https://www.traditionrolex.com/8
<p>О том, как изменился туризм и турист за последние 28 лет, какую политику  следует проводить компании, чтобы оставаться конкурентоспо­собной, и  чего можно ждать от активного сезона, корре­спондент газеты «Туризм и  отдых» беседует с начальни­ком управления по туропе­раторской и  турагентской деятельности компании «Топ-Тур» Светланой ГАЛИНОВСКОЙ.</p>

О том, как изменился туризм и турист за последние 28 лет, какую политику следует проводить компании, чтобы оставаться конкурентоспо­собной, и чего можно ждать от активного сезона, корре­спондент газеты «Туризм и отдых» беседует с начальни­ком управления по туропе­раторской и турагентской деятельности компании «Топ-Тур» Светланой ГАЛИНОВСКОЙ.

galinovskaya

-   Светлана Ивановна, с чего на­чиналась ваша карьера в туриз­ме?

-     Я родилась в шахтерском го­родке Стаханове на Украине, где Алексей Стаханов установил свой знаменитый рекорд. В нашей школе работал Музей шахтерской славы, рассказывающий о появлении пер­вых рудников, о возникновении го­рода, годах Второй мировой войны и послевоенном восстановлении города. Я вместе с другими учени­ками работала в школьном музее: собирала материалы, проводила экскурсии - и к десятому классу четко знала, что хочу стать экскур­соводом. Когда я стала посылать запросы в институты Советского Союза, оказалось, что только в ше­сти вузах готовят экскурсоводов: в частности, в Минске на географи­ческом факультете БГУ есть специ­ализация «Краеведение и методика организации туристской экскурси­онной работы». Нам повезло с пре­подавателями - в то время лекции читали профессора Иван Пирож­ник, Владимир Зайцев, Тамара Федорцова. Учиться было интересно, а практику мы проходили по всему Союзу. По распределению я попала экскурсоводом в «Минсктурист» - это была одна из сильнейших школ экскурсоведения в бывшем Совет­ском Союзе. В этой организации я проработала десять лет, а потом на­ступила перестройка. Отголоски тяжелого времени экскурсоводы, в отличие от других профессий, по­чувствовали первыми, когда к нам перестали приезжать организован­ные группы по линии профсоюзов. Еще за год нас предупредили, что­бы мы искали новую работу. В то время началось создание коммер­ческих туристических компаний. Я понимала, что останусь в туризме, но уже не в качестве экскурсово­да. Первое время работала сопро­вождающей туристических групп, сменила несколько фирм, а в 1999 году пришла в компанию «Топ-Тур».

-     Как складывалась работа в компании?

-     Компания «Топ-Тур» всегда предлагала широкий спектр тури­стических услуг. Вначале я работа­ла руководителем туристических групп, потом менеджером по про­дажам, учась как у опытных сотруд­ников, так и у молодых и активных менеджеров. Со временем я стала начальником туроператорского от­дела, который формирует все про­граммы компании. Конечно, за эти годы изменились и технологии в ту­ризме, и методика работы. Туризм стал совершенно другим. Я уже 28 лет работаю в отрасли, и никогда не собиралась менять ее на другую. Единственное - всегда ловлю себя на мысли, что хотелось быть экскур­соводом. Было жалко расставаться с этой профессией. Сейчас ситуация в этой сфере печальная - обидно, что мы потеряли самое лучшее, ведь белорусская школа экскурсоводов была одной из ведущих в Советском Союзе. Школы сохранились в Рос­сии, в Прибалтике, а у нас - нет.

-      Будучи начальником тури­стического управления, скажите, какую политику сегодня следу­ет выстраивать компании, чтобы быть конкурентоспособной?

-    Сориентироваться в сегодняш­ней ситуации владельцу компании иногда очень сложно. Общую стра­тегию развития проще разрабаты­вать сообща, начиная от владельца компании Ивана Чуры вместе с кол­лективом единомышленников, мар­кетинговым и операторским отде­лами, которые будут отслеживать новые направления работы, оце­нивать их целесообразность и про­двигать на туристическом рынке. Концепцией компании «Топ-Тур» всегда было расширение сферы ус­луг, начиная от покупки билетов на культурно-развлекательные собы­тия на сервисе ticketpro и заканчи­вая сложными комбинированными индивидуальными турами. На бе­лорусском рынке можно выделить компании, которые больше специ­ализируются на автобусных турах, занимаются только авиа или прода­ют программы крупных туроперато­ров. Философия нашей компании, построена несколько иначе, учиты­вая нестабильность рынка и тури­стической отрасли в целом, которая зависит от многих форс-мажорных обстоятельств. Владелец компании принял правильное решение - мы должны уметь продавать все. И на сегодняшний день компания «Топ-Тур» занимается продажей соб­ственных чартерных программ: это Кушадасы, блоки мест на Крит, Ро­дос, Кос, в Болгарию, Хорватию, Грецию, Черногорию. Мы прода­ем операторские туры, в том числе с вылетами из Киева и Москвы, при этом учитываем и географию ком­пании, ведь наши филиалы находят­ся в городах от Бреста до Могилева. У нас свой автопарк, позволяющий предлагать собственные автобус­ные туры, и, безусловно, мы пред­лагаем отдых в Беларуси: санато­рии, базы отдыха, экскурсии, прием иностранных туристов. В послед­нее время мы уделяем внимание и медицинскому туризму. Нашим ме­неджерам сложно работать, по­скольку они должны знать все - это более 60 пакетов программ автобус­ных туров, чартерные программы, продукт российских и украинских операторов, белорусская санатор­ная база. Конечно, когда компания специализируется на чем-то одном - работать проще.

-   Зато риск больше...

-    Финансовая ситуация затро­нула все сферы услуг, и туризм не остался в стороне. Сейчас компании как никогда рассчитывают на мастерство и профессионализм ме­неджеров, которые умеют прода­вать все. И преимущество состо­ит в том, что компания «Топ-Тур» имеет свою валютную лицензию. Мы много времени уделяем под­готовке молодых специалистов. У нас сейчас проходят практику ре­бята из разных вузов. С ними инте­ресно общаться, искать общие точ­ки соприкосновения, сравнивать уровень подготовки. К сожалению, могу смело отметить, что раньше подготовка кадров была сильнее, нежели сегодня. Если у нас возни­кают вопросы по трудоустройству, то практикантов мы берем на ра­боту. Но перед этим они сдают два этапа тестирования - устное собе­седование и проверка знаний по программе «Мастер-Тур», с кото­рой работает наша компания. Не­давно маркетинговый отдел нашей компании ввел такое новшество - каждую неделю мы определяем лучший офис продаж и лучшего ме­неджера продаж. Ведь именно про­дажи говорят о профессионализме: все работают в равных условиях, но результат при этом разный. В конце рабочей недели лучший сотрудник получает корзину фруктов или сла­достей, а в конце сезона по итогам продаж ему начисляются приятные бонусы.

Можно создавать и продвигать что угодно, но если менеджеры не могут продать продукт, смысла в нем нет. Не буду отрицать, что в ны­нешнее трудное время продажи со­кратились - тем не менее они есть. И во многом благодаря работе ме­неджеров.

-     Кстати, о продукте. Какие к нему сейчас требования?

-   В свое время популярность шоп-туров в Польшу, Турцию, ОАЭ, Рос­сию и Украину резко упала. Нашим клиентам стало более интересно посмотреть саму страну, а не товар в ней. Поэтому стали создаваться авиапрограммы, чтобы время отпуска максимально посвятить отдыху. Па­раллельно, но не в таком большом количестве, мы создавали автобус­ные экскурсионные туры. Сегодня мы замечаем, что турист во многом изменился. Сработали новые техно­логии, интернет, которые дают тури­сту много дополнительной инфор­мации. Если раньше 90% туристов мало знали о стране следования, об отельной базе на отдыхе, то за по­следнее десятилетие информацион­ный бум изменил клиента. Сегодня в офис он приходит подготовленный, и если менеджер затрудняется от­ветить, галечный пляж у отеля или песчаный, то может выбрать другую компанию. Поэтому важно иметь в штате профессиональных менедже­ров, которые смогут ответить на лю­бой вопрос клиента. Более того, ту­рист стал более требовательным, ожидая от путешествия удобств и комфорта.

-    С учетом того, что изменился турист, изменилась ли специфи­ка рекламных туров?

-     Безусловно, мы стали больше внимания уделять подробностям инфраструктуры, которые могут за­интересовать нашего клиента. На протяжении многих лет наша компа­ния организует для своих менедже­ров и турагентов рекламные туры, чтобы они видели продукт, который им предстоит продать. Если речь идет об авиатурах, то нужно хорошо знать отели, с которыми мы работа­ем. На прошлой неделе, например, закончился рекламный тур в Кушадасы. Поскольку это одно из стра­тегических направлений компании «Топ-Тур», то все менеджеры обяза­ны знать всю отельную базу Кушадасов и Турции в целом. В этом году новинкой тура стало посещение Коса и Родоса - менеджеры увидели и острова Греции. Были отдельные рекламники в Болгарию, Грецию. Когда крупные российские опера­торы организовывают рекламные туры, мы также стараемся отпра­вить своих менеджеров, чтобы они знали отельную базу наших коллег по бизнесу, поскольку мы их тоже продаем. Мы организуем автобус­ные туры рекламного плана для ме­неджеров и турагентов, чтобы они видели технологию организации по­добных туров. Здесь есть своя спе­цифика. Если в авиатуре важны пе­релет, трансфер, курорт и отель, то автобусный - это калейдоскоп горо­дов на маршруте, туристы меняют несколько отелей, у них насыщен­ная экскурсионная программа. При этом должно хватить времени на все - при разумном сочетании по­знавательных целей и отдыха. Ино­гда объяснить это, сидя в кабинете, сложно. А когда знаешь суть дела изнутри, тогда легче работать с кли­ентом.

-     Какой вид отдыха в нынеш­нем нелегком сезоне может стать приоритетным?

-     Сегодня независимо от того, бюджетный ли это автобусный или дорогой авиатур, все сводится к курсу доллара или евро, который меняется каждый день. Одна ка­тегория туристов останется, по­скольку у них есть достаточно на­коплений, и отказать себе и своим детям в отдыхе они не захотят. А другие - подумают, стоит ли тра­тить деньги на отдых в сложившей­ся ситуации или же сделать паузу. Сегодня, если это еще возможно, турфирмы пойдут на сокращение блоков мест, будут объединять­ся, чтобы не сорвать отпуск тем, кто его уже оплатил. А пока ана­лиз рынка показывает, что лидеры продаж сезона 2011 года - Турция, Греция, Болгария.

-     Отдых в Беларуси также не может стать альтернативой.

-     Более того, наши санатории и базы отдыха заполнены и проданы начиная с февраля. К весенней вы­ставке мест в санаториях уже прак­тически не было. У нас большой блок мест в белорусских санато­риях и на оздоровительных базах, но все они уже загружены до сен­тября. Санаториям тоже надо вы­полнять план по загрузке, поэтому они самостоятельно активизиру­ют продажи и выходят не только на белорусские турфирмы, но и на российский рынок, который может обеспечить им поток туристов не только в сезон, но и в межсезонье, которое длится намного дольше.

В любой ситуации всегда есть выход, он будет найден и в сезоне 2011 года.

Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8