В июне 2001-го в Минске открылся первый офис компании «Одиссея- Тур». В этом году одному из лидирующих операторов на крымском направлении - фирме «Одиссея-Тур» - исполнилось десять лет. С чего начинался бизнес, в чем сложности работы на крымском направлении и в чем секрет успеха, корреспонденту «ТиО» рассказали директор компании «Одиссея-Тур» Светлана ВОЛГИНА и ее заместитель Татьяна ЯРОШЕВИЧ.
По прошествии десяти лет принято вспоминать, как это было... С чего начиналась компания «Одиссея- Тур»?
Татьяна Ярошевич: Сейчас, оглядываясь на 10 лет назад, кажется, что все было просто и обычно. Имелось огромное желание заняться новым интересным делом, основать, сотворить свою фирму и проявить себя, создать свой бизнес, а потом. много путешествовать, общаться с новыми людьми и открыть, как говорится, «окно в Европу» детям, семье. Для этого пришлось получать второе высшее образование - на тот момент наличие диплома, подтверждающего знания в сфере туризма, было необходимо для открытия своего туристического предприятия. А мы по образованию учителя: я - химии, Светлана - русского языка и литературы. Я поступила в Высшую школу туризма, где, к слову, познакомилась со многими сегодняшними профессионалами турбизнеса. Кроме того, два года я отработала в маленькой турфирме, где мне приходилось заниматься всем - от документации до рекламы, причем за очень небольшую зарплату. Так я получила свой первый опыт.
«Одиссея-Тур» - это совместный бизнес. Мы со Светланой знаем друг друга очень давно, и до прихода в турбизнес нас также объединяло общее дело. 16 марта 2001 года мы получили свидетельство о регистрации, а работать начали c 1 июня. Тогда в штате компании вместе с нами было всего четыре сотрудника. Мы до сих пор не теряем связь с нашими первыми менеджерами, хотя они уже даже не живут в Беларуси. Нас всегда поддерживали семьи, и тогда, и сейчас помогают нам во всех начинаниях. Мы всегда надеялись только на себя. Сбылись ли все мечты и всё задуманное? Не будем об этом говорить - утверждают, что это «плохая примета».
Светлана Волгина: Мы дружили семьями, и наши дети часто вместе играли. Одно время они были увлечены новой игрой «Бизнес», где создавались, успешно существовали либо продавались за игрушечные деньги известные мировые компании. Дети, а потом и мы с ними, могли часами играть, а затем также бурно обсуждать, кто поступил правильно, выгодная сделка или нет. Могла ли игра положить начало нашему бизнесу в реальной жизни? А почему бы и нет?
Наша компания - предприятие не семейное, хотя в будущем, не исключено, станет таковым. Тем не менее роль семьи, особенно наших мужей, в нем очевидна. Главным образом они помогали нам решать юридические и организационные вопросы.
Начиная работать, мы большое значение придавали многим вопросам: кадры, особенно бухгалтер, техническое оснащение, работа с клиентами и, конечно, место, где будет расположен наш офис. Естественно, хотелось, чтобы он был в центре города. Наш офис на улице Комсомольской, где «Одиссею- Тур» можно найти и сегодня, тоже, можно сказать, отмечает вместе с нами десятилетний юбилей. Сейчас в штате нашей компании далеко не четыре сотрудника, да и направлений, по которым мы работаем, стало гораздо больше. Два года назад мы решили открыть второй офис продаж. Сегодня мы работаем с клиентами и нашими коллегами в собственном офисе в районе «Немига- Сити» на улице Шорной.
- Каким направлениям вы отдавали предпочтение в первые годы работы?
Т.Я: Можно было развиваться в двух направлениях: или заниматься всем и сразу и затем выбирать что-то одно, или изучить что-то одно и на этом специализироваться. Чем-то одним у нас заняться не получилось. Года два мы работали агентами практически по всем направлениям. Мы определялись, пробовали, оступались. Занимались и Крымом, и Турцией, и Египтом, и экскурсионными турами по Европе, и отдыхом в Беларуси.
С.В: Первый тур, который мы самостоятельно организовали для белорусских туристов, - это поездка на автобусе в Санкт-Петербург. Во второй сезон нашей работы был большой интерес к экскурсиям в Питер - из Минска выезжало порядка десяти автобусов каждую неделю. В конце августа мы рискнули и выставили свою программу. Уверена, что многие работники тур- бизнеса меня поймут - чувства, которые испытываешь при организации и выполнении своего первого самостоятельного тура, просто непередаваемы. Уж мы точно провожали автобус всем офисом. Так же волнительно было получить на e-mail самое первое предложение о сотрудничестве от зарубежных партнеров. Еще не открывшись, в марте 2001 года мы поехали на выставку в Москву, а вернувшись, обнаружили десятки писем с предложениями о сотрудничестве. Это придало уверенности. На третий сезон работы после Ялтинской выставки мы как туроператоры смогли предложить нашим туристам отдых в Евпатории, в поселке Штормовое, детский отдых в Феодосии, еженедельные автобусные туры в Санкт-Петербург, и конечно, наша фирма по многим направлениям продолжала работать как турагент. И так десять лет шли от меньшего результата к большему.
- Сегодня компанию «Одиссея- Тур» ассоциируют с отдыхом в Крыму. Как это направление стало приоритетным?
С.В.: Это произошло случайно. Возможно, то, чему мы уделяли больше внимания, выросло в такое направление как Крым. Мы бы не хотели, чтобы нас ассоциировали исключительно с Крымом, но так уж вышло, что именно крымский отдел у нас получился наиболее сильным и многочисленным. Хотя мы серьезно работаем и на других направлениях, представляем их на туристических выставках. Это и Болгария, Украина, Россия, Литва, Польша, Беларусь, прием в РБ, Черногория. Крымом же мы занимаемся с 2003 года. Начинали с небольшого блока мест в Евпатории, отправляли туда туристов автобусами и ж/д. Далее - детский отдых в Орджоникидзе и Коктебеле. Крым всегда пользовался большим спросом, и интерес к нему не угасал - для белорусов это что-то хорошо знакомое, известное, близкое. У нас хорошие партнеры в Евпатории - фирма, которая так же, как и наша, образовалась в 2001 году. Мы вместе начинали и до сих пор сотрудничаем. Теперь наши партнеры - одна из ведущих фирм в Евпатории. Затем мы стали осваивать восточный берег Крыма - Судак, Феодосию, Коктебель. Сложнее было наладить партнерские отношения на южном берегу. В Ялте мы познакомились с надежными партнерами по крупным южным здравницам, с которыми сотрудничаем уже шестой сезон, и началась кропотливая работа. Крым - сложное направление. Это не «матушка- Европа». И, предлагая Крым туристам, надо помнить о его особенностях.
- В чем заключается сложность работы с Крымом?
Т.В.: Довольно много фирм предлагает туристам Крым. С одной стороны, кажется, что все очень просто, понятно, всем известно, в пользу отдыха в Крыму - и русскоязычное население, и привычка, и не самые высокие цены. На самом деле направление сложное. Зачастую приходится бороться с недостатками и упущениями там, где, кажется, за столько лет их просто уже не должно быть. Общий уровень сервиса, обслуживающий персонал, питание - все это в крымских здравницах очень часто оставляет желать лучшего. Хотя сейчас в Крыму многое стремительно меняется, но если на территории отеля или здравницы порядок наводится, то за их стенами остается еще много работы. Да и туристы привыкли, что Крым должен быть недорогим, и за небольшие деньги требуют повышенного комфорта.
- В этом сезоне отдых в Крыму подорожал. Стоит ли опасаться существенного повышения цен?
С.В.: В этом сезоне 60% наших предложений по отдыху в Крыму - это крупные здравницы, а 40% - небольшие частные отели и пансионаты. Со многими базами мы работаем не первый год, и цена на их услуги поднялась на 5-7%. В преддверии сезона опасались, что Крым подорожает на 30-40%, но этого не произошло. Даже крупные здравницы подняли цены максимум на 1015%. Это выглядит вполне естественно на общем фоне поднятия цен на других направлениях. Другое дело, что подорожал проезд до Крыма - как автомобильный, так и по железной дороге, устанавливаются цены на авиаперелет. Но, опять-таки оговорюсь, стоимость на транспортные услуги выросла не больше, чем на других направлениях. Мы побывали на Ялтинской выставке, и партнеры делились своими опасениями, что в начале сезона дорожают коммунальные услуги, электричество, для частного сектора изменилась система налогообложения. Однако существенного подъема цен это не вызвало. В целом же Крым готовится к сезону. Выставки на крымском побережье прошли довольно активно. Как всегда в марте, в Крыму слышен стук молотков и шум стройки - приводятся в порядок после межсезонья места для отдыха.
- Какова вероятность того, что туристы в этом сезоне вернутся к вариантам самого бюджетного отдыха в Крыму?
С.В.: Мы формируем свои предложения по Крыму таким образом, чтобы у туриста на каждом курорте был выбор: это варианты проживания экономичного плана, средней и повышенной комфортности. По статистике прошлого года, особого интереса туристов к отдыху без всяких удобств мы у себя на фирме не наблюдали. Было даже некоторое падение спроса на проживание без удобств - даже в условиях экономии турист рассчитывает на то, что в номере у него будут хотя бы туалет и душ. В этом году мы предлагаем нашим клиентам отдых на 20 крымских курортах в 54 здравницах - из них всего около десяти предложений, где удобства либо на этаже, либо на две-четыре комнаты. Кроме того, даже несмотря на некоторое поднятие цен, Крым остается привлекательным направлением для бюджетного отдыха, и туристы на элементарных удобствах предпочитают не экономить. Например, в июне, забронировав размещение средней комфортности, можно отдохнуть за 75-140 долларов за десять суток. Разумеется, в пик сезона цена поднимается - но даже в самый его разгар есть возможность отдохнуть за 140 долларов. Конечно, при желании можно приобрести тур и за тысячу долларов на человека - и на такие есть спрос, даже несмотря на то, что цена на уровне Турции. Целебные свойства Черного моря и крымская природа - главные козыри Крыма. Стандартный тур на черноморское побережье рассчитан на десять ночей, но часто его продлевают до 15, 20, 30 суток. Некоторые здравницы работают вразрез с нашим графиком, поэтому у нас есть возможность комбинировать туры на разное количество дней - скажем, на 12, 14, 16 суток.
- Как в этом сезоне продается Крым?
Т.В.: В нынешней экономической ситуации пока сложно говорить, какая сложится картина спроса на отдых в Крыму. Продажи идут, туристы бронируют туры на весь летний сезон - может быть, не так активно, как хотелось бы. Но Крым - направление, от которого сложно отказаться, - в силу цены. У нас есть время подумать, как расширить продажи, в т.ч. за счет работы с агентами. Мы несколько лет работаем как операторы по Крыму. И всегда большое внимание уделяли и уделяем сотрудничеству с региональными турфирмами: ездим по Беларуси, налаживаем контакты. Для клиента очень важен вопрос доставки: сегодня он рассчитывает на то, чтобы его завезли на отдых «от порога до порога». Поэтому мы стараемся работать с регионами, до которых мы в силах организовать трансфер или можем рассчитывать на удобную стыковку. Это и Минская область, частично Гомельская, Гродненская, Брестская области. Сейчас не те времена, когда оператор может рассчитывать только на свои силы.
Все наши жесткие блоки мест по Крыму - а это 70% от всех предложений - рассчитаны на помощь агентов. Для своих партнеров мы проводим обучающие семинары, воркшопы. В этом году мы работаем в режиме мини-семинаров, которые зачастую носят характер индивидуальной консультации. А вообще, пользуясь случаем, хотим поблагодарить всех наших турагентов за сотрудничество с нами.
- Вы отметили, что не хотели бы, чтобы фирму «Одиссея-Тур» ассоциировали только с Крымом. Какие направления могут стать для компании такими же значимыми?
Т.Я.: Достаточно большим спросом пользуется у наших клиентов отдых в Одесской и Херсонской области. Это тоже Черное море, и отдых там считается более экономичным. Мы не первый год занимаемся курортом Затока в Одесской области, постоянно работаем с пансионатом «Рута». Херсонская область, поселок Железный Порт - малоизвестное направление в Беларуси, оттого и продается сложнее. Но и этим экономичным отдыхом мы занимаемся довольно давно и за годы работы нашли надежных партнеров, с которыми планируем сотрудничать и в дальнейшем, тем более что эти курорты активно развиваются. У нас есть автобусная и железнодорожная Болгария, которую мы продаем уже пять лет. Мы давно занимаемся экскурсионными турами по ближнему зарубежью. С мая по сентябрь мы обслуживаем группы, по индивидуальным заявкам работаем круглогодично. У нас есть что предложить клиентам и в зимний сезон. Но об этом мы поговорим перед осенней выставкой.
- Какое место в компании отведено въездному туризму?
Т.Я.: Мы не считаем себя крупными игроками на внутреннем рынке по приему иностранных граждан, тем не менее ставим перед собой определенные задачи, особенно в использовании современных технологий в туризме, добиваемся их решения и в итоге - результата. Своим достижением мы считаем ресурс BelarusVisit.by с системой онлайн-бронирования услуг и оплатой пластиковыми карточками. Мы одними из первых в прошлом году запустили этот сервис, и он успешно работает. У нас можно забронировать гостиницы, усадьбы, санатории. Другой вопрос, что в белорусские здравницы в летний сезон попасть практически невозможно. Безусловно, этот опыт дается нам не без подводных камней - вопросов, разрешить которые не в нашей компетенции, довольно много.
- В чем вы видите развитие компании?
Т.Я.: В последнее время мы активно изучаем и по мере сил и возможностей внедряем современные IT-технологии, поскольку понимаем, что за этим будущее. У нас уже давно установлена программа «Мастер-Тур», которой пользуются многие ведущие белорусские компании. На ее базе в этом году у нас появилось онлайн-бронирование туров. Причем его особенность в том, что через интернет мы бронируем автобусные туры. Сейчас нам предстоит провести большую работу с агентами, которые должны привыкнуть к нашей новой услуге. В этом сезоне мы работаем и по каталогам, и с онлайн-бронированием. Мы поддерживаем все новые веяния и начинания. Принимая советы опытных сотрудников, также прислушиваемся и к мнению молодых. Отчасти поэтому стараемся не проходить мимо всего, что связано с новыми технологиями.
С.В.: Особое внимание мы всегда уделяли нашим кадрам. Принцип «кадры решают все» еще никто не отменял. За десять лет у нас поменялось много сотрудников. Это объясняется тем, что работа в туризме все же сезонная. Через нас прошло много студентов. Мы сотрудничаем со многими институтами и приглашаем на практику молодежь 3-5-х курсов. Потом наши практиканты приходят к нам по распределению уже подготовленными специалистами. Безусловно, мы готовы приглашать опытных менеджеров, которые курируют свое направление, и создавать им условия для успешной работы, но пока мы больше сами растили своих специалистов. Нам приятно осознавать, что за годы работы мы сумели создать команду, которую покидают лишь по каким-то объективным причинам - скажем, уход из туризма или смена места жительства. На праздничном ужине в честь юбилея собрались сегодняшние сотрудники компании «Одиссея-Тур» и те, кто некогда был с нами. Хороший коллектив всегда способствует процветанию фирмы - это основа любого бизнеса.
Редакция газеты «Туризм и отдых» поздравляет компанию «Одиссея-Тур» с десятилетием и желает всем сотрудникам успехов в бизнесе, творческого подъема, хорошего настроения и крепкого здоровья.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ