Анализ непростой текущей ситуации в турбизнесе и возможные сценарии развития событий обсуждают учредитель компании «Топ-Тур» Иван ЧУРА и редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.
– Иван Иосифович, известно, что в связи с кризисом и недостатком валюты ситуация на туристическом рынке в настоящее время довольно сложная. Что сегодня происходит с продажами?
– Хочу подчеркнуть, что мы отслеживаем ситуацию буквально по дням. Если посмотреть на тенденции последнего месяца, то можно заметить, что небольшой толчок продажам дала выставка. Люди, подогретые обычным весенним ажиотажем, в понедельник после выставки пошли в туристические офисы за путевками. Анализ показал увеличение продаж в два раза. Но, откровенно говоря, этот импульс работал совсем непродолжительное время. Уже в последующие дни продажи стали падать. Конечно, люди хотят платить белорусскими рублями. Они желают «придержать» валюту. Это естественно, потому что на руках у населения в какой-то момент оказалась немалая рублевая масса, и народ попытался ею воспользоваться. Одни покупали сахар, другие – масло, третьи – путевки. Правда, основная масса белорусов, как выяснилось, предпочла покупать валюту. Откровенно говоря, нашу фирму пока спасает валютная лицензия. Но не лишней является и та определенная рублевая масса, которую мы получаем. Она необходима для жизнедеятельности компании – аренда, реклама, зарплата и так далее. Для нашей компании ситуация пока далека от фатальной. Но когда у клиентов закончится валюта, тогда наступит катастрофа для всего турбизнеса. Проблема прежде всего заключается в том, что из Минска могут не полететь чартеры. У «Белавиа» все контракты заключены с иностранцами. А иностранцы получают деньги от туроператоров. Мы платим партнерам валютой – за гостиницы, трансферы и т.д. А партнеры платят «Белавиа». Рухнут программы – рухнет рынок. Сейчас мы в заколдованном круге, из которого пока не видно выхода.
– На какую глубину проплачены чартеры?
– Предоплаты внесены приблизительно на треть глубины. То есть с уверенностью можно сказать, что 5-6 первых рейсов турецкой чартерной программы состоятся. Что будет в дальнейшем? Поживем – увидим…
– Каким образом можно спрогнозировать ситуацию и возможно ли предпринять какие-то антикризисные шаги?
– Сегодня ничего нельзя предусмотреть и никак нельзя подстраховаться. Купить валюту сейчас нереально. Мы отправляем заявки в банк, но валюты нет. Если этот вопрос не решится, на туризме можно ставить крест. Когда этот момент наступит – определить невозможно. Все зависит от того, когда у людей закончится валюта. Если рухнут наши программы, тем туристам, которые все же захотят отправиться на отдых, придется лететь из Украины, России или Литвы. В таком случае последняя валюта «улетит» из страны.
В принципе, сейчас намечаются два пути развития ситуации. Оба, на мой взгляд, очень тревожные. Если конвертация по-прежнему будет невозможна, возникнет так называемый «черный нал»: деньги будут вывозиться из страны самими туристами, и за путевки клиенты будут платить напрямую партнерам. Второй вариант связан с приемом белорусских рублей. Сейчас каждая компания устанавливает свой курс, это не запрещено. Но какой курс ни установи – нет гарантии, что по этому курсу удастся купить валюту – через месяц или неделю. Это самое страшное. По сути, это бомба, которая может разорвать компанию на куски. Особенно это касается компаний с большими оборотами.
– Турбизнес, кажется, совсем притих. Весна не похожа на весну. Или все-таки какая-то деловая активность на рынке есть?
– В этом году притихли все. Первыми жертвами кризиса стали рекламные туры, фамтрипы. Если раньше мы объявляли о рекламнике – и за два дня группа укомплектовывалась, то сейчас везде есть свободные места. Рынок действительно притих, замер. На самом деле для бизнеса это страшно. Теряется время, а догонять всегда очень тяжело.
– Что говорят партнеры?
– Соседи – бизнесмены из Литвы, Латвии – шутят: мы будем брать бартером – отдыхать в ваших санаториях. А если серьезно, то все в недоумении и ничего не комментируют.
– Один из сегментов вашего бизнеса – это авиабилеты. Какова ситуация здесь?
– Представительства иностранных авиакомпаний прекратили принимать рубли. Поэтому сейчас мы в основном продаем билеты авиакомпании «Белавиа» и – по интерлайн-соглашениям с «Белавиа» – билеты других авиакомпаний. Вероятно, все пошли таким путем. В этом сегменте тоже большие проблемы. В целом непонятно, что происходит с бизнесом, чем это закончится и что нужно делать, чтобы защитить себя и своих сотрудников. Понятно только одно: нельзя накапливать рублевую массу – это бомба, которая разорвет бизнес. И «попадут» все – партнеры, сотрудники, клиенты.
Полную версию интервью читайте в свежем номере газеты "Туризм и отдых", который выйдет 28 апреля.