От редактора
Лилия КОБЗИК
Завтра - страстная пятница. Сегодня - чистый четверг. Святое дело - все почистить, прибрать, облагородить, разложить по полочкам, в каком-то смысле - подытожить. Буквально соблюсти традицию - на уровне домашних интерьеров - более-менее просто. Нужны лишь тряпка, «Ферри» и свободное время. А вот что касается образного очищения и подведения итогов...
Как говорят в Одессе, не скажу за всю экономику, но в туризме сегодня кое-что «разложить по полочкам», наверное, можно. Можно - но страшно, да? Когда говоришь реальные, вроде бы простые, но правдивые и конкретные вещи, к тебе относятся как к гуманоиду с другой планеты, который попал в тамошние места в эпоху крывiчоу и дрыгавiчоу и на непонятном языке предлагает в подарок синхрофазотрон. Поскольку каналы коммуникации отсутствуют напрочь, не созрели концептуально, в конце концов приходится садиться в блестящий космолет и, радуясь, что не съели, улетать на свою планету. А крывiчы и дрыгавiчы, как и положено, остаются гукаць и высекать огонь с помощью двух трэсак.
Знаем, что ситуация во въездном туризме далека от совершенства, но хорошо бы (и не только по случаю чистого четверга) провести текущую ревизию и понять актуальную обстановку. Например - что происходит с приемом иностранных гостей в белорусских санаториях? Проще говоря - по каким каналам россияне попадают на наши базы отдыха? Кстати, количество россиян, использующих нашу санаторную инфраструктуру (а другой курортной инфраструктуры почти нет!), на сегодняшний день составляет 95% от общего количества отдыхающих. Не говорю, что это плохо. Отнюдь. Все достаточно логично, даже глядя с нашей, белорусской, стороны. Мы же этого хотели. Нам же валюта нужна. А с точки зрения россиян - так и вообще замечательно. Особенно учитывая, что в настоящее время идет процесс (а может, он уже и закончился), по сути, поглощения этого рынка российскими дилерами. На первый взгляд, санаториям выгоднее работать напрямую с российскими партнерами, минуя национальный турбизнес. Но вот выгоднее ли это белорусскому бюджету - это еще вопрос. Его надо «провентилировать», просчитать и итоги «разложить по полочкам». Хотя понятно, что санаториями отрицательное сальдо торгового баланса сильно не поправишь.
Еще более концептуальный вопрос, требующий «вентиляции», - как в условиях отсутствия валюты не загубить хотя бы тот негустой въездной туристический ручеек, который худо-бедно имеется в стране. Вроде бы, какой риск для тех, кто занимается не униженным нынче импортом, а «благородным» экспортом, тем более - в сфере услуг? Казалось бы, одни выгоды и привилегированное положение. Ан нет! Потому что сегодня перед теми, кто привозит в нашу страну, условно говоря, два доллара, стоит дилемма: либо продать их государству за один доллар и умереть, либо стать валютчиками, которые тоже долго не живут. Для того чтобы этот сегмент имел хоть какую-то перспективу, бизнесмены должны иметь две цели: заработать денег и сохранить достоинство. Предоставить им эту возможность - святое дело. Но для начала нужно реально взглянуть на вещи, разложить все по полочкам, убрать лишнее, почистить налет... Чистый четверг все-таки.