В Минске был показан совместный проект белорусского Театра современной хореографии «D.O.Z.S.K.I.» и берлинского Театра свободной пластики «Chasqui». Спектакль «Бегство, или Осторожно! Хрупкое» состоялся по инициативе режиссера и хореографа Ольги Костель.
Сразу скажу, что перед нами - образец европейского театра, который использует хореографию, звуковое сопровождение самого разного свойства, минимализм в сценографии и костюмах в своих целях. Цели эти, как правило, интеллектуального и только во вторую очередь художественного плана. Вызвать ассоциации и желание интерпретировать, напомнить что- нибудь из классики и сравнить с собственным опытом - цели примерно такие. А сюжетные ходы не суть важны. Понемногу наш зритель все-таки знакомится с таким театром, в избытке имея образцы традиционной белорусской школы. Много лет работает «ИнЖест» Славы Иноземцева, кое-что можно увидеть в программах международного фестиваля «Панорама», не напрасны усилия актеров и режиссеров, которые, увы, нечасто показывают в Минске независимые спектакли: «Не Танцы» и «Кафе «Поглощение», драматические «Пить, петь, плакать», «Войцик», «Ночь Гельвера». Я намеренно объединяю в этом ряду примеры независимой режиссуры и менеджмента - они взаимосвязаны, хотя, на первый взгляд, вещи это разные и зритель видит лишь первое - новый театральный язык.
В данном случае афиша дает нам небольшую подсказку: речь пойдет о мнимых ценностях и подлинных отношениях, которые так нелегко найти, построить, удержать. Поэтому размышлять (как всегда на современных спектаклях) можно было о чем угодно, но легче всего - на эти темы, раз уж направление задано. Как соотносятся два параллельных мира - реальный и навязанный стереотипами - и в каком из них больше абсурда; можно ли выжить внутри предлагаемых стандартов семьи и успеха; что вообще делать с принятыми в обществе установками и нормами естественной, единственной человеческой жизни? Вот таким размышлениям предавался переполненный зал (заслуга проекта «D.O.Z.S.K.I.»!) ДК профсоюзов, наблюдая очень красивый, свободный танец. Потому что танец, именно танец царил на сцене прежде всего.
Хореограф и режиссер спектакля Ольга Костель закончила Хореографический колледж в Минске и отделение режиссуры и хореографии Высшей школы драматического искусства в Берлине. Четыре года полноценной учебы понадобились ей, «чтобы внедриться полностью, - говорит Ольга. - Освоить современный танец нужно обязательно, потому что классический язык уже не понятен ни актеру, ни его телу - ведь жизнь и искусство очень изменились! В Берлине нам можно было привлекать к постановкам свободных актеров - так мы познакомились и начали работать с Михаилом Лером и Андреа Шиффер. В полном составе - вместе с белорусскими актерами Ольгой Скворцовой и Андреем Дмитриевым - репетиций было очень мало. И хоть говорим мы на разных языках, но язык тела и жеста - более честная коммуникация.
На Западе общество очень тяготеет к шаблонам, к нормам, которые обещают буквально рай на земле. У нас этого пока меньше, а во всем мире вслед за этим «раем» и «счастьем» люди активно мигрируют, не замечая, что поиски идеала требуют своего рода стерильности. Ради клише, ради стереотипов человек отказывается от себя, перестает общаться с несовершенными, но живыми людьми, теряет близких. Наш спектакль - именно об этом».
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК