https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сейчас в туристическом комплексе занимаются обновлением медицинской базы: идет строительство водо- и грязелечебницы и практически завершена реконструкция бассейна, который превратится в миниаквапарк.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

Сейчас в туристическом комплексе занимаются обновлением медицинской базы: идет строительство водо- и грязелечебницы и практически завершена реконструкция бассейна, который превратится в миниаквапарк.

nar1 Между тем, по мнению администрации, новое название не слишком повлияет на былую концепцию «Нарочи» как туристического комплекса. Здесь по-прежнему можно будет выбрать из трех возможных вариантов отдыха: оплатить только проживание, приобрести туристическую путевку с питанием или же оздоровительную путевку, которая помимо питания включает набор оздоровительных процедур. В туркомплексе «Нарочь» нам сообщили, что текущие цены на оздоровительные путевки не планируют повышать с преобразованием гостиницы в санаторий.

«Решаясь на преобразование в санаторий, мы судили по тому спросу, который существует среди наших клиентов: в последнее время они хотят только лечиться, – объяснила Ольга Яцыно, начальник отдела маркетинга, рекламы и регистрации комплекса «Нарочь». – Тем не менее гостям останутся доступны и все прежние формы проживания, а наши филиалы «Нарочанка» и «Швакшты» будут функционировать в качестве гостиниц. Сейчас мы усиливаем свою медицинскую базу: главный упор планируется сделать на водо- и грязелечение, соответствующие лечебницы планируется достроить к началу летнего сезона. Чуть раньше будет открыт реконструированный бассейн. Кроме того сейчас возобновлено строительство корпуса возле главного здания – там будет располагаться spa-центр. Что касается цен, то повышать стоимость оздоровительных путевок мы пока не планируем».

Туристический комплекс «Нарочь» функционирует уже больше 50 лет, с 1958 года, но необходимость его «переквалификации» возникла только сейчас. Причина довольно банальная – прибыль от турбазы с годами становилась все меньше, пока комплекс и вовсе перестал быть рентабельным.

«Подобные проблемы возникали и у других туристических комплексов, – прокомментировал новость Юрий Акудович, директор компании «Эскпобизнестур». – И у старейшей в стране турбазы «Орша», и у турбазы «Неман» бывали не лучшие времена, но, несмотря на это, они сумели выжить и сохранить свою туристическую направленность. А одна из самых раскрученных баз страны не смогла себя обеспечить. Конечно, белорусские санатории сейчас заполнены россиянами: этот наплыв, возможно, и поспособствовал решению перепрофилировать «Нарочь». Но мое мнение, как активного туриста, спрос на пассивный санаторный отдых – явление временное. Эта волна рано или поздно схлынет, как уже бывало. В Беларуси уже был опыт подобного «перепрофилирования», когда турбазу «Сергуч» сделали филиалом санатория, но через три года ей вернули прежний статус. «Нарочь» – это единственная база, у которой есть свой бассейн, это всегда ее выгодно отличало. Когда-то база в сезон работала с двойным наполнением: туристы приезжали сюда на 2 дня, уходили в поход на 8 дней, потом возвращались – на время их отсутствия заселялись новые туристы и так далее. Но чтобы такая цепочка функционировала, нужно было работать и очень активно. Потом, видимо, начали недорабатывать и постепенно перешли к незамысловатой схеме «разместил-накормил». Озеро Нарочь – это уже состоявшийся бренд, в регионе огромные туристические возможности и идти здесь исключительно по «санаторному» пути развития, на мой взгляд, не совсем правильно».

Тем не менее «санаторный» путь приносит стране реальных туристов: по данным Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению в 2009 году в белорусских здравницах отдохнуло почти 130 тысяч иностранцев, что на 26 тысяч человек больше, чем в 2008 году. В результате экспорт санаторных услуг в 2009 году составил 145 миллиардов белорусских рублей. Так что желание туристических баз подвизаться на этом поле вполне понятно: места в санаториях хорошего уровня бронируют за полгода, причем первыми «уходят» как раз более дорогие люксовые номера. В летний сезон попасть в санаторий могут только действительно предусмотрительные белорусы, которые бронируют места уже в январе. Эта определенность сама по себе важна для туристических объектов: турбазы если и бронируют заранее, то не с такой внушительной глубиной.

Сам по себе комплекс «питание-проживание-лечение» изначально приносит больше прибыли, чем те же услуги, предоставляемых без лечения.  К тому же, как правило, курортники охотно расширяют стандартный санаторный пакет за счет дополнительных платных процедур. Турбазы тоже предоставляют платные услуги, но зарабатывают на них меньше. К примеру, 1 час проката лодки обойдется туристу в такую же сумму, как 15-минутная ванна в санатории.

Скорее всего, именно ради расширения комплекса дополнительных платных услуг «Нарочь» выбрала новый путь развития. Впрочем, новый ли? Сотрудники комплекса обещают, что здесь по-прежнему можно будет просто остановиться на ночлег или приобрести туристическую путевку без лечения. Вопрос в том, реально ли будет сделать это в летний сезон, если проект станет успешным. По сути, на Нарочи не так много мест, где могут остановиться люди, спонтанно выехавшие «на природу», и турбаза с одноименным названием – одно из них.

В 2009 году в нарочанских здравницах и турбазах отдохнуло порядка 80-ти тысяч человек, примерно столько же, сколько в 2008-м. При этом в высших эшелонах власти считают, что этот показатель можно значительно увеличить, реконструировав местную инфраструктуру. Эту идею недавно поддержал и президент страны, поручив разработать государственную программу развития курортной зоны региона на 2011–2015 годы. Так что сложно сказать, с чем больше связано преобразование «Нарочи» – с общей политикой государства или с последними бизнес-успехами белорусских санаториев. Также неясно, станет ли этот факт «первой ласточкой» новой тенденции в стране, которая однажды лишит курортный туризм Беларуси гостиниц как явления. Пока же можно говорить хотя бы об одном явном положительном моменте:  многолетний долгострой рядом с главным зданием гостиницы  сдвинулся с мертвой точки. А что в итоге окажется сильнее в новой концепции «Нарочи» – санаторий или гостиница, покажет время. Spa-центр, во всяком случае, не помешает ни одной его части.

https://www.traditionrolex.com/8