Хочется думать, что международный конкурс дизайнеров ArtZept хорошо знаком нашим специалистам - ведь Беларусь участвует в нем третий год подряд. Во всяком случае, на презентации каталога финалистов в очередной раз прозвучали имена белорусов, и не было сетований на то, что мы мало знаем, не включены в европейские процессы, а востребованность внутри страны оставляет желать лучшего.
Каждый год участие в ArtZept становится новым опытом для молодых профессионалов. Home-дизайн актуален в мире как никогда, поэтому и требования очень высоки: оригинальная авторская идея, функциональность, эстетическая привлекательность изделия. В этом году им была ваза для фруктов.
Для каждого дизайнера участие в конкурсе и тем более попадание в число финалистов - личная победа. В этом году в итоговый каталог включены вазы для фруктов Алены Громыко (Витебск), Андрея Абрамова (Минск), Натальи Сосновской (Минск) и Валентины Цыганец (Гродно). Они станут экспонатами выставки «ArtZept 2010» и будут продемонстрированы в сорока странах мира - в магазинах, на выставках, в журналах.
Победителем конкурса стал дизайнер из Венгрии. Россия и Польша заняли второе и третье места.
Арт-директор и член жюри конкурса - Гордана Биба Маркович специально приехала в Минск из Сербии, чтобы рассказать, как проходят отбор и оценка конкурсных работ, и вручить награды нашим дизайнерам. «Если в начале проекта было много участников из Западной Европы, то в последние годы активизировались восточноевропейские страны. Растет качественный и эстетический уровень дизайна, его эко- логичность», - рассказывает Гор- дана. На вопрос, отличаются ли чем-либо белорусские работы, она отвечает, что «всегда видно, кто выполнил работу: народный мастер или это дизайнерская вещь. Как правило, последние более успешны, так как в них есть поиск пластического решения, видно пространственное мышление автора. Среди белорусских работ таких большинство».
Автор Наталья Сосновская
Ежегодно на конкурс поступает много достойных экспонатов - от 200 до 500. Каждый член жюри, а это именитые практикующие дизайнеры Карло Маньоли (Италия), Бен- дик Торвин (Норвегия) и Борек Си- пек (Чехия), отбирает по 20 лучших, затем исключаются тождественные решения, и постепенно профессора дизайна приходят к трем самым лучшим. «В итоге высоко ценятся эстетика, утилитарность и определенная поэзия дизайна».
Автор Алена Громыко
Растет количество участников, а значит, поиск талантливых молодых людей, которым конкурс дает возможность проявить себя на международном уровне, расширяется. Сама компания «Цептер Интернэшнл» не считает проведение конкурса коммерчески выгодным проектом. Всего 6 предметов из многочисленных призеров и номи- нантов ArtZept были куплены фабриками для внедрения в производство. Причем «Цептер» лишь помог дизайнерам с охраной авторских прав и т.д. Поскольку реализация творческих замыслов - всегда проблема, на этот счет высказалась Людмила Терех, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства факультета дизайна Академии искусств. «Если вы не просто мастер, а получаете высшее образование по своей специальности, вы должны не только сделать вещь, но и уметь организовать окружающую среду, создать некую энергию. Home- дизайн - это то, что близко человеку, это индивидуальные вещи, это связь между людьми посредством предмета. Здесь проще найти единомышленников, только не держитесь за привычное и помните, что в наше время никто никому ничего не предлагает. Выстраивайте новые отношения сами».
Конкурс тоже ждут перемены. Во- первых, уже известна тема «ArtZept 2011» - универсальная коробка. А в Милане, где проходит ArtZept и работает жюри, компания открывает собственный Институт дизайна. Гордана Маркович уверена, что инвестиции в творчество - это наилучший вид инвестиций. И с ней трудно не согласиться.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК