Интернет поставляет турфирмам до 50% клиентов
Валентина ПЛЫТКЕВИЧ
Жили-были директор и его фирма.
И родился у них сайт.
И жили они долго и счастливо.
Притча
Вместе с ростом популярности интернета процесс выбора отдыха для многих стал сопровождаться поисками по сетевым ресурсам, просмотрами сайтов турфирм, фотографий, описаний курортов, отелей, отзывов - всего того, что в конечном счете приводит к решению, куда и через кого ехать. О возможностях и преимуществах интернета сегодня знают все. Необходимость присутствия во всемирной "паутине" давно осознало и большинство руководителей туристических фирм. Безусловно, основной формой такого присутствия является собственный интернет-сайт.
Сайт компании - это ее лицо в интернете. От того, понравится ли оно посетителю, во многом зависит, обратится он в фирму как клиент или нет. Поэтому на интернет-странице важно не просто поместить актуальную информацию, а подать ее так, чтобы из всего многообразия ресурсов сети клиент выбрал ваш и позвонил именно вам. Ведь если в реальном мире от офиса одной турфирмы до другой нужно преодолеть некоторое расстояние, то в интернете от сайта конкурента посетителя отделяет всего один щелчок мышью. Прежде всего, сайт должен содержать полную информацию о фирме с адресом, иногда и со схемой проезда - это так называемые "сайты-визитки". Уместным будет также размещение какой-либо страноведческой и справочной туристической информации по туризму, но самое главное - это присутствие свежих предложений по турам.
На качественных и разрекламированных сайтах белорусских турфирм регистрируется до 4 000 просмотров страниц за день. Конечно, стопроцентно доверять рейтингам не стоит, ведь они не всегда объективны, да и не совсем совершенны по техническим причинам. По версии рейтинга сайтов от "Акавиты", который является наиболее авторитетным в байнете, самыми посещаемыми на 1.09.09 являются сайты белорусских туристических компаний: "Алатан Тур" (2270 просмотров), "ТОП-ТУР" (2016), "Вояжтур" (1851), "Ростинг" (1446), "Экотур-6" (1254).
Популярный сайт туроператора "АлатанТур" производит неплохое впечатление: здесь можно найти всю необходимую информацию для путешествия, заказать туры, билеты, забронировать отели и даже автомобиль. Очень функционален сайт туроператора "ВЛП", где непосредственно с титульной страницы обеспечивается доступ ко всей актуальной информации. Структура контента весьма удобна, и для того, чтобы найти необходимые сведения, скажем, об отелях конкретной страны, тратить много сил не приходится. По дизайну на первое место я бы поставила сайт компании "ВояжТур". Впрочем, дизайн, как вы сами понимаете, не самое главное, но и в плане удобства пользования здесь все в порядке: на сайте нет ничего лишнего, удобная навигация, читабельный текст и заметные ссылки. На сайте есть раздел, который позволяет сотрудникам агентства из разных филиалов в режиме реального времени отслеживать базу имеющихся в наличии туров, внесенную клиентами оплату за услуги. Есть только одно несоответствие: в разделе "Визы" вместо заявленной информации размещены специальные предложения.
Чтобы получить нечто действительно полезное и эффективное, сайту нужно посвятить немало времени. И этот труд отнюдь не заканчивается с завершением разработки интерфейса - сайт необходимо регулярно обновлять, развивать, рекламировать и продвигать, иначе деньги на его создание окажутся выброшенными на ветер. Его наполнение и поддержание в рабочем состоянии - задача достаточно трудоемкая, и если разделы о компании, страноведческая и всякого рода справочная информация требуют разового оформления с необходимостью редких изменений, то сведения о предложениях компании должны обновляться постоянно: согласитесь, если турист видит на сайте в марте новогодние предложения или пытается заказать туры, которые либо устарели, либо забронированы, это работает против турфирмы. Сайт обязательно должен производить впечатление живого и регулярно обновляемого. Для этого многие фирмы размещают на главной странице новостную колонку - даже если меняется только новость на главной странице, посетитель видит, что за сайтом следят, и считает, что вся представленная здесь информация актуальна. Большая проблема, с которой сталкиваются десятки туристических агентств, это невозможность оперативно отразить на своих сайтах огромный объем спецпредложений, постоянно получаемых от туроператоров. Самым простым решением в данном случае является регулярное размещение предложений операторов на сайте турагентства в том виде, в каком они приходят от оператора - в форматах Word и Excel.
Несколько слов о типичных недоработках. Одна из самых распространенных - "мертвые" ссылки. Например, среди предложений, рассортированных по видам отдыха, на некоторых страничках красуются "туры выходного дня", хотя здесь уже давно не представлено ни одного предложения. Довольно часто происходит так, что заявка, пришедшая на адрес электронной почты от посетителя сайта, остается без ответа со стороны менеджеров турфирмы. Причины могут быть различными: кто-то понадеялся, что ответит другой сотрудник, кто-то не смог ответить сразу, а потом махнул рукой, кто-то просто забыл и т.д. А итог всегда один: сокращение количества заявок, идущих через интернет. Поэтому если на сайте предполагается получение заявок от посетителей, нельзя оставлять без внимания ни одну из них - те, кто уже привык использовать интернет как средство поиска информации или совершать покупки в интернет-магазинах, не вернутся на "неотзывчивый" сайт и не станут клиентами компании, которая ответила на запрос с большим опозданием или вовсе его проигнорировала, надеясь, что клиент перезвонит по телефону. К сожалению, очень мало представителей туристических компаний задаются вопросами "юзабилити", то есть удобства пользования сайтом. Конечно, грамотное построение интерфейса сайта, интуитивно понятного посетителям, стоит недешево, но оно может существенно увеличить количество покупателей, приходящих из интернет-пространства. На многих сайтах явно переусердствовали и с рекламными баннерами и блоками. Нужно ли такое огромное их количество прямо на главной странице? Иногда в первые минуты чувствуешь себя растерянным - такая "каша" из многочисленных ссылок, картинок, баннеров, "миганий" возникает перед глазами.
И все же туристический сегмент байнета не может не радовать своей динамикой роста. Активному пользователю есть к чему обратиться и из чего выбрать. Главное, чтобы создатели сайтов не забывали думать о реальных людях, их потребностях и запросах.
Комментарии
Игорь Зеленковский, "АлатанТур":
"50% клиентов обращается к нам после мониторинга информации в интернете: половина из них приходит через наш сайт, вторая - через туристические порталы. Однако пока у туристов еще нет доверия к заказу туров через интернет: забронировав тур на сайте, они все равно звонят в турагентство, чтобы убедиться, что все прошло нормально. Вообще на сайтах белорусских турфирм пока нет законченного онлайн-бронирования, т.е. полного цикла, включающего оплату. У нас на сайте бронирование частичное - заказ, сделанный в интернете, сохраняется определенное время, после которого тур надо оплатить в офисе. Есть и другой вид - свободная форма бронирования: в разделе "Подбор тура" клиент указывает, что приблизительно его интересует, и отправляет заявку, после чего работники турагентства предлагают ему возможные варианты. Мы уделяем сайту много внимания, но я считаю, что нужно еще больше. Например, новости компании обновляются постоянно, а вот форум у нас, к сожалению, малоактивный. Сайт - это наш виртуальный офис. Правда, пока не настолько виртуальный, как хотелось бы. А еще это тот же дом, которому нужен ежедневный уход. То крыльцо обвалилось - нужно починить, то краска облупилась - надо подкрасить. Также и с сайтом: то спам на форуме нужно удалить, то информацию обновить. Если не следить, то сайт, как и дом, развалится".
Дмитрий Платков, "ВЛП":
"Сайт нашей компании создан недавно. Поэтому посетителей, которые сами заходят на наш сайт, пока гораздо меньше, чем тех, которым мы советуем заглянуть туда после непосредственного обращения в офис. Если человек хочет больше узнать о месте, в которое он едет, то у нас он может почерпнуть необходимую информацию. И хотя сайт компании "ВЛП" еще заполнен не до конца, уже можно заметить, что здесь размещены несколько иные тексты, чем обычно в интернете. Мне бы хотелось, чтобы клиенты могли "путешествовать" по сайту. Конечно, он пока далек от совершенства, но мы работаем над уникальностью информации. И я, как директор, уделяю этому много внимания. Так же, как и работа компании, работа сайта рассчитана на конкретную целевую аудиторию. Наш клиент - не просто пляжный турист, а человек, отдыхающий активно и интересующийся новыми странами, традициями, культурой и достопримечательностями. Но достопримечательности в его понимании - это не общеизвестные вещи, а нечто необычное: он едет на отдых не с целью увидеть Эйфелеву башню, а, скажем, чтобы попасть на трюфелиную "охоту". Именно поэтому наполнение нашего сайта должно быть соответствующим - раскрывающим новые, неизвестные грани отдыха.
Из тех немногих сайтов белорусских туристических компаний, которые я посещал, могу отметить "Ростинг" - там основательно работают над виртуальным пространством, над технологичностью продаж в интернете".