https://www.traditionrolex.com/8
<p>Региональные турфирмы, работающие на внутреннем рынке, обеспокоены  тем, что в замковых комплексах Мира и Несвижа их клиентам не всегда  вовремя могут предоставить экскурсионное обслуживание.</p>

Яна ШИДЛОВСКАЯ

Региональные турфирмы, работающие на внутреннем рынке, обеспокоены тем, что в замковых комплексах Мира и Несвижа их клиентам не всегда вовремя могут предоставить экскурсионное обслуживание.

Маршруты в Мир и Несвиж, пользуются особой популярностью – экскурсии охотно заказывают организации, быстро заполняются рейсы и для индивидуальных туристов. Однако в последнее время заказать экскурсовода в замках стало не столько хлопотно, сколько проблематично. «У нас принимают заявку на экскурсионное обслуживание и заносят в лист ожидания и в лучшем случае могут перезвонить через месяц–полтора, – говорит заместитель директора витебской компании «ЛиС-Тур» Наталья Ахтариева. – При этом наши экскурсоводы не имеют права проводить экскурсию в стенах замка. Поэтому перед поездкой мы стали предупреждать туристов, что экскурсовода в замке может не быть. И как заказчики, рассчитывающие на полный пакет услуг, они имеют право возмутиться. К сожалению, это проблема не только нашей компании – с подобными вопросами сталкиваются многие наши коллеги». Таким образом, отправляясь на экскурсию в Мир – Несвиж, турист на руках имеет входные билеты в музей и на прилегающую к замкам территорию, но остается без гарантии на экскурсионное обслуживание. Музейные сотрудники в свою очередь не довольны тем, что многие турфирмы записываются впрок, еще не имея собранной группы, в результате чего приходится отказывать компаниям, действительно нуждающимся в экскурсоводе.

В Мирском замке проблему связывают с чрезмерной загрузкой комплекса в день, когда у большинства жителей страны выходной. «У нас огромный ажиотаж на субботу, – в интервью корреспонденту «ТиО» пояснила заведующая сектором по экскурсионной работе замкового комплекса «Мир» Людмила Прокопенко. – Естественно, всю страну мы обслужить не можем. Учитывая спрос, мы ввели предварительную запись. Места заполняются быстро – так, 1 сентября мы записывали группы на конец месяца. Поэтому очередь образуется только на субботу, в остальные дни у нас свободно». Собеседница искренне удивилась жалобе витебских турфирм: по ее словам, к группам из дальних областей, учитывая расстояние, в музее стараются относиться очень внимательно.  

На сегодняшний день экскурсии по замку могут проводить 13 человек, включая аттестованных экскурсоводов и научных сотрудников. При составлении штатного расписания была определена пропускная способность замка, согласно которой в день музейные сотрудники могут обслужить 20 организованных групп. С открытием Северного корпуса Мирского замка по субботам эта норма нередко нарушается. Так, исходя из статистики, 20 августа были приняты 22 туристические группы, всего же в этот день Мирский замок посетило порядка двух с половиной тысяч туристов.  Музей при этом работает с 10.00 до 18.00, а продолжительность экскурсии по Северному корпусу, Юго-Западной башне с церковью-усыпальницей составляет полтора часа каждая. На просьбу турфирм привлекать собственных экскурсоводов в Мирском замке смотрят отрицательно. «Я не раз просила турфирмы подождать, дать встать на ноги – мы ведь недавно открылись, – продолжает Людмила Прокопенко. – У нас работают молодые специалисты, но их пока не хватает. Пройдет год–два, и профессионалов будет значительно больше. Мы не можем разрешить чужим экскурсоводам проводить экскурсии по замку по нескольким причинам. Во-первых, сегодня никто не хочет отдавать свой хлеб, во-вторых, наши экскурсоводы гораздо лучше знают музейную экспозицию и наверняка предоставят достоверную информацию. Недавно, например, туристы по наводке экскурсовода искали в Мире казачье кладбище!» Проблематичным пока остается и экскурсионное обслуживание иностранцев – среди музейных экскурсоводов нет специалистов, владеющих иностранными языками. Поэтому заказать экскурсию группе из-за рубежа можно при наличии собственного переводчика.

Штат экскурсоводов в Несвижском замке значительно увеличился  в августе этого года – с 6 до 15 человек. Кроме того, экскурсии по объекту могут проводить еще восемь научных сотрудников музея-заповедника. Тем не менее по субботам Несвиж сталкивается с той же проблемой, что и Мир. К тому же пропускная способность бывшей резиденции Радзивиллов гораздо меньше, чем Святополк-Мирских. На сегодняшний день для туристов открыт первый пусковой корпус – а это лишь пятая часть объекта. Второй пусковой корпус готовят к сдаче, а открытие перенесено на конец года. Тогда в музее ожидается пополнение штата сотрудников, в том числе и экскурсоводов. «Первый пусковой корпус имеет малую пропускную способность, – рассказала заместитель директора организации «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» Наталья Жерко. – Согласно пожарным нормам, двум группам в зале находиться нельзя. Поэтому группы идут одна за другой, и приходится немного ждать. Но это технические моменты, которые нельзя опустить. Этот период тяжелый и для нас, и для приезжих групп. С открытием новых залов потоки туристов распределятся». По словам музейных сотрудников, интерес к замку значительно увеличился – по сравнению с прошлым годом объем оказанных услуг вырос на 130%. «В основном группы приезжают в субботу, и запись порой ведется на два месяца вперед, – говорит Наталья. – Но, согласно закону о музеях, экскурсии по экспозиции могут проводить только наши сотрудники. Все приезжие гиды проводят экскурсии по городу, но заходя в музейные залы, они теряют свои полномочия. Мы пока не получали жалоб – у кого была предварительная запись, и кто прибыл без опоздания, проблем нет. Мы всегда просим сопровождающих группу предупреждать об опозданиях. В остальных случаях по внутреннему музейному распорядку на ожидание группы, задерживающейся в пути, отведено 15 минут».

Одним из выходов из сложившейся ситуации с нехваткой экскурсоводов может послужить использование технических средств, в том числе аудио-гидов. Как оказалось, в Мирском замке имеются аудио-гиды – в свое время для туристов было закуплено порядка 150 трубок. Пока в них закачена информация об экспозиции Юго-Западной башни: получив трубку, турист идет в зал, нажимает комбинацию цифр, указанную на экспонате, и получает информацию на любом из трех языков – белорусском, русском либо английском. Стоимость услуги – десять тысяч рублей. Аудио-гиды для Северного корпуса пока не используются. Если закачать информацию в аудио-гид не сложно, то на ее подготовку может уйти некоторое время: пока текст находится в разработке, а переводчиков на другие языки, а также актера, который бы его озвучил, еще предстоит найти.

Услуга аудио-гидов в Несвижском замке появится с открытием нового корпуса. В планах музея-заповедника – прокат аппаратуры у частной компании, сотрудники которой помимо аренды помогут  технически освоить аудио-гиды. На данный момент между музеем и арендатором идут переговоры, в ходе которых обсуждаются условия сотрудничества.

Главное, чтобы они не затянулись, а музеи и турфирмы нашли удобную форму сотрудничества, позволяющую обеим сторонам предоставлять клиентам полный объем услуг. Иначе может произойти обратный эффект: как оказалось, в отдельных турфирмах Витебска клиентам советуют отказаться от поездки, выбрав взамен другой экскурсионный маршрут.  

https://www.traditionrolex.com/8