Ирина ШПАКОВСКАЯ
Если бы туристическое направление, подобно человеку, могло прославиться, то в нынешнем сезоне звания "звезды" определенно не избежал бы Крым - новости о нем появлялись в СМИ регулярно. К сожалению, характер их был таков, что к определению "звезда" впору добавлять "скандально известная". Пресса писала об авариях на дорогах, о том, что курорт - приграничная зона, где туристам следует иметь паспорта (в том числе и на пляже!), обсуждала введение, а потом отмену платы за вход в парки и на пляжи: Крымские новости прокомментировали в турфирмах, отправляющих туристов на полуостров.
"Постановление об отмене платы за вход на пляжи в Крыму было принято даже не 11 июля, а гораздо раньше, - рассказал Олег Авгуль, генеральный директор турфирмы "Алые паруса". - Касается оно всего Крыма, но местные "князьки" устанавливают свои правила - это очень коррумпированная область. Например, в Гурзуфе всего 2 километра пляжей, большая их часть принадлежит санаториям и пансионатам, меньшая должна быть бесплатна, но там стоят люди, которые берут деньги за вход. Вот в Судаке бесплатных пляжей много, заплатить требуется только за пользование шезлонгом и лежаком, то есть не за песок, а за дополнительные услуги. Что касается истории с паспортом, то из представителей правоохранительных органов на курорте можно увидеть только службу ГАИ. Простого милиционера днем с огнем не сыщешь, так что пока ситуаций с проверкой паспортов у наших клиентов не возникало, и вряд ли они возникнут в будущем. В любом случае, туристы, которых беспокоит этот вопрос, могут сделать ксерокопию паспорта и носить ее с собой вместо документа".
Из-за финансового кризиса курс гривны упал, а вот ценники в гривнах на многие продукты питания, экскурсионные программы и гостиницы остались прошлогодними. Но даже существенное удешевление направления не смогло противостоять падению спроса: в этом году в июне продажи Крыма шли не очень активно. Впрочем, с началом "высокого сезона" - июля-августа - ситуация начала выравниваться. Кроме того, в последние годы все большим спросом среди туристов пользуются туры в сентябре, когда нет погодных крайностей и толп на пляжах. Цены с окончанием августа ползут вниз, а количество доступных предложений - вверх.
"Июнь традиционно продается сложнее, чем остальные летние месяцы, когда больше людей уходит в отпуск и отдыхать едут студенты - объяснила Татьяна Бутько, директор турфирмы "Таврика Тур". - В этом сезоне в июне можно было без проблем забронировать многие отели. Учитывая эту ситуацию и финансовый кризис, весь летний период мы не берем с туристов плату за туруслугу и предлагаем скидки на туры 5-7%. Снижение продаж почувствовали не только белорусские турфирмы, но и российские, и украинские. Сейчас, с началом "высокого сезона", Крым начал заполняться. Несколько последних лет очень хорошую динамику продаж показывал сентябрь, который наконец-то оценили туристы, так что по-настоящему результаты сезона можно будет подвести только в середине осени".