Что мешает железной дороге удовлетворить возросший пассажирский спрос?
А если выезд экстренный?
Досаду, когда поездку приходится отменять из-за отсутствия билета, испытали многие из нас. Вот и гродненка Наталья Игнатова в сердцах рассказала «
Вслед за читательницей набираю номер справки Гродненского железнодорожного вокзала в обычный будний день — во вторник. «Могу ли я сегодня доехать до Речицы?» — интересуюсь в справке. А в ответ: «Билетов нет». Что в таких случаях делает пассажир, которому экстренно нужно добраться до Речицы? Конечно, мчится на автовокзал. Вот и я набираю номер справки. Оказывается, до Речицы прямого автобусного рейса из Гродно вообще не существует — ни в будни, ни в праздники. Нужно ехать с пересадкой через столицу и там уже дальше выверять маршрут. «А могу ли доехать до Москвы?» — войдя в роль пассажира, которому хочется покинуть Гродно именно во вторник, снова спрашиваю в железнодорожной кассе. «Вам какое место: купе или плацкарт?» — любезно предлагают на выбор. Так почему же на самом деле проблема региональных пассажирских перевозок стала столь актуальной?
Вагоны в дефиците
Ответ отчасти лежит на поверхности. В последнее время люди пересели с маршруток и автобусов на железнодорожный транспорт — не только безопасный, но и дешевый. Для сравнения: автобусный билет до Минска стоит около 100 тысяч рублей, а до конечной на поезд межрегиональных линий эконом-класса, в мягком кресле, где даже кофе проводник приносит, примерно 20 тысяч. Разница в цене в пять раз! Конечно, для многих пассажиров, особенно для студентов, которые ездят по этому маршруту довольно часто, такая экономия существенна.
— Проблема нехватки пассажирских мест на поезда межрегионального сообщения, конечно, есть. Если раньше мы сталкивались с ней в выходные и праздничные дни, то сейчас не редкость такая ситуация и в будни. Билеты начинаем продавать за 45 суток. Перед праздниками они расходятся в считанные дни. А удовлетворить возросший пассажирский спрос нет возможности по причине отсутствия необходимого количества вагонов, — говорит начальник железнодорожного вокзала станции Гродно Александр Соколовский.
Интересуюсь, можно ли вообще добраться поездами из Гродно во все областные центры. Оказывается, можно. Состав по маршруту Гродно — Гомель ходит ежедневно, поезда «Гродно — Витебск» и «Гродно — Унеча» чередуются по четным и нечетным дням, формируются прицепные вагоны до Бреста, а со столицей Гродно в сутки связывает четыре поезда, в том числе проходящих. Выходит, суть проблемы в подвижном составе. Как пояснили специалисты, у каждого поезда есть своя схема вагонов, которая утверждается ежегодно. Иными словами, количество вагонов в составе не может быть бесконечным. К примеру, 656-й поезд, так называемая «стрела» «Гродно — Минск» может насчитывать 16 вагонов. По будним дням этот состав состоит из пяти вагонов, в пятницу обычно вырастает до десяти, а в минувшие мартовские праздничные дни он увез все 14 вагонов. Однако места всем желающим добраться поездом из Гродно до столицы и обратно все равно не хватило...
Очевидно одно: эта насущная проблема, с которой сталкиваются пассажиры, не должна, подобно отжившему свой век паровозу, оставаться на месте.
Елена Семенова