Как сообщает ABW.BY:
Ночной рейс в Вильнюс с Центрального автовокзала Минска. На часах 1.50. Когда-то автобус в это время был полон тех, кто ехал в Литву за машиной. Удобно: в 5.30 ты в Вильнюсе, тут же отправляется поезд в Каунас, а часам к семи ты уже на авторынке. Кто же ездит в Вильнюс сейчас? Чем отличается работа водителя-международника литовца от работы водителя-международника белоруса? Почему литовский рейс больше не заходит в город белорусских контрабандистов Ошмяны, а едет без остановки до Вильнюса?
«В Ошмяны больше не заезжаем – здоровье дороже»
– Поговорим?..
Мое место в автобусе аккурат за водителем – седовласым литовцем. Кажется, Михаил, так он представился («Вы русский?» – «Нет, я поляк, но в паспорте записали литовцем»), только рад – какой человек за рулем откажется поболтать в два часа ночи, когда в салоне так сладко спят пассажиры, а тебе нужно быть бодрым и свежим?
Типичный водитель-литовец – это мужчина в возрасте с легкой грустинкой в глазах. Три раза ездила в Вильнюс на автобусе – три раза было именно так. Михаил не исключение. Ему 56 лет. За руль автобуса сел еще в советское время – в 1977 году. В Беларусь ездит уже лет 10. И в месяц у него в Беларусь 10 рейсов.
– Что, бежит молодежь в Европу?
– Да, наша молодежь вообще почти вся уехала. В прошлом году 45 тысяч человек уехало из Литвы. Остались только люди в возрасте, которым уже нечего там делать.
– А почему вы ездите именно в Беларусь? Признайтесь: дополнительный заработок – сигареты, водка, топливо?
– Какое направление дали, туда и езжу. «Левых» денег нет: водки водителю можно ввезти в Литву литровую бутылку, сигарет – две пачки.
– А разве не блок?
– Это было давно и неправда. Ну разве только топливо остается.
И в самом деле: приехали на границу, литовские стражи досмотрели с пристрастием. Всех пассажиров заставили выйти в зал, проверили сумки, просканировали одежду... Пачка сигарет не «затеряется».
– А пассажиры контрабанду возят?
– Ошмянцы возили, минчане – нет, ну если пачка сигарет лишняя. Мы теперь в Ошмяны не заезжаем – едем прямым ходом до Вильнюса.
– Ого! Так вы пассажиров теряете...
– Да. Это сейчас по весне народу прибавилось – 21 человека везем, а было что и по 8 возили. Но мы здоровья больше теряем. Чуть что – водитель виноват. Он за все отвечает: если никто не признается, чей товар, значит, водителя.
– А пассажиров вообще высаживают на границе?
– Много раз. Порой человек в паспорт не посмотрел, а у него виза с завтрашнего дня. Пожалуйста, поезжай обратно.
На подъезде к «Каменному Логу» сбилась со счета на числе 320 – очередь из фур растянулась на несколько километров. Тут понимаешь, что работенка у дальнобойщика не «айс», тем не менее интересуюсь у Михаила:
– А вы не хотели бы пересесть, скажем, на фуру?
– Я? В моем возрасте? Нет. Хотя вон белорусов много едет в Литву на фуры работать. Довольны – говорят, в Беларуси столько не зарабатывают.
– А у вас зарплата хорошая?
– Сейчас нормальная, а когда кризис был, то не очень...
– 1000 долларов выходит?
– Ну 1000 никто не получает – это много для водителя. В среднем в автопарках получают 2-2,5 тысячи литов (1 доллар – 2,57 лита. – Прим. авт.). Хотя как раз получается почти 1000. Летом жить можно на эти деньги, а зимой много на отопление уходит.
– А зарплата от чего зависит?
– От количества пассажиров. Одно дело ехать пустым, другое – когда полный автобус. Конечно, ездим не в убыток – на Беларусь отправляются машины порядка пяти автобусных фирм из Литвы. Но люди перестали ездить за машинами – стало меньше пассажиров. В 23.30 ушел автобус на Ригу через Вильнюс – он забрал от нас людей. Это белорусский рейс – латыши отказались на зиму от поездок в Беларусь. Так что тут ситуация, как у Беларуси и России по поводу авиаперевозок, – свои нюансы. А затраты у нас немаленькие. Автобус на ремонт поставить – тысячу-две литов выложи.
Из Минска до Вильнюса билет стоит 117 тысяч с «копейками». Последний же обратный рейс из Вильнюса в Минск – в 18.05. Но билет обратно в Минске вам на него не продадут – как мне объяснили, это рейс Каунас–Минск через Вильнюс, обратный билет можно купить только в Каунасе. Стоимость обратного билета из Вильнюса – 44 лита, или почти 140 тысяч белорусских рублей. Билет на поезд стоит порядка 80 тысяч. Но в Минске на ж/д вокзале были немаленькие очереди в предварительную кассу – лично у меня стоять терпения не хватило.
– Как перестали ездить люди за авто, наверное, ночной рейс потерял смысл?
– Почему? Едут люди. Удобно: сделал свои дела в Вильнюсе, а вечером обратно. И студенты едут. Как выходной, бывало, полный автобус собирали.
– А вам ваша работа нравится?
– Я всю жизнь посвятил автобусу. И дай мне сейчас другую работу, я уже не сработаюсь ни на фуре, ни на чем. Стоять в очереди на границе я бы не смог. Вы посмотрите – на «Каменном Логе» километров 20 очередь из фур. Они трое суток стоят. Начинал я с города. Потом междугородные рейсы. Я в автопарке молодость потерял.
– Так уж и потеряли?
– А что там видишь? Только работа и сон.
– Вот вы приезжаете в Минск. Где проводите время до отправления в рейс?
– Два с половиной часа перекантовался на сидушке – и в рейс. Пока машину заправил, перекусил... Когда в следующий рейс теперь поеду? Ну вот сегодня суббота – значит, во вторник в рейс. Отдыха аж чересчур, хотя и дома есть занятие – у меня внуки. Что вам еще рассказать? Сейчас работать одно удовольствие. Раньше то топливо замерзнет, то еще что. Сейчас проблем нет. И машины другие. Заправляемся только белорусским топливом – проблем не было, разве что поздно начинают продавать зимнее дизтопливо...
Когда проезжали Гродненскую область, начался снегопад. Так что Вильнюс встретил нас слякотью и еще большим снегопадом. Неудивительно, что когда автобус остановился на вокзале, пассажиры с большой неохотой покидали теплый салон. На часах было 5.30. Поспать бы еще...
«МАЗы» работают наряду с Iveco
А рейсом в 15.50 в этот же день (была суббота) я отправлялась обратно. Рейс уже был белорусский. За пассажирами приехал... «МАЗ». В салоне аншлаг – 41 пассажир! Все места заняты. «Молодцы белорусы, такой автобус сделали», – литовцы, сидящие передо мной, удивляются.
– Так, кому нужны иммиграционные карточки? – еще на вокзале интересуется у пассажиров водитель Иван, с которым мы потом познакомились. Взяли буквально пару человек. Остальные, выходит, белорусы.
Иван – водитель Второго автобусного парка Минска. Настоящий холерик. На границе две женщины, сидевшие на передних сиденьях, умоляли его пустить их в дьюти-фри. «Никого не пущу. 41 человек. Если все сейчас побегут, где я вас потом ловить буду?» – твердо ответил он. Но дамы, что называется, не переставали ныть. Но поскольку паспорта им отдали первыми, видимо, он смягчился: «Ладно, давайте быстренько, ждите на выезде». И минут через 15 дамы снова заскочили в автобус, позвякивая бутылками. Поехали!
Ивану слегка за 40. В пассажирских перевозках с 1995 года. По его словам, уже «везде был»: Польша, Германия, Россия, Украина, Румыния, Болгария... Сейчас Литва. Ездит два раза в неделю, а то «три и четыре, как попадется. Все зависит от графика. Вот приезжаю из рейса, а завтра снова в путь – буду катать экскурсии по Беларуси».
– Иван, не могу не спросить. Автобус «МАЗ» на международных рейсах – как он вам?
– Да, последние два года я езжу на «МАЗе». Лично для меня он хорош стопроцентно. Не знаю, как для пассажиров, хотя и от них никаких претензий к автобусу ни разу не слышал. Я работал и на Neoplan, и на Setra, перебрал иномарок неизвестно сколько.
– Чем хорош?
– Сел и поехал.
– Но в Setra тоже сел и поехал.
– Мы сейчас далеко зайдем. Вы знаете, что РБ новые автобусы за границей не покупает? Какие могут быть еще вопросы?
– Литва без проблем пускает автобус? Как-никак Евросоюз.
Если бы Иван мог обернуться, в его взгляде я наверняка прочитала бы: дама, не спрашивайте ерунды, «МАЗ» и только «МАЗ»! Но он ответил:
– Конечно, здесь ведь стоят комплектующие MAN. Тут двигатель Евро-4, как и на любом европейском автобусе. Здесь европейское все стоит базовое, только что белорусские руки собирали. Автобус 2009 года выпуска. Наряду с Iveco работает на международных рейсах. Хотя я скажу, что Iveco, по крайней мере которые у нас на предприятии, по классу даже ниже.
– Литовцам нравится, я смотрю...
– Литовцы много чему удивляются. Даже тому, что у нас на полях пшеницу сеют.
– А не хотели бы в Литву уехать, на фуре, скажем, работать?
– Нет.
– Почему? Там же денег много.
– Ну, кому-то нравятся блондинки, кому-то – мулатки, а кому-то что-то еще. Счастье не в деньгах. В голове, в семейной жизни и в благополучии. Можно кушать хлебушек и быть счастливым. А можно иметь целый карман денег, сидеть в казино, попивать Hennessy и не иметь счастья. Согласны?
– А из вашего автопарка водители уезжали?
– Может быть, «городские» (которые работают на городских маршрутах. - Прим. авт.) ребята и пробуют. Но вы не знаете всех «прелестей» работы дальнобойщика. Вот он сейчас приехал и четверо суток будет стоять на границе. А потом с квадратными глазами «лететь»... Я их видел, прости Господи, десятками вон там (показывает рукой в кювет). Не здесь, а вон там. И я такой жизни не хочу... Едут в Москву песок тягать, на строительство. Едут в дальнобойщики. Но скажу так: у нас в парке много людей, «погулявших» 2-3-5 лет, и все равно они возвратились в парк. Не так все весело, как кажется. Я все это вижу. Ведь дальнобойщики и среди пассажиров есть. Спрашиваю: «Ребята, как там у вас?» Они говорят: «Когда платят, а когда и не платят». Когда 3-4 месяца отработаешь в Европе, а потом вместо 4000 евро получишь 500, а хозяин говорит: «Будут деньги, я тебе отдам, ты не переживай», – что это за работа?
– А у вас зарплата хорошая?
– На два месяца повысили зарплату, а сейчас немножечко забрали. Не знаю, с чем это связано. Наверное, отрапортовали, что водители 5-6 миллионов получают, а сейчас можно и забрать.
– То есть сейчас миллионов 5-6 не получается?
– Уже не получается. На «городе», может, и получается. Там текучесть побольше, работает молодежь, ее ничто не держит. А мне куда идти? После 40 лет не каждый куда-то решится уйти.
– Минск–Вильнюс – маршрут проблемный? Контрабандисты едут?
– Мы с опозданием никогда не приходим. Плюс-минус несколько минут. А какие тут могут быть контрабандисты?
– Литовцы говорят, что не заезжают в Ошмяны, потому что там садится много проблемных пассажиров.
– Нет. Ошмяны – это город таможенников, пограничников, а не контрабандистов.
– Но литовцы его тем не менее объезжают.
– Нет, мы заезжаем в Ошмяны, у нас никаких проблем. Дело в том, что человек купил билет и едет, а что он везет – его проблемы. Если везет контрабанду, его, конечно, высадят. Но такое бывает не каждый день, а, наверное, раз в полгода. Если у человека, например, проблема с паспортом – его высадят. Я в эти дела не лезу. Когда ко мне подходит таможенник или пограничник и говорит: «Я снимаю этого человека», зачем мне задавать лишние вопросы, почему его снимают. Мне это неинтересно. Я поехал дальше. Это его проблема, а не моя. Сейчас тема сигарет закрыта.
– Почему?
– Ну вот возьмите блок сигарет и попробуйте проехать. А я посмотрю, как вы их провезете. Я во вторник поеду, поехали со мной. Перевернут каждую сумку – граница на замке.
В Ошмянах стоим минут пять. Автобус сразу опустел на треть. Вышли в основном женщины с сумками и стиральным порошком в руках.
– А какой у вас график работы? Вот вы приехали в Вильнюс и чем занимались до отправления в рейс?
– Сегодня я отдыхал 20 минут.
– Маловато, наверное?
– Есть международные правила. Мы работаем по тахограмме. Маршрут недлинный – 180 километров, так что отдыха достаточно. Мы не дальнобойщики. Наши диспетчеры следят: если у тебя переработка – они тебя в рейс не пустят. Все законно, государственное предприятие.
– Полиция останавливает?
– С 1996 года, как я начал работать, литовские полицейские ни разу не остановили. Польские – да. Превышение было, штраф. Но это было давно и неправда.
– Из своего кармана платите или парк помогает?
– Сам плачу. Парк же не нарушает ПДД – нарушает водитель.
– Водители-литовцы отметили: из-за того что люди перестали ездить за машинами, стало меньше пассажиров.
– Согласен. Еще много народу ушло на поезд, потому что там дешевле билеты. Но все равно люди есть. Вы же сами видите...
Кстати, насчет покупки машины. Сейчас можно нормальную машину купить и по теперешней растаможке.
– Какую? Малолитражку?
– А почему нет? Как в Германии цены упали! Катастрофически! Стоят полигоны. Любую бери, пожалуйста.
– Но дорого.
– За двухлитровый двигатель 6 тысяч евро – это дорого? Я все посчитал: сейчас машину дешевле купить, чем до растаможки. Потому что когда была растаможка, таких машин не было. Германия забита машинами, не знает, куда девать. В Европе кризис. Посмотрите, что творится во Франции, Италии и везде кругом. И машину, что раньше стоила 20 тысяч евро, сейчас продают за 12 тысяч. Я так и буду брать. Я до растаможки даже не дергался, хотя у меня были деньги – продал свою машину. Короче, сделал все наоборот. Сейчас я на своей машине потерял бы 4-5 тысяч. А так я ее продал очень выгодно. Сейчас с теми деньгами поеду и куплю то, что мне надо, а не то, что там стояло, – три машины на весь Берлин или на тот же Мюнхен, Кельн.
– Вам работа нравится?..
Это мой последний вопрос на сегодня, так как мы уже въехали в Минск и проезжаем по ул. Притыцкого, где мне выходить – дом мой стоит аккурат по пути из Вильнюса.
– Очень. Без работы жить не могу.
Судя по уверенному тону, Иван ответил искренне, безо всякого сарказма.
Марина АЖГИРЕЙ