Ирина ШПАКОВСКАЯ
Слово "сутки", пожалуй, одно из самых популярных в газетах объявлений. Ничего кроме этого слова и номера телефона в объявлении, как правило, не указывается. Но нас мало интересует подобный подход, больше смахивающий на самодеятельность, чем на бизнес. Гораздо более интересны люди, которые изначально ориентируются не на читающих местную прессу "своих", а на туристов.
Реклама - двигатель прогресса, поэтому лучшее объяснение, в чем состоит преимущество съемных апартаментов перед гостиницами, вы найдете на сайтах, подобное размещение предлагающих. И нельзя сказать, чтобы они были очень далеки от истины. Не обходится, впрочем, и без невинных перегибов. Например, можно поспорить с утверждением: "Квартира на сутки - это новая система в отельном бизнесе Минска, которая полностью меняет представления о гостиничной услуге". Естественно, что ничего она не меняет, более того, гостиничную услугу апартаменты взяли за эталон: полотенца, шампунь и гель для душа, интернет ADSL, уборка раз в неделю или чаще, по желанию гостя. Дополнительно апартаменты стараются предложить то, что не под силу обычному гостиничному номеру - бытовую технику (от фена до стиральной машины), набор кофе-чай-сахар на кухне, угловую ванну-джакузи. Позаботиться гостю нужно будет только о собственном питании, но, учитывая инфраструктуру районов, где апартаменты обычно предлагаются, это вряд ли может стать проблемой. Так, например, создается впечатление, что улица Карла Маркса заселена только наполовину, вторая же сдается на сутки приезжим. Другие популярные места: районы метро "Немига" (проспект Победителей, улицы Заславская и Городской Вал), станции метро "Октябрьская"/ "Купаловская", "Фрунзенская", "Площадь Победы", "Площадь Якуба Коласа".
"Люди выбирают этот вариант размещения по разным причинам, - считает Наталья Скаливуш, управляющая цепочкой апартаментов, объединенных торговой маркой "Гостиный дом". - Кому-то нравится домашняя атмосфера, кому-то - отсутствие контроля, никого не интересует, во сколько ты вернулся, пришли ли к тебе гости - ведь ино-гда люди приезжают навестить род-ственников, друзей, невест. Естественно, ценовой фактор также играет свою роль, и здесь индивидуальный подход очень важен. Мы не указываем стоимость аренды квартир на нашем сайте, потому что работаем очень гибко: цена зависит от количества людей, сроков проживания, дня недели - в будни снять апартаменты, естественно, можно дешевле. Если поставить цену за квартиру в 100 долларов, то люди, которые были бы готовы отдать за нее 90, могут не позвонить. Наши клиенты, как правило, становятся постоянными, так как мы занимаемся элитным жильем, а действительно достойных квартир по городу не так уж и много, несмотря на довольно сильную конкуренцию".
Цепочки апартаментов - явление более или менее распространенное в Минске. Конечно, немало людей сдают принадлежащие им квартиры напрямую, но вариант передачи их в управление также распространен. Цепочкам проще делать рекламу, да и не всегда на этот бизнес у непосредственного хозяина квартиры достаточно времени, ведь "управленец", как правило, занимается всем и сразу: визовой поддержкой, трансфером и заселением гостей, их регистрацией в ОВИРе, а также отчетными документами для командировочных, если в них есть необходимость.
Конкуренция на этом рынке действительно немалая. В то же время замечание о нехватке достойных квартир - чистая правда. С фотографиями предлагаемых апартаментов можно легко ознакомиться в интернете, и нельзя не констатировать, что иногда их вид удручает. Даже в дорогих квартирах (порядка 100 долларов за сутки) обстановка оказывается выбранной с типично белорусским представлением о буржуазности: плюшевый мягкий уголок со спинками-"ракушками", блестящее атласное покрывало на двуспальной кровати (чаще розовое) и цветастые ковры на полу. То, что квартиру, обставленную с большим вкусом, можно снять за те же или даже меньшие деньги, еще раз подтверждает относительность ценообразования в секторе. За 100 долларов в сутки можно снять как однокомнатную, так и двух-, трех-, четырехкомнатную квартиру. Цены не установлены жестко, варьируются в зависимости от количества людей и сроков проживания. Ехать большой компанией, как правило, выгоднее, так как цена в этом случае возрастает незначительно, а делить ее можно уже на большее количе-ство людей. Еще одно простое правило: чем дольше вы планируете задержаться в столице, тем больше могут вам скинуть в итоге. К тому же "квартирная сфера", пожалуй, одна из немногих в Беларуси, где цены с началом кризиса поползли вниз, а не вверх.
"Абсолютно все, кто сейчас приезжает из-за границы, ждут скидок в связи с кризисом, и не будешь же объяснять им, что в Беларуси кризис проявляет себя совсем по-другому, - рассказывает Наталья Скаливуш. - Что касается спроса, то мы ориентируемся, в первую очередь, на людей, которые приезжают в Минск в командировки, так что спрос, возможно, несколько упал, но никуда не делся. В основном наши клиенты это россияне и литовцы, в последнее время очень много стало приезжать итальянцев и турок. Не так давно мы даже начали сотрудничать с турфирмой из Италии, которая сама на нас вышла, и скоро от них приедут первые люди. Бывают гости из Скандинавии, из Франции приезжают реже, но зато надолго, сразу на неделю. О нас они узнают или через интернет, или по рекомендациям знакомых, а еще у нас есть договоренности с несколькими турфирмами: они могут открывать визу для иностранцев под наши апартаменты, а потом размещать их у нас".
Пока основной контингент гостей - это все-таки люди, мало-мальски говорящие по-русски. О том, что нерусскоязычные туристы - редкость, на которую пока серьезно не ориентируются, свидетельствуют и небрежные переводы на сайтах, предлагающих апартаменты в Минске. Несмотря на то, что выбор языков довольно обширен: английский, немецкий, французский, итальянский - выполнены переводы, как правило, при помощи компьютерной программы. И следует отметить, что некоторые фразы при таком переводе обретают весьма интригующую недосказанность (как например "Wir sind gluecklich, Sie als unseren Gast wieder und wieder" - "Мы счастливы, Вас как нашего гостя снова и снова"). Если учесть тот факт, что цифра 35 может быть выставлена в долларах "для своих" и в евро "для буржуев", смысл последней фразы становится более понятным. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что замену валюты практикуют не все.
Несмотря на то, что сдача апартаментов - это бизнес вполне легальный, называть свои фамилии журналисту готовы не все. В то же время Александр, в чьем управлении находятся 5 квартир, о своем деле рассказать не отказался:
"Я сам пришел сюда из туристической сферы и свою сеть изначально ориентировал не на минчан, а на приезжих. По большому счету, если есть возможность, все делаю сам - встречаю людей, заселяю, в общем, все, кроме уборки. В основном апартаменты пользуются спросом в двух случаях: или люди уже знакомы с таким размещением, или в городе заняты все гостиницы. Так, например, когда должен был состояться футбольный матч с питерским "Зенитом", был просто шквал звонков от интересующихся. У нас есть договоренность с одной турфирмой, они оказывают визовую поддержку нашим клиентам, предоставляют услуги переводчика и могут размещать своих туристов в наших апартаментах. Естественно, что, как партнеру, мы выставляем им меньшие расценки. Но сотрудничество с турфирмами было конкурентным преимуществом разве что несколько лет назад, сегодня это уже распространенная практика. Кризис, конечно, сейчас чувствуется, наши цены уменьшились процентов на 20-30, но это не помогло, так как количество клиентов все равно уменьшилось примерно на те же 20-30%".
Интересно, что оба собеседника подтвердили следующий факт: ино-странные клиенты очень редко запрашивают экскурсии. На этом фоне выделяется разве что молодежь из России, которая с удовольствием ездит осматривать замки, а Дудутки считает чуть ли не главной целью поездки. Все остальные, по-видимому, приезжают в наши места по делам.
Так что на деле "новая система в отельном бизнесе Минска", является не чем иным, как приятным дополнением к этому бизнесу, четко ориентированным на свой определенный сегмент. Цепочки элитных квартир более или менее успешно зарабатывают на бизнес-туристах, а также на компаниях москвичей и питерцев, выезжающих в Минск на уик-энд. Несколько звонков по телефонам квартир, не входящих в "цепи", подтвердили, что в эконом-секторе (35-50 долларов в сутки) во время кризиса установился штиль. Белорусская столица все еще не интересна массовому туристу, и это негативно сказывается на формировании соответствующей инфраструктуры, что государственной, что частной. В то же время тенденция к систематизации через образование цепочек, выход на легальный уровень и желание сотрудничать с турфирмами свидетель-ствуют, что у минских апартаментов есть потенциал к развитию, и выход на новый уровень станет возможен, как только в столицу поедут люди. В конце концов, даже в европейских странах с хорошо развитыми гостиничными сетями такой вариант размещения доказал свое право на существование.