https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Санни Трэвел" - пожалуй, единственная компания на белорусском туристическом рынке, за которой едва ли не официально закреплен целый сегмент туризма - luxury-отдых. Если бы характер фирмы уместно было очертить словесно, как облик человека, то о "Санни Трэвел" мы могли бы сказать: стиль, эпатаж, яркое позиционирование, темперамент.</p>

van "Санни Трэвел" - пожалуй, единственная компания на белорусском туристическом рынке, за которой едва ли не официально закреплен целый сегмент туризма - luxury-отдых. Если бы характер фирмы уместно было очертить словесно, как облик человека, то о "Санни Трэвел" мы могли бы сказать: стиль, эпатаж, яркое позиционирование, темперамент. В общем, фирма с характером. Естественно, тон в компании задает, подбирая соответствующим образом команду, учредитель и генеральный директор Александр Ванюков. О нем коллеги говорят как о хорошем тактике и стратеге нишевого турбизнеса, одном из немногих директоров, кто целенаправленно выстраивает маркетинг, четко и осмысленно устанавливает правила работы офиса и продажи турпродукта.

Впрочем, в предпочтениях наших туристов, по понятным причинам, пока еще преобладает отнюдь не итальянская dolce vita, а турецкий all inclusive. Поэтому вряд ли в обозримом будущем какой-либо белорусской туркомпании удастся строго профилироваться в одной четкой нише, например: круизы, событийный туризм или "просто" luxury-отдых. Однако когда, как в компании "Санни Трэвел", в диапазоне продаж весь турпродукт: от недорогой Болгарии до куртуазных "шестизвездников", хорошо видна общая картина - сезона в целом и направлений в частности. Недавно Александр Ванюков вернулся из отпуска, который проводил в Хорватии. С вопросов об этой стране мы и начали интервью с главой фирмы "Санни Трэвел" - о направлениях, тенденциях сезона, люксовых клиентах и влиянии интернета на турбизнес.

- Александр Степанович, какие изменения произошли на хорватских курортах, что нового предлагает страна туристам?

- Самые большие изменения коснулись отелей. Когда мы начинали продавать направление, то могли предложить клиентам апартаменты, трехвездочные гостиницы, а отыскать хорошую "четверку" было настоящей проблемой. Отельная база страны находилась фактически в полуразрушенном состоянии, она осталась еще с довоенных времен, была, что называется, советской. Более того, поначалу народ просто боялся ехать в Хорватию, говорили: "Там же война идет!". Хотя к тому времени военные действия уже несколько лет как закончились. Но постепенно все менялось. Менялась страна, стиль, подходы к инфраструктуре. Хорватия уверенно и динамично шла к новому имиджу - красивой, преуспевающей, достаточно дорогой страны. И в этом году в туристической сфере Хорватии, я считаю, произошел кардинальный инфраструктурный прорыв - в стране появились фешенебельные пятизвездочные гостиницы. Это тем более внушает уважение, поскольку изначально Хорватия была рассчитана на недорогого клиента. Еще лет десять назад 75% туристов добирались до хорватских пляжей на автомобилях и автобусах и только 25% гостей прибывали чертерными авиарейсами. Сейчас об этом смешно говорить, но Хорватия даже не считала себя чартерным направлением, позиционировала себя как страну дешевого и очень дешевого отдыха. Кардинальная смена имиджа, настоящий прорыв - все это хорваты совершили буквально в последние годы. Очевидно, что цель компаний, которые сейчас инвестируют в местную инфраструктуру, строят отели, открывают рестораны, - поднять Хорватию до уровня настоящей топовой дестинации. В принципе, в стране для этого существуют все предпосылки: замечательные и весьма протяженные пляжи, гостеприимное население с высоким культурным уровнем, разнообразная природа, богатое прошлое, удивительно красивые города и, конечно, чистейшее море - на мой взгляд, равных ему в Европе нет - по лазурности, прозрачности: Вообще, такое ощущение, что переходный период в Хорватии закончился. Теперь в стране в целом и в хорватском туризме в частности начинается новая эпоха.

- Какие новые отели можно выделить?

- В Ровине, который, кстати, мне всегда нравился, построили два шикарных пятизвездочных отеля, два года назад реновировали хорошую "четверку", в 2010-м откроется дизайнерский бутик-отель, сейчас одна компания ведет переговоры о франшизе Four Seasons. На полуострове Истра, где чаще всего отдыхают белорусские туристы, 1 августа открывается отель известной цепочки Kempinski, в строительство которого инвестировали 200 млн евро. В Сплите появился пятизвездочный Le Meridien. На островах Брач и Хвар открылись хорошие четырехзвездники. О Дубровнике отдельный разговор - там каждый сезон открывается по несколько "пятерок". Кстати, на дубровницкой Ривьере присутствует известная турецкая цепочка Rixos. Истру сейчас принято называть "новой Тосканой". Там много кипарисов, зеленые холмы, тосканские мотивы есть и в природе, и в культурно-историческом наследии - это все-таки бывшая итальянская территория. Она принадлежала Италии в период после Первой мировой войны и до окончания Второй мировой, потом после падения Муссолини территорию отдали Югославии. Сегодня регион действительно обладает имиджем "новой Тосканы", к тому же застроен хорошими отелями. Плюс - замечательные и недорогие рестораны, в которых, надо сказать, доминирует итальянская кухня, но есть и местные мотивы. Хорватские рестораны стремятся к такой же изысканности и стильности, как и итальянские. Некоторые заведения уже входят в специальные каталоги (такие, как известный итальянский гастрономический справочник Veronelli), что говорит об их высоком классе. Появились рестораны, которые имеют четкую специализацию, например, в них подают только блюда с трюфелями. К тому же, в Хорватии замечательные вина, о которых мы пока еще, к сожалению, ничего не знаем.

- Но в плане цен Хорватия - пока еще не Италия?

- Трудно ответить однозначно. Хорошие отели стоят дорого. К примеру, пятизвездочный отель Monte Mulini в Ровине, который открылся в этом году, по цене приблизительно соответствует отелям на острове Сардиния и Лазурном берегу Франции. Да, нужно констатировать, что хорваты достаточно высоко подняли ценовую планку, но и качество услуг соответствует.

- Как загружены отели в Хорватии? Ощущается ли кризис?

- Monte Mulini , например, загружен на 50%. А в Порече в гостиницах занято 90% мест. Основная загрузка, естественно, приходится на июль - август. Хорваты, конечно, рассчитывают, в основном, на итальянских туристов. Что касается признаков кризиса: Собственно говоря, на курортах кризис не виден. Красивые рестораны, в которых клиенты заказывают деликатесы, музыка, праздник, море: Жизнь кипит. Проводятся фестивали, которыми традиционно привлекает туристов Хорватия. То фестиваль сальсы, то фольклорной музыки - диапазон большой. Часто приглашают "звезд", например, в июле в Ровине выступает Элтон Джон. Пореч больше ориентирован на спортивные состязания, там построили современные теннисные центры, проводят кубки Девиса.

- Специфика многих туристических направлений - блеск и нищета, дорогие отели, соседствующие с убогим бытом городов и провинций. В целом, о бывшей Югославии такого не скажешь?

- Блеск и нищета - специфика Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, думаю, что ни об одной европейской стране так сказать нельзя. А Хорватия сейчас совершила мощный экономический рывок, это настоящая туристическая держава, которая нацелена привлекать богатую клиентуру, и она будет поддерживать соответствующий уровень жизни. Рядом Словения, которая вообще поражает наших туристов, отправляющихся на отдых по индивидуальной программе, - своим порядком, уровнем жизни, отелями, дорогами, которые даже лучше австрийских. К сожалению, самолет из Минска в Любляну не летает, поэтому массового потока белорусских туристов в эту страну нет.

- Сейчас цепочка на Хорватию кажется достаточно стабильной. А ведь еще в начале июня было непонятно, состоится ли вообще этот чартер. Сформировался ли пул операторов на направлении?

- Пула операторов нет - каждый продает сам по себе, то же самое можно сказать и о продвижении. Но здесь важно, чтобы и направление само себя продвигало - к сожалению, хорваты пока на это не идут. Для них белорусский рынок слаб. А для нас Хорватия прочно вошла в перечень дорогих направлений. К примеру, тур на июньский заезд в трехзвездочную хорватскую гостиницу был равен цене проживания в пятизвезднике на Родосе. Но, надо заметить, что хорваты цены не снижают.

- Что по ходу сезона происходит с ценами и продажами на европейских направлениях?


- Европейские направления начали предлагать SPO. Снижают цены греки, итальянцы, португальцы. Даже на Сардинии хотельеры пошли на скидки. Собственно говоря, вся Европа сбрасывает цены. Предлагают различные бонусные системы: плати за пять ночей - живи семь, если живешь семь ночей - плати меньше и прочее. Конечно, все рассчитывают на август.

- Что можно сказать о Турции?

- Турция захлебывается, глубины продаж нет, туры реализуются в последний момент. Очевидно, клиенты ждут, что будет дешевле. Так же, в общем-то, выжидают и операторы - каждый год с середины июля и, особенно, в августе был просто вал клиентов. Безусловно, тяжелый сезон. Откровенно говоря, все операторы рассчитывали на Турцию, но она не оправдывает надежд, последние минусовые рейсы съедают заработанную на ранних бронировках прибыль.

- Чем хорошим отмечен сезон?

- Как положительный момент можно выделить Грецию: глубина продаж - до конца июля. Буквально "выстрелил" Родос - конечно, за счет конкурентоспособной цены.

- А Балтика?


- Статистика говорит, что, к примеру, в Латвии произошло 50%-ное падение продаж. В то же время могу утверждать, что пятизвездочные гостиницы в Паланге продаются хорошо, я разговаривал об этом с местными хотельерами. Вообще, для продаж на балтийском направлении нужно, чтобы установилась жара - тогда клиенты и приходят за турами. Поездки туристов, скажем, в Вильнюс, конечно, уже не те, что были раньше. Хотя и провальным направление не назовешь. Количество однодневных поездок в литовскую столицу, возможно, даже увеличилось, народ просто едет на один день - "затариться" и -назад. Не исключено, что появилась и своеобразная "усталость" этого турпродукта - сколько можно - одно и то же?! Но, с другой стороны, на направлении появляются новые интересные предложения, например, гольф-уик-энды.

- Как в этом сезоне отдыхают люксовые клиенты?

- Пожалуй, с меньшим размахом. В то же время многие пытаются остаться в этом сегменте: выбирают пятизвездочную гостиницу, но более экономного класса, либо на менее дорогом направлении.

- Александр Степанович, можно ли констатировать, что люксовый клиент стал чаще бронировать туры через интернет, ведь перелет высоким классом на регулярном рейсе, проживание в отеле премиум-класса - все это можно гарантированно заказать через интернет, без турфирмы?

- Нельзя недооценивать влияние интернета на все продажи. Интернет, естественно, становится нашим соперником и конкурентом. С другой стороны, это и союзник. С помощью интернета можно продавать больше. Но я глубоко убежден, что интернет никогда не заменит турфирму. Что бы там ни говорили поклонники интернета, как бы они ни кричали, что будущее - только в интернете, что все можно узнать в блоговых отзывах: все это чепуха! Турагент видел своими глазами этот отель, и он берет на себя ответственность, в отличие от анонимных блогеров. Кстати, в Америке провели исследование, и выяснилось, что большинство американцев заказывают туры в настоящее время (и собираются заказывать в будущем) только через агента. Хотя это Америка - страна, где колоссально развиты электронные бронировки. Фирма в турбизнесе будет доминировать всегда! Потому что агент - как юрист или зубной врач: он консультирует, он оказывает услугу, он гарантирует качество этой услуги, в конце концов, он компенсирует потери, если что-то случается. Он предлагает человеческое общение - то, что никогда не даст интернет. Те, кто ценит обслуживание, кому нужен безошибочный выбор, - доверяют профессиональному турагенту, поэтому и в нише люксового отдыха услуги агента будут востребованы всегда. Возможно, недорогие европейские гостиницы удобно бронировать через интернет, но, заметьте, путевки в Турцию, Тунис, Египет никто не покупает через интернет - боятся! Так что и в нише массового отдыха в обозримом будущем будет преобладать турфирма.

- Можно ли сегодня говорить о предварительных итогах сезона?

- Очевидно, будет трудно. Но июнь - не показатель. Цыплят, как известно, считают по осени.

Беседовала Лилия Кобзик

https://www.traditionrolex.com/8