В этом году традиционный Битлз-фестиваль в Ливерпуле собрал 70 групп из 20 стран мира. Минская группа The Apples участвовала в фестивале впервые, но, что сразу отметили завсегдатаи музыкального события, была удостоена чести играть в знаменитом The Cavern Club, где в свое время начинала карьеру «ливерпульская четверка». О том, как встречала белорусских исполнителей требовательная публика, что в конце лета в городе делала сестра Джона Леннона и как звучат песни «Битлз» в исполнении японцев, мы беседуем с инициатором поездки The Apples в Ливерпуль, председателем витебского Beatles Club и создателем популярного в городе клуба «Чердачок» Гариком ОГАНДЖАНЯНОМ.
– Гарик, расскажите, с чего начиналась ваша поездка в Ливерпуль? Сложно ли попасть на фестиваль такого уровня?
– Я всегда мечтал съездить в Ливерпуль. Все началось с того, что в прошлом году я услышал выступление The Apples на Битлз-фестивале в Минске. Мне понравилась группа, и я пригласил ребят приехать в Витебск и спеть в «Чердачке». Они приняли приглашение, и в течение этого года выступали у нас уже четыре раза. Спустя полгода я предложил ребятам поучаствовать в Битлз-фестивале, который проходит в Ливерпуле 27-й год подряд. Получив согласие, написал письмо организаторам фестиваля, выслал портфолио группы с демо-версиями, видеороликами, фотографиями и биографией. А через какое-то время нам пришло приглашение на участие в фестивале, куда мы поехали всемером: я, мой брат, переводчик и четверо ребят из The Apples. В течение полугода мы оформляли документы и прошли очень долгий путь, прежде чем нам поставили визы в паспорте.
– Были проблемы с оформлением визы?
– Да, были. Первый раз нам вообще отказали в выдаче визы. Но во второй раз все прошло удачно.
– Стал ли фестиваль успешным для The Apples?
– Да. Группа была одной из лучших среди 70 участников из 20 стран мира. К слову, в этом году мы были единственными из стран СНГ. Много исполнителей представили Англия, Италия, Испания, Аргентина, Бразилия, выступали даже японцы.
– Интересно, как звучат песни «Битлз» в исполнении японцев…
– Кстати, они выступали не очень хорошо. В основном группы исполняли классических «Битлз», но были и интерпретации. Вообще фестиваль проходил не на конкурсной основе, без присуждения мест, зато были зрительские симпатии. Ребята дали 10 концертов, и в конце каждого выступления люди с восторгом подходили, жали руки, спрашивали, откуда мы. Что удивительно, однажды к нам подошли двое пожилых людей, лет по 70. Они оказались коренными ливерпульцами и ходили в «Каверну» с 60-х годов, когда в клубе еще выступали «Битлз». Они признались, что с тех пор еще ни одной группе не удавалось настолько полно передать атмосферу того времени, как The Apples. Преимущество наших музыкантов было в том, что они молодые. А в те годы «Битлз» тоже были 18–20-летними мальчишками. В основном же участниками фестиваля были взрослые – от 30 лет и старше. Многие исполнители играли лучше с точки зрения профессионализма, но только The Apples удалось передать дух молодых битлов. Кстати, после первого концерта неожиданно появился Михаил Ширвиндт со своей съемочной группой. Они снимали сюжет о Ливерпуле для передачи «Хочу знать!». В «Каверне» они засняли наших ребят. Через месяц программа выйдет в эфир.
– В каком формате проходил фестиваль?
– Он проходил в непривычной для меня форме. Я привык, что фестиваль – это сцена, куда один за другим поднимаются исполнители. В Ливерпуле работает множество клубов, и в нескольких наиболее известных и проходил фестиваль. Концерты начинались в 12 дня и заканчивались в час ночи. Причем платным вход в клуб становился только в восемь вечера и стоил 15 фунтов. Каждые 45 минут на сцену выходили разные группы.
– Как распределялись исполнители по клубам? Выступление в «Каверне» – это удача?
– Да, график выступлений составлялся организаторами заранее. За несколько месяцев до фестиваля мы знали, где, когда и во сколько будем выступать. Потом у каждого клуба были выставлены афиши для туристов. Ну а с клубом нам действительно повезло. Одна чешская группа призналась, что ждала выступления в «Каверне» 15 лет. А мы попали туда с первого раза. Более того, одними из первых открывали фестиваль.
– В программу фестиваля входили только концерты?
– Не совсем. Например, в один из дней в гостинице Adelphi была огромная ярмарка вещей, связанных с «Битлз». Кроме сувениров, там были и раритетные вещи 60-х годов, которые среди фанатов теперь имеют большую ценность. Так, пластмассовая игрушечная гитара с изображением «Битлз», купленная в магазине в то время, стоила 250–300 фунтов, а это порядка 500 долларов. Одновременно в залах отеля проходили конференции, выставки, просмотры фильмов. Было много знаменитостей. Мне даже посчастливилось сфотографироваться с сестрой Джона Леннона Джулией Бейрд, которая приехала с презентацией собственной книги о брате. Был в Ливерпуле и Хантер Дэвис, написавший «Авторизованную биографию «Битлз». С этой книгой я вырос.
– Как слушатели относились к тому, что понравившаяся им группа из Беларуси?
– К сожалению, многие не представляли, что это за страна такая. На ответ: «We are from Belarus», – звучало восклицание типа: «Oh, Serbia!» Тогда мы начинали объяснять, где географически находится Беларусь. Ну а если совсем не понимали, то приходилось говорить: «Russia». Кажется, в Ливерпуле царит совершенно другой мир, но мир хороший, добрый, комфортный, где хочется жить.
– В городе по-прежнему царит атмосфера молодых «Битлз»?
– Я представлял, что Ливерпуль пропитан творчеством «Битлз», но чтобы настолько… Куда бы ты ни попал, везде есть напоминание о знаменитой четверке. Благодаря «Битлз» город стал всемирно известным. Конечно, здесь есть и большой футбол, но это уже другой разговор. Туризм в городе держится на музыкальном бренде – постоянно огромный наплыв туристов, особенно по выходным. Что удивительно – полиция там никого не трогает. Она понимает, что люди отдыхают. В один из дней на улице был большой концерт, люди сидели на полянках, а полицейские ходили между ними и раздавали пакеты для мусора. Удивительно, как в Англии все скромно и просто. Пабы построены из природных материалов, внутри в основном все из дерева, от времени старого, потертого. И никто не старается эту старину скрасить, заменить на новое, как это часто бывает у нас. Зато когда дело касается кухни, то все блюда приготовлены мастерски. А еще в Ливерпуле культ пива. Причем вечером в основном отдыхают взрослые люди – 50–60 лет. Наша молодежь так не развлекается! Они танцуют, веселятся – такие, знаете, люди без возраста. А сходить там есть куда. Круглый год один за другим в Ливерпуле проходят фестивали. Битлз-фестиваль закончился, а в сентябре уже начинался фестиваль Food&Drink. Я уже не говорю о музеях и галереях, в которых постоянно бурлит жизнь.
– Как давно вы увлекаетесь творчеством «Битлз»?
– Интерес к группе привил двоюродный брат, который десятью годами старше меня. Тогда песни «Битлз» слушали еще на бобинах. Я был в четвертом или пятом классе – с тех пор не перестаю слушать эту группу.
– Во что вылилось увлечение группой?
– В создание «Битлз-клуба». «Чердачок» был местом, где собирались наши друзья, играли музыканты. Когда количество людей выросло, мы зарегистрировали клуб как ОО «Витебское творческое общественное объединение «Битлз-клуб». И в Беларуси аналогов этому клубу нет. Кстати, в Ливерпуль мы тоже ездили от организации, и это сыграло свою роль. «Чердачку» уже десять лет, а «Битлз-клубу» – четыре, и сейчас в нем состоит порядка 500 человек, причем не только из Витебска. Вступить в «Битлз-клуб» может любой. Для этого надо уплатить вступительный взнос – раньше это было 1,5 базовой величины, теперь, возможно, сумма изменится.
– Даже в Минске говорят о том, что в витебский «Чердачок» сложно попасть. Можно сказать, что клуб стал одним из символов города?
– Конечно. Мы работаем и на имидж Витебска. Среди музыкальной публики Витебск уже ассоциируется с «Чердачком», ведь у нас выступает много стильных музыкантов. Рейтинг клуба особенно вырос после того, как там выступил Борис Гребенщиков и прошел первый в Витебске Битлз-фест Ob-la-ki, Ob-la-ka. Кстати, это тоже была спонтанная идея. Сложно сказать, сможем ли мы в этой экономической ситуации сделать фестиваль ежегодным – без спонсоров, какой бы то ни было поддержки организовать его было очень сложно. Хотя дело продолжить хотелось бы. В Ливерпуле я увидел, что фестивали там проходят очень просто – группы приезжают и выступают на площадках. Это не грандиозный, требующий огромных затрат «Славянский базар».
– На ваш взгляд, Витебск – хорошее место, чтобы поддерживать культуру «Битлз»?
– Здесь это делать довольно сложно. Нет такой большой публики, как, скажем, в Минске. Но за эти годы мы привили интерес к «Битлз» молодежи. Процесс пошел. Старое поколение ностальгирует о прошлом, молодежь идет вперед и поддерживает хороший музыкальный вкус.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото из личного архива Гарика ОГАНДЖАНЯНА