэн Бремнер (Генри), Фрейда Пинто (Диа), Анна Фрил (Айрис)
Жанр. Психологическая романтическая комедия нравов.
Первоисточник. Разумеется, им, как обычно, стал сценарий Вуди Аллена. На мой взгляд, это очень хорошая пьеса, замечательно подходящая и для театра. Сам автор утверждает, что сочинил сей сюжет потому, что «заинтересован в концепции веры во что-нибудь. Это звучит мрачно, но нам нужны заблуждения, чтобы держать нас в определенных рамках. И люди, которые успешно обманывают самих себя, выглядят более счастливыми, чем не позволяющие себе такого. Я знаю людей, которые и религиозны, и верят гадалкам. Благодаря чему в моей голове родился хороший персонаж: женщина, которую, казалось, покинула удача...».
Юбиляр. Недавно «мультиоскароносцу» Вуди Аллену стукнуло 75. И будь он маститым советским режиссером, получил бы и орден, и звание, и место в президиуме. Но Вуди, судя по всему, важнее всей этой мишуры (он принципиально не участвует в конкурсных программах) возможность творить, сохраняя свою неповторимую, особенную стилистику, которую легко идентифицировать, даже если пропущены титры. Да- да, с одной стороны, Аллен - классик, автор великих произведений прошлого века, но с другой - ему явно рано на покой. Как подтверждение, новый фильм Вуди - «Полночь в Париже» - откроет следующий МКФ в Канне.
Настроение. Представляемая картина рассказывает о вечном и дает возможность задуматься. Однако ничуть не является назидательной. Не случайно фильм начинается с известной цитаты Шекспира о том, что «наша жизнь - сказка, рассказанная безумцем, полная звуков и ярости и не имеющая никакого смысла». Да и легкомысленный, но тонкий джазовый саундтрек - из той же иронической «оперы». Так что типичного «мыла» не ожидайте, даже если канва ему вполне соответствует. Как обычно, торжествуют полутона, нюансы, намеки, детали.
О сюжете. Благовоспитанная и многоопытная Елена, тонко сыгранная 67-летней британкой Джеммой Джонс («Гарри Поттер и принц-полукровка»), идет к заведомо благожелательной гадалке Кристалл скорее от безысходности, чем с надеждой. Ведь она едва не покончила с собой и извела массу денег на сеансы психолога. Елена и так относится к типу людей, которые привыкли во всем винить себя, а тут ее неожиданно покидает муж, с которым 40 лет прошло рядом. Финансист Элфи (72-летний Э.Хопкинс, «Молчание ягнят») не просто вспыхивает перед тем как совсем угаснуть, заведя молодую любовницу (что нередко случается), а решает все начать с начала. Поэтому он разводится, а приходившую к нему по вызову броскую проститутку Шармейн (увы, сыгранную не Николь Кидман, как планировалось) мотивированно зовет в жены. Элфи старается соответствовать новой супруге не только эмоционально и финансово, но и физически. Поэтому красиво загорает, отбеливает зубы, бегает-качается и пытается отдыхать, как молодой, хотя это ему и не любо. И все потому, что просто-напросто не мог дальше жить со старухой - это угнетало, напоминало о смерти. Сложная история и у его дочери Салли, трудно живущей с мужем Роем, который, ранее сочинив удачную книгу, теперь никак не может завершить вторую, изводя этим окружающих, но желая завершить проект любой ценой. Как следствие, будучи типичным писателем одной книги, однажды Рой идет на чудовищный подлог, лишь бы добиться своего. Но пока до этого не дошло, а заработков у мужа не было, Салли решила возобновить трудовую деятельность в галерее, где запала на изящного Грега. Рой, в свою очередь, теряет голову от брюнетки Дии, играющей на гитаре в окне напротив. Литератор решает, что именно ей уготовано стать его персональной и реально действующей музой. И разрушает помолвку Дии. Надеюсь, я вас не запутал?
Цинично? Так и должно быть. Название фильма намекает как на обретение счастья теми персонажами, которые, по словам Алена, «честны по отношению к себе», так и на приход. смерти. Да, именно ее порой называют «таинственным незнакомцем». Впрочем, для персонажей актуальнее проблемы старения (и супружеской измены). На пресс-конференции после премьеры, состоявшейся на Каннском МКФ, Вуди так ответил на вопрос, боится ли он старости: «Как вам известно, у меня очень плохое зрение. Но я все равно заметил, что с возрастом не становишься умнее, добрее или терпимее. Ничего хорошего в старости нет. Никому не рекомендую стареть!» А еще режиссер заметил, что не верит гадалкам и провидцам, назвав их «лишь жуликами, наживающимися на доверчивости».
Персоналии. Как обычно, Аллен легко и дешево собрал звездный актерский состав. Помимо уже упомянутых стоит похвалить 41-летнего Д.Бролина, известного по роли Буша в одноименном фильме. Много поклонников и у его ровесницы Н.Уоттс («Кинг-Конг»), но еще больше у А.Бандераса («Маска Зор- ро»). 25-летняя индуска Ф.Пинто («Миллионер из трущоб») еще и профессиональная танцовщица.
Прочая информация. Съемки проводились в Лондоне. Это уже четвертый фильм Аллена, снятый в этом городе. Когда-то он был патриотом Нью-Йорка, а теперь полюбил Европу. Впрочем, возможно, лишь из-за экономии средств. Сборы в США $3,2 млн. Сборы в остальном мире $23,4 млн. Бюджет $22 млн. Рейтинг IMDb - 6,5/5368 голосов.
Смотрите в кинотеатрах Минска с 17 января