Надежда СУСЛОВА, фото Алексея СУПРУНА
В конце прошлой недели премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович утвердил новую Национальную программу развития туризма на 2011-2015 годы.
Для нашей газеты это событие комментирует заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА:
- В принятой Национальной программе развития туризма есть три основных блока: инфраструктура, маркетинг и кадры. Что касается принципиальных отличий от трех предыдущих программ, новая полностью основана на активизации предпринимательства и бизнеса, повышении качества обслуживания туристов.
81,7% средств, необходимых для развития индустрии туризма в нашей стране, будут составлять инвестиции. Остальные расходы на совершенствование инфраструктуры будут возложены на местные бюджеты и 1% - на республиканский. К развитию туристической инфраструктуры, по моему мнению, совсем не обязательно привлекать инвесторов из-за рубежа. Мы в большей степени рассчитываем на отечественных бизнесменов, которые займутся строительством и реконструкцией гостиниц, возведением и обслуживанием объектов придорожного сервиса, туристических комплексов. Такие инициативы уже есть. К примеру, в Глубоком предприниматель приобрел заброшенную воинскую часть и собирается использовать ее в туристических целях, у другого бизнесмена в планах открыть базу отдыха под Бобруйском и т.д. Туристическая инфраструктура будет прирастать агроусадьбами и сельскими мини-гостиницами (к 2015 году их количество возрастет до 3000), а это также частная инициатива. Есть интересные предложения, исходящие от местных властей. Например, в Глубоком собираются создать туристический квартал под названием «Белорусская Венеция». В общей сложности за пять лет планируется открыть 1130 новых туристических объектов и освоить при этом 4843,1 миллиарда рублей.
Многие мероприятия будут связаны с программами развития туризма в Нарочанском крае и Припятском Полесье.
Хочу подчеркнуть, что в новой госпрограмме не будет таких показателей как «объем платных туристических и экскурсионных услуг». Так что оценивать успехи отрасли планируется по уровню экспорта и импорта туристических услуг.
Основные планы в программе связаны с расширением экспорта туристических услуг, который к 2015 году должен вырасти в 3,5 раза и составить $510 млн.
А это значит, что необходим постоянный мониторинг вкусов и запросов туристов, разработка новых туров, связанных с праздниками и фестивалями, спортивными мероприятиями, военной тематикой, зеленым и активным туризмом.
Большое внимание будет уделено системе маркетинга. Если раньше мы говорили о расширении услугопроводящей сети, то новая программа предполагает более высокий качественный уровень и переход от личного присутствия к современным технологиям. К примеру, речь идет об общебелорусской системе бронирования отелей, которая могла бы внедриться в популярные мировые системы. Для того чтобы информация о возможностях отечественного туризма стала более доступной, в каждом районе страны планируется открыть туристско-ин- формационный центр. Причем финансироваться эти центры будут за счет местных средств, как это принято в большинстве европейских стран.
Продолжится работа по открытию инфоцентров за рубежом. В ближайшее время туристические центры появятся в Берлине и Тель-Авиве.
Важным звеном в системе маркетинга остается издание информационно-рекламной литературы и участие в международных и отечественных туристических выставках - как непосредственное, так и в электронном варианте.
В Глубоком собираются создать туристический квартал под названием «Белорусская Венеция». В общей сложности за пять лет планируется открыть 1130 новых туристических объектов.
Очень важной мы считаем подпрограмму, которая касается подготовки кадров для туристической отрасли. Не дело, когда молодой специалист приходит после вуза в туристическую компанию, а ему там говорят: «Забудь все, чему тебя учили в институте!»
В этом смысле очень хороший пример - агролесотехнический колледж в Могилеве, где имеется замечательная практическая база. Согласно программе, теперь в каждой области появится база, где студенты смогут овладевать практическими навыками, а также научный центр, где будут проводиться исследования в области туризма.
В соответствии с принятым документом все области в ближайшее время примут собственные программы или планы мероприятий и приступят к реализации. Прошло уже три месяца 2011 года, поэтому времени на раскачку уже не осталось.
P.S. Напомним, что предыдущая Национальная программа развития туризма включала 452 мероприятия, в реализации которых принимали участие 25 различных министерств и ведомств.