https://www.traditionrolex.com/8
<p>В июне 2001-го в Минске открылся первый офис компании «Одиссея- Тур». В этом году одному из лидирующих операторов на крымском направлении - фирме «Одиссея-Тур» - исполнилось десять лет. С чего начинался бизнес, в чем сложности работы на крымском направлении и в чем секрет успеха, кор­респонденту «ТиО» расска­зали директор компании «Одиссея-Тур» Светлана ВОЛГИНА и ее заместитель Татьяна ЯРОШЕВИЧ.</p>

В июне 2001-го в Минске открылся первый офис компании «Одиссея- Тур». В этом году одному из лидирующих операторов на крымском направлении - фирме «Одиссея-Тур» - исполнилось десять лет. С чего начинался бизнес, в чем сложности работы на крымском направлении и в чем секрет успеха, кор­респонденту «ТиО» расска­зали директор компании «Одиссея-Тур» Светлана ВОЛГИНА и ее заместитель Татьяна ЯРОШЕВИЧ.

odtss1

По прошествии десяти лет при­нято вспоминать, как это было... С чего начиналась компания «Одиссея- Тур»?

od-yar Татьяна Ярошевич: Сейчас, огляды­ваясь на 10 лет назад, кажется, что все было просто и обычно. Име­лось огром­ное желание заняться но­вым интерес­ным делом, основать, со­творить свою фирму и проя­вить себя, соз­дать свой биз­нес, а потом. много путешествовать, общаться с новыми людьми и открыть, как говорится, «окно в Европу» детям, семье. Для этого пришлось получать второе высшее образование - на тот момент наличие диплома, подтверж­дающего знания в сфере туризма, было необходимо для открытия своего тури­стического предприятия. А мы по обра­зованию учителя: я - химии, Светлана - русского языка и литературы. Я по­ступила в Высшую школу туризма, где, к слову, познакомилась со многими се­годняшними профессионалами турбизнеса. Кроме того, два года я отработала в маленькой турфирме, где мне прихо­дилось заниматься всем - от докумен­тации до рекламы, причем за очень не­большую зарплату. Так я получила свой первый опыт.

«Одиссея-Тур» - это совместный биз­нес. Мы со Светланой знаем друг дру­га очень давно, и до прихода в турбизнес нас также объединяло общее дело. 16 марта 2001 года мы получили сви­детельство о регистрации, а работать начали c 1 июня. Тогда в штате компа­нии вместе с нами было всего четыре сотрудника. Мы до сих пор не теряем связь с нашими первыми менеджера­ми, хотя они уже даже не живут в Бела­руси. Нас всегда поддерживали семьи, и тогда, и сейчас помогают нам во всех на­чинаниях. Мы всегда надеялись только на себя. Сбылись ли все мечты и всё за­думанное? Не будем об этом говорить - утверждают, что это «плохая примета».

od-vilgina Светлана Волгина: Мы дружили се­мьями, и наши дети часто вместе игра­ли. Одно вре­мя они были увлечены но­вой игрой «Бизнес», где создавались, успешно су­ществовали либо продава­лись за игру­шечные день­ги известные мировые компании. Дети, а потом и мы с ними, могли часами играть, а затем также бурно обсуждать, кто поступил правильно, выгодная сделка или нет. Могла ли игра положить начало наше­му бизнесу в реальной жизни? А поче­му бы и нет?

Наша компания - предприятие не се­мейное, хотя в будущем, не исключено, станет таковым. Тем не менее роль се­мьи, особенно наших мужей, в нем оче­видна. Главным образом они помогали нам решать юридические и организа­ционные вопросы.

Начиная работать, мы большое зна­чение придавали многим вопросам: кадры, особенно бухгалтер, техниче­ское оснащение, работа с клиентами и, конечно, место, где будет расположен наш офис. Естественно, хотелось, что­бы он был в центре города. Наш офис на улице Комсомольской, где «Одиссею- Тур» можно найти и сегодня, тоже, мож­но сказать, отмечает вместе с нами де­сятилетний юбилей. Сейчас в штате нашей компании далеко не четыре со­трудника, да и направлений, по кото­рым мы работаем, стало гораздо боль­ше. Два года назад мы решили открыть второй офис продаж. Сегодня мы рабо­таем с клиентами и нашими коллегами в собственном офисе в районе «Немига- Сити» на улице Шорной.

-   Каким направлениям вы отдава­ли предпочтение в первые годы ра­боты?

Т.Я: Можно было развиваться в двух направлениях: или заниматься всем и сразу и затем выбирать что-то одно, или изучить что-то одно и на этом специа­лизироваться. Чем-то одним у нас за­няться не получилось. Года два мы ра­ботали агентами практически по всем направлениям. Мы определялись, про­бовали, оступались. Занимались и Кры­мом, и Турцией, и Египтом, и экскурси­онными турами по Европе, и отдыхом в Беларуси.

С.В: Первый тур, который мы само­стоятельно организовали для бело­русских туристов, - это поездка на ав­тобусе в Санкт-Петербург. Во второй сезон нашей работы был большой ин­терес к экскурсиям в Питер - из Мин­ска выезжало порядка десяти автобу­сов каждую неделю. В конце августа мы рискнули и выставили свою програм­му. Уверена, что многие работники тур- бизнеса меня поймут - чувства, кото­рые испытываешь при организации и выполнении своего первого самостоя­тельного тура, просто непередаваемы. Уж мы точно провожали автобус всем офисом. Так же волнительно было по­лучить на e-mail самое первое предло­жение о сотрудничестве от зарубежных партнеров. Еще не открывшись, в мар­те 2001 года мы поехали на выставку в Москву, а вернувшись, обнаружили де­сятки писем с предложениями о сотруд­ничестве. Это придало уверенности. На третий сезон работы после Ялтинской выставки мы как туроператоры смог­ли предложить нашим туристам отдых в Евпатории, в поселке Штормовое, дет­ский отдых в Феодосии, еженедельные автобусные туры в Санкт-Петербург, и конечно, наша фирма по многим на­правлениям продолжала работать как турагент. И так десять лет шли от мень­шего результата к большему.

-     Сегодня компанию «Одиссея- Тур» ассоциируют с отдыхом в Кры­му. Как это направление стало при­оритетным?

С.В.: Это произошло случайно. Воз­можно, то, чему мы уделяли больше внимания, выросло в такое направле­ние как Крым. Мы бы не хотели, что­бы нас ассоциировали исключительно с Крымом, но так уж вышло, что имен­но крымский отдел у нас получился наиболее сильным и многочисленным. Хотя мы серьезно работаем и на дру­гих направлениях, представляем их на туристических выставках. Это и Бол­гария, Украина, Россия, Литва, Поль­ша, Беларусь, прием в РБ, Черного­рия. Крымом же мы занимаемся с 2003 года. Начинали с небольшого блока мест в Евпатории, отправляли туда ту­ристов автобусами и ж/д. Далее - дет­ский отдых в Орджоникидзе и Коктебе­ле. Крым всегда пользовался большим спросом, и интерес к нему не угасал - для белорусов это что-то хорошо зна­комое, известное, близкое. У нас хоро­шие партнеры в Евпатории - фирма, которая так же, как и наша, образова­лась в 2001 году. Мы вместе начина­ли и до сих пор сотрудничаем. Теперь наши партнеры - одна из ведущих фирм в Евпатории. Затем мы стали ос­ваивать восточный берег Крыма - Су­дак, Феодосию, Коктебель. Сложнее было наладить партнерские отноше­ния на южном берегу. В Ялте мы позна­комились с надежными партнерами по крупным южным здравницам, с кото­рыми сотрудничаем уже шестой сезон, и началась кропотливая работа. Крым - сложное направление. Это не «ма­тушка- Европа». И, предлагая Крым ту­ристам, надо помнить о его особенно­стях.

-  В чем заключается сложность работы с Крымом?

Т.В.: Довольно много фирм пред­лагает туристам Крым. С одной сторо­ны, кажется, что все очень просто, по­нятно, всем известно, в пользу отдыха в Крыму - и русскоязычное население, и привычка, и не самые высокие цены. На самом деле направление сложное. Зачастую приходится бороться с не­достатками и упущениями там, где, ка­жется, за столько лет их просто уже не должно быть. Общий уровень сервиса, обслуживающий персонал, питание - все это в крымских здравницах очень часто оставляет желать лучшего. Хотя сейчас в Крыму многое стремительно меняется, но если на территории оте­ля или здравницы порядок наводит­ся, то за их стенами остается еще мно­го работы. Да и туристы привыкли, что Крым должен быть недорогим, и за не­большие деньги требуют повышенно­го комфорта.

-  В этом сезоне отдых в Крыму по­дорожал. Стоит ли опасаться суще­ственного повышения цен?

С.В.: В этом сезоне 60% наших пред­ложений по отдыху в Крыму - это круп­ные здравницы, а 40% - небольшие частные отели и пансионаты. Со многи­ми базами мы работаем не первый год, и цена на их услуги поднялась на 5-7%. В преддверии сезона опасались, что Крым подорожает на 30-40%, но это­го не произошло. Даже крупные здрав­ницы подняли цены максимум на 10­15%. Это выглядит вполне естественно на общем фоне поднятия цен на дру­гих направлениях. Другое дело, что по­дорожал проезд до Крыма - как авто­мобильный, так и по железной дороге, устанавливаются цены на авиаперелет. Но, опять-таки оговорюсь, стоимость на транспортные услуги выросла не больше, чем на других направлениях. Мы побывали на Ялтинской выставке, и партнеры делились своими опасе­ниями, что в начале сезона дорожают коммунальные услуги, электричество, для частного сектора изменилась система налогообложения. Однако су­щественного подъема цен это не вы­звало. В целом же Крым готовится к сезону. Выставки на крымском побе­режье прошли довольно активно. Как всегда в марте, в Крыму слышен стук молотков и шум стройки - приводят­ся в порядок после межсезонья места для отдыха.

-   Какова вероятность того, что ту­ристы в этом сезоне вернутся к ва­риантам самого бюджетного отды­ха в Крыму?

С.В.: Мы формируем свои предло­жения по Крыму таким образом, что­бы у туриста на каждом курорте был выбор: это варианты проживания эко­номичного плана, средней и повышен­ной комфортности. По статистике про­шлого года, особого интереса туристов к отдыху без всяких удобств мы у себя на фирме не наблюдали. Было даже не­которое падение спроса на прожива­ние без удобств - даже в условиях эко­номии турист рассчитывает на то, что в номере у него будут хотя бы туалет и душ. В этом году мы предлагаем нашим клиентам отдых на 20 крымских курор­тах в 54 здравницах - из них всего око­ло десяти предложений, где удобства либо на этаже, либо на две-четыре ком­наты. Кроме того, даже несмотря на не­которое поднятие цен, Крым остается привлекательным направлением для бюджетного отдыха, и туристы на эле­ментарных удобствах предпочитают не экономить. Например, в июне, за­бронировав размещение средней ком­фортности, можно отдохнуть за 75-140 долларов за десять суток. Разумеет­ся, в пик сезона цена поднимается - но даже в самый его разгар есть воз­можность отдохнуть за 140 долларов. Конечно, при желании можно приоб­рести тур и за тысячу долларов на че­ловека - и на такие есть спрос, даже несмотря на то, что цена на уровне Тур­ции. Целебные свойства Черного моря и крымская природа - главные козыри Крыма. Стандартный тур на черномор­ское побережье рассчитан на десять ночей, но часто его продлевают до 15, 20, 30 суток. Некоторые здравницы ра­ботают вразрез с нашим графиком, по­этому у нас есть возможность комби­нировать туры на разное количество дней - скажем, на 12, 14, 16 суток.

-     Как в этом сезоне продается Крым?

Т.В.: В нынешней экономической си­туации пока сложно говорить, какая сложится картина спроса на отдых в Крыму. Продажи идут, туристы брони­руют туры на весь летний сезон - мо­жет быть, не так активно, как хотелось бы. Но Крым - направление, от которо­го сложно отказаться, - в силу цены. У нас есть время подумать, как расши­рить продажи, в т.ч. за счет работы с агентами. Мы несколько лет работа­ем как операторы по Крыму. И всегда большое внимание уделяли и уделя­ем сотрудничеству с региональными турфирмами: ездим по Беларуси, нала­живаем контакты. Для клиента очень важен вопрос доставки: сегодня он рассчитывает на то, чтобы его завезли на отдых «от порога до порога». Поэто­му мы стараемся работать с регионами, до которых мы в силах организовать трансфер или можем рассчитывать на удобную стыковку. Это и Минская об­ласть, частично Гомельская, Гроднен­ская, Брестская области. Сейчас не те времена, когда оператор может рас­считывать только на свои силы.

Все наши жесткие блоки мест по Крыму - а это 70% от всех предложе­ний - рассчитаны на помощь агентов. Для своих партнеров мы проводим об­учающие семинары, воркшопы. В этом году мы работаем в режиме мини-се­минаров, которые зачастую носят ха­рактер индивидуальной консультации. А вообще, пользуясь случаем, хотим поблагодарить всех наших турагентов за сотрудничество с нами.

Вы отметили, что не хотели бы, чтобы фирму «Одиссея-Тур» ассоциировали только с Кры­мом. Какие направления могут стать для компании такими же значимыми?

Т.Я.: Достаточно большим спро­сом пользуется у наших клиентов отдых в Одесской и Херсонской области. Это тоже Черное море, и отдых там считается более эко­номичным. Мы не первый год за­нимаемся курортом Затока в Одес­ской области, постоянно работаем с пансионатом «Рута». Херсонская область, поселок Железный Порт - малоизвестное направление в Беларуси, оттого и продается сложнее. Но и этим экономичным отдыхом мы занимаемся доволь­но давно и за годы работы нашли надежных партнеров, с которыми планируем сотрудничать и в даль­нейшем, тем более что эти курорты активно развиваются. У нас есть ав­тобусная и железнодорожная Бол­гария, которую мы продаем уже пять лет. Мы давно занимаемся экс­курсионными турами по ближнему зарубежью. С мая по сентябрь мы обслуживаем группы, по индивиду­альным заявкам работаем кругло­годично. У нас есть что предложить клиентам и в зимний сезон. Но об этом мы поговорим перед осенней выставкой.

Какое место в компании от­ведено въездному туризму?

Т.Я.: Мы не считаем себя крупны­ми игроками на внутреннем рын­ке по приему иностранных граж­дан, тем не менее ставим перед собой определенные задачи, осо­бенно в использовании совре­менных технологий в туризме, до­биваемся их решения и в итоге - результата. Своим достижением мы считаем ресурс BelarusVisit.by с системой онлайн-бронирования услуг и оплатой пластиковыми кар­точками. Мы одними из первых в прошлом году запустили этот сер­вис, и он успешно работает. У нас можно забронировать гостини­цы, усадьбы, санатории. Другой во­прос, что в белорусские здравницы в летний сезон попасть практиче­ски невозможно. Безусловно, этот опыт дается нам не без подводных камней - вопросов, разрешить ко­торые не в нашей компетенции, до­вольно много.

- В чем вы видите развитие компании?

Т.Я.: В последнее время мы ак­тивно изучаем и по мере сил и воз­можностей внедряем современные IT-технологии, поскольку пони­маем, что за этим будущее. У нас уже давно установлена программа «Мастер-Тур», которой пользуются многие ведущие белорусские ком­пании. На ее базе в этом году у нас появилось онлайн-бронирование туров. Причем его особенность в том, что через интернет мы брони­руем автобусные туры. Сейчас нам предстоит провести большую ра­боту с агентами, которые должны привыкнуть к нашей новой услуге. В этом сезоне мы работаем и по ка­талогам, и с онлайн-бронированием. Мы поддерживаем все новые веяния и начинания. Принимая со­веты опытных сотрудников, также прислушиваемся и к мнению моло­дых. Отчасти поэтому стараемся не проходить мимо всего, что связано с новыми технологиями.

С.В.: Особое внимание мы всег­да уделяли нашим кадрам. Прин­цип «кадры решают все» еще никто не отменял. За десять лет у нас по­менялось много сотрудников. Это объясняется тем, что работа в ту­ризме все же сезонная. Через нас прошло много студентов. Мы со­трудничаем со многими института­ми и приглашаем на практику мо­лодежь 3-5-х курсов. Потом наши практиканты приходят к нам по распределению уже подготовлен­ными специалистами. Безуслов­но, мы готовы приглашать опытных менеджеров, которые курируют свое направление, и создавать им условия для успешной работы, но пока мы больше сами растили сво­их специалистов. Нам приятно осознавать, что за годы работы мы сумели создать команду, кото­рую покидают лишь по каким-то объективным причинам - скажем, уход из туризма или смена места жительства. На праздничном ужи­не в честь юбилея собрались се­годняшние сотрудники компании «Одиссея-Тур» и те, кто некогда был с нами. Хороший коллектив всегда способствует процветанию фирмы - это основа любого бизнеса.

Редакция газеты «Туризм и от­дых» поздравляет компанию «Одиссея-Тур» с десятилетием и желает всем сотрудникам успе­хов в бизнесе, творческого подъ­ема, хорошего настроения и крепкого здоровья.

Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8