https://www.traditionrolex.com/8
<p>Напомним, что в прошлом номере газеты «Туризм и отдых» Владимир Булатов, директор туристической компании «Весь мир», выступил с предложениями по продвижению национального белорусского турпродукта за рубежом. Оживленная дискуссия на эту тему развернулась на сайте газеты. Лейтмотив полемики – могут ли все-таки бизнес и государство объединиться для продвижения Беларуси за рубежом.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

Напомним, что в прошлом номере газеты «Туризм и отдых» Владимир Булатов, директор туристической компании «Весь мир», председатель Ассоциации туристических агентств при Союзе предпринима-телей и нанимателей
им. Кунявского, выступил с предложениями по продвижению национального белорусского турпродукта за рубежом. Оживленная дискуссия на эту тему развернулась на сайте газеты. Лейтмотив полемики – могут ли все-таки бизнес и государство объединиться для продвижения Беларуси за рубежом.

План действий, предложенный Владимиром Булатовым, касается специальной государственной программы «Маркетинг туристических услуг». Чтобы четко выстроить стратегию эффективного маркетинга в туризме, Владимир Булатов считает нужным, во-первых, провести научно-практическую конференцию с изданием материалов по теме «Въездной туризм». К участию в конференции, по мнению Владимира Булатова, необходимо пригласить представителей турбизнеса, преподавателей туризма и студентов.

По поводу целесообразности данного мероприятия мнения разделились. С одной стороны, Вячеслав Чернов, директор Национального агентства по туризму, отметил, что конференция и издание стоят денег, и круглый стол с участием специалистов турбизнеса мог бы стать более эффективным форматом. На взгляд же Владимира Булатова, много средств данное мероприятие не потребовало бы, но дало возможность привлечь молодежь с нетривиальными идеями. В свою очередь Александр Белый, историк, владелец агроусадьбы «Марцінова Гусь», высказался за создание на конференции рабочих секций, которые были бы полезнее для практиков турбизнеса, чем издание сборника материалов, предложив, для примера, следующие названия: «Материальная инфраструктура туризма», «Локальные и региональные туристические объекты, создание маршрутов и туристических регионов, фестивалей», «Туризм по направлениям въезда», «Сувениры, путеводители, страноведческая литература». В перспективе данные секции могли бы перерасти в постоянно действующие рабочие группы, но очень важно заранее оговорить их задачи.

Это предложение согласуется со вторым пунктом плана, предложенного Владимиром Булатовым. На его взгляд, очень важно во время разработки маркетинговой политики больше привлекать в качестве экспертов специалистов по приему иностранных туристов. Для примера были названы имена, широко известные в турбизнесе: Галина Потаева, Валерия Клицунова, Мира Баран, Лариса Хмельницкая, Марина Кондрашова, Игорь Чернозипунников. В качестве экспертов, считает Владимир Булатов, можно использовать и тех владельцев агроусадеб, которые с нуля создали турпродукт и успешно продвигают свой край. Каких-либо возражений этот пункт не встретил.

Третьим пунктом своего плана Владимир Булатов рекомендовал представителям Министерства спорта и туризма чаще выступать с планами на сайте TIO.BY, но, по мнению Вячеслава Чернова, рубрика «Официально» на портале пополняется регулярно.

Рекомендация изучить опыт Литовской Республики по продвижению турпродукта, озвученная в четвертом пункте, также была прокомментирована Вячеславом Черновым. «Не поверите – изучается, и не только Литвы, однако условия, согласитесь, разные, – написал он. – Что-то можно позаимствовать, что-то надо видоизменять, что-то нам просто не подходит. Из последнего – туристическая полиция и драконовские штрафы за проведение экскурсий вне установленного порядка».

Последний пункт плана, предложенного Владимиром Булатовым, касался туристско-информационных центров за рубежом и также получил живой отклик читателей. На взгляд Владимира Булатова, государству не стоит тратиться на подобные учреждения, так как в сегодняшних реалиях они неэффективны и затраты на их содержание превысят доходы. В ответ Вячеслав Чернов резонно заметил, что туристско-информационные центры за рубежом не финансируются за счет государства, они создаются на основе договоров с субъектами туристической деятельности. Александр Белый, в свою очередь, отметил, что государству не следует привлекать к разработке туристического бренда страны британских специалистов: необходимо «думать самим, причем вслух, публично».

Безусловно, уже само наличие диалога между представителями бизнес-кругов и властных структур не может не радовать. Несмотря на отсутствие комментариев со стороны Министерства спорта и туризма, участие в беседе Вячеслава Чернова показывает, что мнение экспертов туристической отрасли не остается незамеченным. В то же время нельзя не отметить, что 20 комментариев при более чем 740 просмотрах – это капля в море. Не многие профессионалы оказались готовы высказать свое мнение по вопросам, поднятым Владимиром Булатовым. А между тем совместное обсуждение проблем – первый шаг на пути их решения. «Хотелось бы как-то начинать диалог, только результативный», – заметил один из участников дискуссии и даже выразил готовность составить коллективное письмо в адрес министерства спорта и туризма. Так что турфирмы, с одной стороны, заинтересованы в совместной работе с властями, с другой – достаточно пассивны даже на этапе начального обсуждения. Профессионалы не раз справедливо замечали, что одна турфирма не сможет продвинуть на зарубежный рынок целую страну. Но тут возникает резонный вопрос: могут ли они работать вместе с государством для достижения этой цели? Или свою задачу специалисты видят только в том, чтобы критиковать неверные шаги властей по факту их свершения?

Остается надеяться, что инициатива Владимира Булатова в конечном итоге все-таки обернется реальным диалогом между бизнесом и государством, с помощью которого будет выработана стратегия продвижения Беларуси, в равной степени устраивающая обе стороны.

https://www.traditionrolex.com/8