Любовь ГАВРИЛЮК
Роман Артура Клинова «Шалом» - одна из последних новинок белорусской художественной литературы. Напомню нашим читателям, что Артур - автор многих проектов, редактор журнала «пАЯТизан», художник-постановщик фильма «Масакра». Сейчас Артур Клинов готовится к участию в Венецианском биеннале.
Скажу сразу: роман мне понравился, но пересказывать содержание не хотелось бы. Его центральным образом стал шлем прусского солдата, он ведет за собой главного героя, весь сюжет и провоцирует еще множество ассоциаций и соображений по поводу частной и публичной жизни, роли художника и искусства в развитии общества.
Но как это часто бывает с хорошей литературой, каждый читатель находит у автора что-то свое. Я увидела в событиях романа прежде всего тему защиты - личного пространства, искусства, даже своей страны. А прусский шлем на голове художника Андрея (Андрэ, или Андрей- ки - в зависимости от ситуации) - символ его готовности предъявлять и отстаивать свои убеждения. И шалом этот привлекает на его голову кучу неприятностей.
И вот тут мы с Артуром Клиновым разошлись во мнениях.
Он считает: «Шалом - не столько защита, сколько часть национальной белорусской игры «хованкi» - прятки. Шалом, партизаны, «хованкi», «мяне няма» - это вещи одного порядка. Это уход или попытка укрыться в своей идее фикс, в своем, если хотите, «привете». Ведь белорусы - нация не коллективистского типа, мы - нация индивидуалистов, которая не «гуртуецца». Индивидуализм имеет исторические причины: стратегии и тактики выживания всегда были делом индивидуальным, а не коллективным.
«Шалом» - роман об одиночестве, и я назвал его военным романом. Потому что наш герой уходит в свои идеи и одновременно находится в состоянии войны против всех. Это индивидуальный бунт, хотя это общество объявляет ему войну. И конечно, это мирный бунт, никому никакой беды он не причиняет».
В романе есть масса узнаваемых подробностей, точнее, намеков или даже эскизов, благодаря которым создается ощущение, что действие происходит в реальной жизни. Вот только в романе нашелся смелый человек, один, в сверкающем шлеме с золотыми львами на гербе, настоящий воин. Даже узнаваемость, в частности, минских улиц заставляет читателя быть предельно внимательным к сюжету и персонажам. На вопрос, есть ли прототипы и элементы автобиографии в романе, Артур отвечает, что «большинство событий списаны с жизни, многое было увидено и пережито, взято из личного опыта и опыта друзей. Идея романа возникла, когда мы со скульптором Андреем Воробьевым были в Бонне, на пленэре. На воскресной ярмарке увидели этот шлем. Он действительно стоил 500 евро, и купить его мы не могли. Но пошли в пивную и стали фантазировать, как бы это было, если бы человек его купил, одел и никогда не снимал. Андрей Воробъев действительно живет в Могилеве - все это вошло в книгу. О продолжении говорить пока рано, но идея, причем довольно рискованная, есть».
И еще одна тема прослеживается в романе: состояние искусства, положение художника и отношение к нему во многом маркирует ситуацию в самом обществе. Невольно задаешься вопросом: что можно сказать в этом смысле о Беларуси? «Я бы не ограничивался здесь рамками Беларуси, я хотел высказать свое отношение к современному арт-процессу в целом. Много лет я знаю этот процесс, прослужив больше чем полжизни в армии художников. И отношение, которое выработано за эти годы, весьма скептическое. Это ситуация мировая, общая - современное искусство существует как монополия глобалистского типа. Она работает как большая финансовая пирамида, где все строится на впаривании, по большому счету, мыльных пузырей. Сохраняется лишь видимость объективных принципов, но на самом деле законы, критерии оценки произведения искусства совершенно другие».
Отдельно от романа Артур Клинов создал ресурс Salom.by с девизом «Шалом у кожны дом!». «Конечно, он завязан на роман, но по сути это информационный поп-арт, - комментирует Артур медийный проект. - Публикуются новости со всего мира, где что-то происходит в жанре «шалом». Это такой перфоманс: людям приходит идея одеть шалом, они это делают и - начинают понимать, как им жить дальше. Новости касаются культуры, политики, светской и криминальной хроники - такая пародия на информационный мир.
Мне хотелось попробовать сделать арт-проект в медиа-пространстве, посмотреть, насколько эффективно работают социальные сети, интернет-технологии. Для меня это был эксперимент, и я поражен результатом. Он превзошел все мои ожидания, этот потенциал огромен».