https://www.traditionrolex.com/8
<p>Так получилось, что наше интервью с главой крупной греческой турфирмы  «Музенидис Трэвел» состоялось во Всемирный день туризма. Борис  Музенидис принял меня в своем офисе в Салониках вечером 27 сентября. В  День туризма мы говорили о взглядах крупного греческого бизнесмена на  прошедший сезон, греческий финансовый кризис, белорусский рынок, об  идеологии современного турбизнеса и отношении к конкурентам.</p>

Так получилось, что наше интервью с главой крупной греческой турфирмы «Музенидис Трэвел» состоялось во Всемирный день туризма. Борис Музенидис принял меня в своем офисе в Салониках вечером 27 сентября. В День туризма мы говорили о взглядах крупного греческого бизнесмена на прошедший сезон, греческий финансовый кризис, белорусский рынок, об идеологии современного турбизнеса и отношении к конкурентам.

IMG_6427

– Борис, каким для вашей компании был прошедший сезон?

– Поток российских, украинских и белорусских гостей увеличился приблизительно на 50%. В общей сложности за этот сезон компания «Музенидис Трэвел» приняла около 250 тысяч туристов. Это весь поток, включая туристов, гостивших на островах.

– На ваш взгляд, с чем связан такой рост?

– Конечно, немаловажным фактором оказались события в Египте, отток туристов с этого направления. Внутренний кризис в самой Греции тоже сыграл определенную  роль – в том смысле, что цены в наших гостиницах стали лояльнее. Поток туристов из некоторых стран немного уменьшился, поэтому появились пустые места в гостиницах. В целом, цена на греческие турпакеты снизилась на 10–20%. Стоимость отдыха в Греции этим летом была даже ниже, чем стоимость аналогичного отдыха в Турции. Вообще, кризис подтянул греков, мы в тонусе, мы стали больше работать. Ну, а общая тенденция греческого рынка – все более лояльное отношение к русскоязычным туристам и восточно-европейским рынкам.

– Почему?

– Тут глубокие причины. Можно, конечно, найти и политические, исторические аспекты, но есть и профессиональная подоплека. Главная причина в том, что в странах, где туризм является суперразвитой отраслью (речь идет о Германии, Англии), есть очень мощные фирмы. Что значит «мощные»? Это фирмы, которые имеют свои авиакомпании, отели, большие оборотные средства. Такие компании могут диктовать условия, определять политику, они везут своих туристов туда, куда им выгодно. В последние годы эти мощные фирмы явно повернулись в сторону Турции, Болгарии, Хорватии, они построили там свои гостиницы и сделали ставку на эти направления. Зато в Греции появилось больше места для восточных рынков, для русскоязычных туристов и фирм, работающих на соответствующие рынки.

– По ТВ постоянно показывают, что в Греции кризис, люди бастуют, кругом демонстрации…

– Речь идет о внутренних проблемах, о социальной, пенсионной политике. Все это никак не касается бизнеса и туризма. Туристы этого не видят и не чувствуют.

– Ну, вряд ли туристы ничего не видят и не чувствуют, когда переносятся вылеты, потому что бастуют авиадиспетчеры…

– Такое было всего лишь один раз, в прошлом году!..

– Но сегодня крупный греческий турбизнес может влиять на ситуацию, лоббировать  интересы  туризма?

– Да, в этом году к нашему мнению начали прислушиваться. Это обусловлено  тем, что Греция связывает свои экономические перспективы в первую очередь с туризмом.

– Борис, с какими компаниями конкурирует «Музенидис Трэвел»?

– Мне бы не хотелось называть конкретные фирмы, но очень серьезно заходят на наш рынок (в этом году мы это почувствовали!) турецкие игроки, большие российские компании. По сути, идет борьба на выживание, раскручивается демпинг. Я говорю в целом о направлении, об островном отдыхе в Греции, потому что в Халкидиках гостиничных номеров мало. В Халкидиках мы прочно заняли свою нишу, все хорошие гостиницы у нас в эксклюзиве. Зачем конкурентам головная боль?..

– А с чего вы начинали бизнес?

– С нуля. Я уехал из Грузии в 1992 году. В 1994 начал заниматься турбизнесом. Потому что надо было как-то жить и зарабатывать на семью. Мы посчитали, что выгодно заниматься туризмом, потому что в Греции хорошие пляжи и солнце. В то время на греческом направлении было много хороших игроков, в том числе из России – например, компании «Истлайн», «Интурист», «Бегемот». Сейчас уже все игроки новые.

– Вы предчувствовали, что достигнете таких высоких результатов?

– У нас очень феноменальная история. От недостатка опыта мы с первого дня стали самой крупной греческой фирмой. С 1995 года мы – «номер один», только мы не знали об этом. И вошли в рынок с очень низкими ценами. Если бы друзья не указали на ошибку, мы бы обанкротились. Только на втором, третьем году работы я понял, как надо делать этот бизнес. Кстати, в те времена вся Греция принимала только около 100 тысяч туристов. Инфраструктура была развита слабо. И греки абсолютно не были готовы к приему русскоязычных гостей. В ходу был немецкий стиль отдыха, такой западно-европейский подход. Теперь все по-другому.

– Вы хотите сказать, что теперь греческая инфраструктура подстраивается под требования российского рынка?

– Почти повсеместно.

– Вы имеете в виду сервис?

– Сервис, питание, наличие русскоязычного персонала.

– Какой сервис необходим русским, и в чем тут отличие от тех же немецких стандартов?

– Русские туристы более требовательны. Оператор оставляет немецкого туриста в гостинице, потом к концу отдыха прибывает автобус, и если турист опоздал – автобус уедет и самолет улетит. Русский турист хочет, чтобы представители туроператора всегда были рядом, каждый день. Он хочет тепла, поддержки и внимания. На мой взгляд, русскоязычный турист более достойный.

– Потому что направо и налево тратит деньги?

– Уже нет. Это было 10 лет назад. Теперь все считают деньги.

– А когда-то в Западной Европе русских не любили – не говорят по-английски, скандалят…

– Это было время «новых русских», которые ходили с золотыми цепями. Но это время быстро ушло.

– Тем не менее на первом месте по въезду в Грецию по-прежнему немецкие туристы?

– Да, потоки большие. Но каждый русскоязычный турист тратит в Греции в 2–3 раза больше денег, чем немецкий или английский. Русские оставляют хорошие деньги в гостиницах, в тавернах, на экскурсиях. Немцы отдыхают очень скромно. Зато россияне очень требовательны. Смотрят, например, чтобы номер был в идеальном порядке. Не дай Бог какую-нибудь пылинку увидят! Немцу все равно. И еще русские часто везут на отдых детей. Очевидно, Греция пошла по пути семейного отдыха. Семьи с детьми чувствуют себя здесь комфортно.

– А как обстоят дела с молодежным отдыхом?

– Не так сильно развит, все-таки доминирует отдых для состоявшихся людей. Причем многие приезжают на очень длительные сроки – месяц-два.

– Мы знаем, что «Музенидис Трэвел» – оператор номер один для русскоязычного рынка на Халкидиках. Каковы позиции компании на островах?

– В этом году мы лидировали по приему туристов на Крите.

– Крит – не Халкидики. Там конкуренты у вас достаточно сильные – «Натали Турс», «Тез Тур», и у них тоже в эксклюзиве свои отели…

– Я не хочу обсуждать позиции конкретных фирм. Да, на направлении есть серьезные игроки. Греция находится на втором-третьем месте в Европе по приему европейских туристов, а Крит имеет самую большую отельную базу в Греции. Естественно, есть большой интерес со стороны различных операторов… В общем, надо работать.

– Как в настоящее время развивается инфраструктура в Греции? Какими темпами идет инвестирование? Сказался ли кризис на соответствующих капиталовложениях?

– Мы ожидаем, что вот-вот, а именно, когда примут новые законы, будут сделаны очень серьезные вливания в греческую туристическую инфраструктуру.

– Сейчас у власти в стране социалисты. Это имеет какое-то значение?

– Для меня – нет.  Я политикой не занимаюсь. Об этом я заявил давно и принципиально. Мы озвучили свою позицию, чтобы нас не мучили. Потому что мы достаточно влиятельны и могли бы вмешаться в обстановку. Может быть, потому что мы держим нейтралитет, для «Музенидис Трэвел» везде зеленый свет.

– Перейдем к «белорусским вопросам». Континентальная Греция, отдых на полуострове Халкидики является для нас уже очень раскрученным направлением. Но практически каждый год из Минска появляется какой-нибудь новый чартер на острова. Нет ли у вас ощущения, что мода сместилась?

– Не думаю. У каждого продукта есть плюсы и минусы. Острова имеют свою прелесть, но на популярность Халкидиков это не влияет. Разнообразие продукта на любом рынке означает одно – фирмы хотят показать свои возможности, хотят предложить что-то новое, эксклюзив. От этих процессов всегда выигрывает турист. Но не будем забывать, что именно острова в Греции обладают самой большой отельной базой – больше всего отелей на Крите, потом идет Родос, и только третье место занимают Халкидики.

– Что вы думаете о Беларуси?

– Я не знаю, испорчу ли я вам настроение или наоборот, но я очень большой сторонник Лукашенко. Может быть, потому что я выходец из СССР, ощущаю ностальгию по тем временам. Я был в Минске, и мне все понравилось. Впрочем, это глубокий политический вопрос, лучше его оставить.

– Вы ведь были заказчиком минского рейса в Салоники с самого начала?

– Да. Видимо, у меня любовь к белорусскому рынку. Я начинал раскручивать этот рынок как  хобби. Впрочем, минский чартер и сейчас является моим хобби.

– То есть по минскому чартеру вы работаете «в ноль»?

– Может быть, иногда и в убыток… Но это нормально. Очень симпатичны мне ваши туристы, и я радуюсь, когда они довольны.

– И сколько можно работать в ноль или в убыток? Каков ваш расчет?

– У меня своя логика бизнеса. Я считаю, что главный наш продукт – это человек. Человек – живое существо, он все понимает, иногда болеет, теряет документы, хочет отдыхать подешевле. Если учитывать все и относиться к человеку по-человечески, то есть  понимать свой продукт, – финансовая отдача обязательно будет. На этом я построил идеологию компании «Музенидис Трэвел». И я вижу, что эта идеология себя оправдывает.

– Сезон был плохой для Беларуси. Не было валюты в свободной продаже, не было настроения у туристов и операторов, и все-таки белорусский рынок у вашей компании количественно прибавил. Как это объяснить?

– Да, я чувствовал большое напряжение с белорусской стороны. Операторы в начале сезона сильно нервничали. Некоторые даже предлагали остановить рейсы. Но я принял политическое решение – ни в коем случае не останавливаться, а наоборот, добавить рейсов. Я сказал: «Не волнуйтесь, если что – буду дотировать!» И время показало, что я был прав. Белорусские фирмы очень довольны, они успешно отработали сезон. Если бы мы остановились, наверстывать было бы очень трудно.

– Все знают, что Борис Музенидис каждый год «выбрасывает» на белорусский рынок много бонусов – виза в подарок, третий билет бесплатно и тому подобное. Это политика?

– Да, это политика. Я вижу, что белорусский рынок на Греции растет. Мы растем вместе с ним, развиваем направление, вкладываем, хотим сделать определенные объемы. Полагаю, мы будем находиться в процессе роста еще года 2–3. А, как известно, фирма начинает зарабатывать, когда уменьшает объемы и обороты. Думаю, еще года два-три – и будем зарабатывать. А может быть, и больше времени понадобится. Зимой планируем открыть свои офисы во всех областных городах Беларуси. В России у компании уже около 50 представительств. В Беларуси также будем расширять присутствие. Кроме того, поставим несколько рейсов на нынешний Новый год.

– Такое ощущение, будто постоянно что-то мешает вам сделать рейс на Салоники круглогодичным…

– В этом году обязательно организовали бы круглогодичную цепочку. Но немного все же испугал кризис в Греции и нестабильность в Беларуси. Надеюсь, на следующий год останавливаться осенью не будем, сделаем рейс регулярным.

– Вы довольны тем, как ваши интересы представлены в Беларуси?

–  Абсолютно!

– Вы сами принимаете все решения?

– У нас много директоров, в управлении компании человек 15–20. Если надо принять стратегическое решение, я  зову их к себе, советуюсь, они имеют на меня большое влияние. Но окончательное решение принимаю только я.

– Несколько лет назад наши операторы готовы были поставить еще одну чартерную цепочку на Салоники, опираясь на сотрудничество с другим греческим туроператором – компанией «Вилар турс». Пыталась ли компания «Музенидис Трэвел» предотвратить появление «альтернативной» цепочки?

– Мы предлагаем свой продукт. Основа нашего бизнеса и нашей идеологии – сервис. И только так мы смогли завоевать рынок. Выдавливать кого-то, вести борьбу – это невыгодно и уже давно немодно. Самое интересное, что мы знали об этом еще 15 лет назад. Тогда это было эксклюзивно, и мало кто это понимал. Мы пережили многое – кризисы, визовые проблемы. Но весь ход бизнеса, все развитие ситуации показали, что секрет успеха или неуспеха – только в нас самих, а не в том, чтобы с кем-то о чем-то поговорить, договориться, кого-то выдавить, в общем, «решить вопрос», как сейчас говорят. Поэтому мы только развиваем свой сервис и подковерных игр не ведем.

– Что бы вы посоветовали человеку, который хочет чего-то достигнуть в турбизнесе?

– Сейчас скажу громкие слова, не воспринимайте как саморекламу. Первый принцип любого бизнеса – честность и порядочность. То есть ничего нового я не открыл. Но это очень важно. Конечно, нужны смелость и решительность. Для того чтобы принять решение, необходима воля. И еще, пожалуй, – внутреннее чутье, интуиция. Да, для ведения крупного бизнеса нужен этот талант, и никто не может его объяснить. Почему я в данный момент пошел в эту сторону, а не в другую – неизвестно. Но каждый успешный бизнесмен знает об этом качестве. Причем каждый правильный мощный шаг эксклюзивен. И повторить его невозможно. Кто пытается повторить – трагически заканчивает.

– Вы делаете ошибки?

– Всю жизнь, каждый день. Без ошибок нельзя продвигаться вперед. Главное, чтобы они не были глобальными.

– Как вы сами отдыхаете?

– Я никогда не отдыхаю. Не умею. Мое хобби – работа. Я пробовал отдыхать и понял, что это не мое.

– Сколько часов в день работаете?

– Сплю 6–8 часов в сутки, остальное время работаю.

– Семья с пониманием относится к такой жизни?

– Сейчас уже стали относиться с пониманием. У меня жена и двое взрослых сыновей, которые мне помогают, работают в компании.

– Вы настояли на том, чтобы они пошли по вашим стопам?

– Скажем так: я намекал, и они не отказались.

– Какого результата вы еще хотели бы достичь? Что в планах? О чем мечтаете?

– Предела достижениям нет. Я понял одно – для того чтобы быть довольным своей жизнью и успехами, надо просто уменьшать аппетиты. Лет десять назад я и мечтать не мог о том, что сейчас имею. Бизнес у меня просто получился. И так в жизни все – просто получается или нет.

– Видимо, для любой турфирмы пик развития – это своя
авиакомпания?

– Есть такие планы. И мы уже на этапе подготовки. Идем к этому, но процесс достаточно трудный. Авиакомпания должна быть настоящей, большой, солидной.

– Борис, вы считаете себя греческим или российским оператором?

– Фифти-фифти. Так уж получилось, что я грек по национальности, но душой я русский. Отвечу так: в России я грек, а в Греции – русский.

Борис Музенидис:

«Минский чартер до сих пор является моим хобби»

Так получилось, что наше интервью с главой крупной греческой турфирмы «Музенидис Трэвел» состоялось во Всемирный день туризма. Борис Музенидис принял меня в своем офисе в Салониках вечером 27 сентября. В День туризма мы говорили о взглядах крупного греческого бизнесмена на прошедший сезон, греческий финансовый кризис, белорусский рынок, об идеологии современного турбизнеса и отношении к конкурентам.

– Борис, каким для вашей компании был прошедший сезон?

– Поток российских, украинских и белорусских гостей увеличился приблизительно на 50%. В общей сложности за этот сезон компания «Музенидис Трэвел» приняла около 250 тысяч туристов. Это весь поток, включая туристов, гостивших на островах.

– На ваш взгляд, с чем связан такой рост?

– Конечно, немаловажным фактором оказались события в Египте, отток туристов с этого направления. Внутренний кризис в самой Греции тоже сыграл определенную  роль – в том смысле, что цены в наших гостиницах стали лояльнее. Поток туристов из некоторых стран немного уменьшился, поэтому появились пустые места в гостиницах. В целом, цена на греческие турпакеты снизилась на 10–20%. Стоимость отдыха в Греции этим летом была даже ниже, чем стоимость аналогичного отдыха в Турции. Вообще, кризис подтянул греков, мы в тонусе, мы стали больше работать. Ну, а общая тенденция греческого рынка – все более лояльное отношение к русскоязычным туристам и восточно-европейским рынкам.

– Почему?

– Тут глубокие причины. Можно, конечно, найти и политические, исторические аспекты, но есть и профессиональная подоплека. Главная причина в том, что в странах, где туризм является суперразвитой отраслью (речь идет о Германии, Англии), есть очень мощные фирмы. Что значит «мощные»? Это фирмы, которые имеют свои авиакомпании, отели, большие оборотные средства. Такие компании могут диктовать условия, определять политику, они везут своих туристов туда, куда им выгодно. В последние годы эти мощные фирмы явно повернулись в сторону Турции, Болгарии, Хорватии, они построили там свои гостиницы и сделали ставку на эти направления. Зато в Греции появилось больше места для восточных рынков, для русскоязычных туристов и фирм, работающих на соответствующие рынки.

– По ТВ постоянно показывают, что в Греции кризис, люди бастуют, кругом демонстрации… 

– Речь идет о внутренних проблемах, о социальной, пенсионной политике. Все это никак не касается бизнеса и туризма. Туристы этого не видят и не чувствуют.

– Ну, вряд ли туристы ничего не видят и не чувствуют, когда переносятся вылеты, потому что бастуют авиадиспетчеры…

– Такое было всего лишь один раз, в прошлом году!..

– Но сегодня крупный греческий турбизнес может влиять на ситуацию, лоббировать  интересы  туризма?

– Да, в этом году к нашему мнению начали прислушиваться. Это обусловлено  тем, что Греция связывает свои экономические перспективы в первую очередь с туризмом.

– Борис, с какими компаниями конкурирует «Музенидис Трэвел»?

– Мне бы не хотелось называть конкретные фирмы, но очень серьезно заходят на наш рынок (в этом году мы это почувствовали!) турецкие игроки, большие российские компании. По сути, идет борьба на выживание, раскручивается демпинг. Я говорю в целом о направлении, об островном отдыхе в Греции, потому что в Халкидиках гостиничных номеров мало. В Халкидиках мы прочно заняли свою нишу, все хорошие гостиницы у нас в эксклюзиве. Зачем конкурентам головная боль?..

– А с чего вы начинали бизнес?

– С нуля. Я уехал из Грузии в 1992 году. В 1994 начал заниматься турбизнесом. Потому что надо было как-то жить и зарабатывать на семью. Мы посчитали, что выгодно заниматься туризмом, потому что в Греции хорошие пляжи и солнце. В то время на греческом направлении было много хороших игроков, в том числе из России – например, компании «Истлайн», «Интурист», «Бегемот». Сейчас уже все игроки новые.

– Вы предчувствовали, что достигнете таких высоких результатов?

– У нас очень феноменальная история. От недостатка опыта мы с первого дня стали самой крупной греческой фирмой. С 1995 года мы – «номер один», только мы не знали об этом. И вошли в рынок с очень низкими ценами. Если бы друзья не указали на ошибку, мы бы обанкротились. Только на втором, третьем году работы я понял, как надо делать этот бизнес. Кстати, в те времена вся Греция принимала только около 100 тысяч туристов. Инфраструктура была развита слабо. И греки абсолютно не были готовы к приему русскоязычных гостей. В ходу был немецкий стиль отдыха, такой западно-европейский подход. Теперь все по-другому.

– Вы хотите сказать, что теперь греческая инфраструктура подстраивается под требования российского рынка?

– Почти повсеместно.

– Вы имеете в виду сервис?

– Сервис, питание, наличие русскоязычного персонала.

– Какой сервис необходим русским, и в чем тут отличие от тех же немецких стандартов?

– Русские туристы более требовательны. Оператор оставляет немецкого туриста в гостинице, потом к концу отдыха прибывает автобус, и если турист опоздал – автобус уедет и самолет улетит. Русский турист хочет, чтобы представители туроператора всегда были рядом, каждый день. Он хочет тепла, поддержки и внимания. На мой взгляд, русскоязычный турист более достойный.

– Потому что направо и налево тратит деньги?

– Уже нет. Это было 10 лет назад. Теперь все считают деньги.

– А когда-то в Западной Европе русских не любили – не говорят по-английски, скандалят…

– Это было время «новых русских», которые ходили с золотыми цепями. Но это время быстро ушло.

– Тем не менее на первом месте по въезду в Грецию по-прежнему немецкие туристы?

– Да, потоки большие. Но каждый русскоязычный турист тратит в Греции в 2–3 раза больше денег, чем немецкий или английский. Русские оставляют хорошие деньги в гостиницах, в тавернах, на экскурсиях. Немцы отдыхают очень скромно. Зато россияне очень требовательны. Смотрят, например, чтобы номер был в идеальном порядке. Не дай Бог какую-нибудь пылинку увидят! Немцу все равно. И еще русские часто везут на отдых детей. Очевидно, Греция пошла по пути семейного отдыха. Семьи с детьми чувствуют себя здесь комфортно.

– А как обстоят дела с молодежным отдыхом?

– Не так сильно развит, все-таки доминирует отдых для состоявшихся людей. Причем многие приезжают на очень длительные сроки – месяц-два.

– Мы знаем, что «Музенидис Трэвел» – оператор номер один для русскоязычного рынка на Халкидиках. Каковы позиции компании на островах?

– В этом году мы лидировали по приему туристов на Крите.

– Крит – не Халкидики. Там конкуренты у вас достаточно сильные – «Натали Турс», «Тез Тур», и у них тоже в эксклюзиве свои отели…

– Я не хочу обсуждать позиции конкретных фирм. Да, на направлении есть серьезные игроки. Греция находится на втором-третьем месте в Европе по приему европейских туристов, а Крит имеет самую большую отельную базу в Греции. Естественно, есть большой интерес со стороны различных операторов… В общем, надо работать.

– Как в настоящее время развивается инфраструктура в Греции? Какими темпами идет инвестирование? Сказался ли кризис на соответствующих капиталовложениях?

– Мы ожидаем, что вот-вот, а именно, когда примут новые законы, будут сделаны очень серьезные вливания в греческую туристическую инфраструктуру.

– Сейчас у власти в стране социалисты. Это имеет какое-то значение?

– Для меня – нет.  Я политикой не занимаюсь. Об этом я заявил давно и принципиально. Мы озвучили свою позицию, чтобы нас не мучили. Потому что мы достаточно влиятельны и могли бы вмешаться в обстановку. Может быть, потому что мы держим нейтралитет, для «Музенидис Трэвел» везде зеленый свет.

– Перейдем к «белорусским вопросам». Континентальная Греция, отдых на полуострове Халкидики является для нас уже очень раскрученным направлением. Но практически каждый год из Минска появляется какой-нибудь новый чартер на острова. Нет ли у вас ощущения, что мода сместилась?

– Не думаю. У каждого продукта есть плюсы и минусы. Острова имеют свою прелесть, но на популярность Халкидиков это не влияет. Разнообразие продукта на любом рынке означает одно – фирмы хотят показать свои возможности, хотят предложить что-то новое, эксклюзив. От этих процессов всегда выигрывает турист. Но не будем забывать, что именно острова в Греции обладают самой большой отельной базой – больше всего отелей на Крите, потом идет Родос, и только третье место занимают Халкидики.

– Что вы думаете о Беларуси?

– Я не знаю, испорчу ли я вам настроение или наоборот, но я очень большой сторонник Лукашенко. Может быть, потому что я выходец из СССР, ощущаю ностальгию по тем временам. Я был в Минске, и мне все понравилось. Впрочем, это глубокий политический вопрос, лучше его оставить.

– Вы ведь были заказчиком минского рейса в Салоники с самого начала?

– Да. Видимо, у меня любовь к белорусскому рынку. Я начинал раскручивать этот рынок как  хобби. Впрочем, минский чартер и сейчас является моим хобби.

– То есть по минскому чартеру вы работаете «в ноль»?

– Может быть, иногда и в убыток… Но это нормально. Очень симпатичны мне ваши туристы, и я радуюсь, когда они довольны.

– И сколько можно работать в ноль или в убыток? Каков ваш расчет?

– У меня своя логика бизнеса. Я считаю, что главный наш продукт – это человек. Человек – живое существо, он все понимает, иногда болеет, теряет документы, хочет отдыхать подешевле. Если учитывать все и относиться к человеку по-человечески, то есть  понимать свой продукт, – финансовая отдача обязательно будет. На этом я построил идеологию компании «Музенидис Трэвел». И я вижу, что эта идеология себя оправдывает.

– Сезон был плохой для Беларуси. Не было валюты в свободной продаже, не было настроения у туристов и операторов, и все-таки белорусский рынок у вашей компании количественно прибавил. Как это объяснить?

– Да, я чувствовал большое напряжение с белорусской стороны. Операторы в начале сезона сильно нервничали. Некоторые даже предлагали остановить рейсы. Но я принял политическое решение – ни в коем случае не останавливаться, а наоборот, добавить рейсов. Я сказал: «Не волнуйтесь, если что – буду дотировать!» И время показало, что я был прав. Белорусские фирмы очень довольны, они успешно отработали сезон. Если бы мы остановились, наверстывать было бы очень трудно.

– Все знают, что Борис Музенидис каждый год «выбрасывает» на белорусский рынок много бонусов – виза в подарок, третий билет бесплатно и тому подобное. Это политика?

– Да, это политика. Я вижу, что белорусский рынок на Греции растет. Мы растем вместе с ним, развиваем направление, вкладываем, хотим сделать определенные объемы. Полагаю, мы будем находиться в процессе роста еще года 2–3. А, как известно, фирма начинает зарабатывать, когда уменьшает объемы и обороты. Думаю, еще года два-три – и будем зарабатывать. А может быть, и больше времени понадобится. Зимой планируем открыть свои офисы во всех областных городах Беларуси. В России у компании уже около 50 представительств. В Беларуси также будем расширять присутствие. Кроме того, поставим несколько рейсов на нынешний Новый год.

– Такое ощущение, будто постоянно что-то мешает вам сделать рейс на Салоники круглогодичным…

– В этом году обязательно организовали бы круглогодичную цепочку. Но немного все же испугал кризис в Греции и нестабильность в Беларуси. Надеюсь, на следующий год останавливаться осенью не будем, сделаем рейс регулярным.

(Окончание на стр. 8)

 

https://www.traditionrolex.com/8